Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Медиатека в Сэндае (арх. Тойо Ито)

Медиатека в Сэндае (арх. Тойо Ито)

Большинство проектов архитектор Тойо Ито посвятил людям, живущим в мегаполисе. Для реализации своих идей он активно использовал все современные достижения технического прогресса, создавая удобные жилые дома для горожан. Несколько десятилетий он занимался только проектами частных домов, пока к нему не пришла всемирная известность после открытия в 2001 году Медиатеки в Сэндае.

Региональный центр Сэндай расположен в 300 километрах к северу от Токио. Город был полностью разрушен во время Второй мировой войны и фактически отстроен заново. В 1995 году новый мэр решил, что служить символом богатого современного Сэндая должны не руины замка XVII века, а современный центр искусств. Миссия нового центра заключалась в устранении всех барьеров между обществом и знаниями, и Тойо Ито блестяще справился с этой задачей архитектурными средствами.

Макет
Макет

Конкурс на проектирование здания Медиатеки был огромный. Работа Тойо Ито должна была стать лучшей среди работ 235 других участников. Жюри громкого конкурса возглавил знаменитый Арата Исодзаки, высоко оценивший предложенное Ито креативное решение. Проект архитектурной мастерской Тойо Ито превзошел конкурентов не только концептуальной проработкой идеи, но и технической составляющей проекта, предполагающей появление энергоэффективной медиапостройки.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Перед архитекторами стояла задача возвести полифункциональный комплекс, который заменит собой традиционную библиотеку и будет включать еще визуальный медиацентр, картинную галерею, информационный центр для людей с дефектами зрения и слуха.

Главный фасад
Главный фасад

Работа над Медиатекой в Сэндае фактически подразумевала создание новой концепции архитектуры, продиктованной необходимостью идти в ногу со временем. Произведение Тойо Ито стало своеобразным памятником электронной эпохи, воротами в виртуальную реальность.

В конце ХХ века началась новая эра в архитектуре — дигитальная архитектура. Мастера первой величины чутко отреагировали на новые веяния электронной эпохи. К архитектуре стали предъявляться требования: она должна функционировать в неразрывной связи с информацией, быть медиаоболочкой.

Для Тойо Ито смелый эксперимент с проектом здания Медиатеки стал во многом ответом на вызов нового времени. Геометрия постройки очень проста: стеклянный куб, легкость и прозрачность конструкции  которого достигается за счет оболочки из двойного остекления и отсутствия внутренних перегородок.

Медиатека в Сэндае
Медиатека в Сэндае

Здание возведено на участке 50×50 метров, имеет высоту 36,5 метра и состоит из семи этажей. Структуру объекта определяют три основных элемента: платформы, трубы и оболочки. Шесть квадратных панелей образуют этажи здания и являются главными площадками (платформами) комплекса, где с помощью диаграмм делается попытка выразить различные способы взаимодействия между людьми, которые могут варьироваться в зависимости от типа используемых ими медиа. Платформы нанизаны на 13 колонн, созданных объединенными между собой трубами. Прямых колонн только пять. Они одновременно являются и опорами, и шахтами лифтов. Четыре колонны расположены в углах здания и служат основным средством поддержки и фиксации. Остальные колонны изгибаются, меняя свое направление и диаметр от одного этажа к другому.

Оболочку сам архитектор называет кожей, ведь обращенный на главную улицу фасад дышит, как человеческая кожа. Летом открывающиеся механизмы, размещенные на самом верхнем и втором снизу подземном уровне, используются для генерации восходящего воздушного потока внутри двойной оболочки. Этот поток охлаждает поверхность стены, снижая потребность в дополнительном кондиционировании воздуха.

Здание Медиатеки ночью
Здание Медиатеки ночью

Воздух, поступающий по трубам, мягко и плавно распределяется по всем доступным этажам — с помощью специальных воздуховодов, проложенных в двухслойных полах и функционирующих как приточная вентиляция. Такая система вызывает ощущение уюта, противостоящего «гигантизму» площадок. Зимой механизмы закрыты, так что двойная оболочка служит хорошим утеплителем: благодаря изолированной воздушной прослойке снижается необходимость дополнительного обогрева помещений.

С наступлением темноты оболочка здания практически полностью «растворяется» в пространстве, обнажая шесть квадратных панелей­площадей и 13 вертикальных элементов, напоминающих растущие сквозь здание деревья. Деревья, причудливо изгибаясь, пересекают площадки, что делает конструкцию похожей на гигантскую инсталляцию. Оболочку из двойного остекления украшают ряды нанесенных на нее шашечек — «пикселей», придавая фасаду «компьютерный» вид. С помощью таких, казалось бы, простых элементов — площадок, труб и оболочки, Медиатека превратилась в пространство, в котором, по словам самого архитектора, «виртуальное и связанное с природой первичное тела интегрированы».

Архитектор называет строительство Медиатеки в Сэндае одним из самых ярких периодов в своей карьере. В атласе архитектуры «Phaidon» Тойо Ито поясняет замысел этого выдающегося произведения: «Медиатека отличается от обычных общественных зданий во многих отношениях. В здании, в котором общеопределяющими функциями являются библиотека и картинная галерея, администрация активно пытается стереть границы между различными программами, убрать жесткие барьеры между различными типами медиаматериалов и тем самым создает образ современного взаимоотношения культурных направлений. Эта открытость является прямым результатом простой структуры здания. Количество стен на каждом этаже было сведено к минимуму, позволяя любой из функций свободно распространяться по пространству всего этажа между стальных опор».

Интерьер первого этажа
Интерьер первого этажа

Каждая труба эффективно выполняет функцию световода. Естественный свет поступает в здание с помощью оптического механизма, светоприемника, который размещен на крыше, и перенаправляется вниз благодаря оптическим отражателям, расположенным внутри труб. Он распространяется на каждый этаж с помощью системы призм и линз. Искусственное освещение также создается в трубах. Дневной и искусственный свет смешивается, чтобы усилить яркость и уровень освещенности. Днем создается среда, в которой сосуществуют естественный и искусственный свет.

Медиатека объединяет всех последователей философии «образования в течение всей жизни». На первом этаже расположены кафе, книжный магазин и зал, в котором проводятся лекции, концерты, круглые столы. Стены первого этажа могут складываться в гармошку, чтобы внутреннее пространство в хорошую погоду стало частью улицы. Второй этаж отдан под детскую библиотеку, библиотеку мультимедиа и административную зону, которая отделена от остального пространства лишь криволинейным в плане подвижным занавесом из металлической сетки.

Одна из колонн изнутри
Одна из колонн изнутри

Третий и четвертый этажи — это городская библиотека и читальные залы. Здесь хранится около 400 000 книг и журналов по культуре и искусству. А пятый и шестой этажи — это выставочные зоны. Пространство на этих этажах организуют подвижные стены на колесиках, которые могут быть подогнаны индивидуально под каждую экспозицию. На седьмом этаже расположены кинотеатр, конференц­залы и шесть монтажных студий, куда, предварительно записавшись, могут приходить все желающие и работать над собственными проектами: создавать и монтировать аудио­ и видеоматериалы. В этих же студиях устраиваются воркшопы и семинары, а в зале кинотеатра проводятся лекции и показы.

Создание интерьеров было поручено известным дизайнерам: Кадзуйо Сэдзима, K. T. Architecture, Кариму Рашиду и Россу Лавгроуву. Для отдела информации и детской библиотеки на втором этаже Сэдзима создал монохромную композицию из белой плитки, хромированных коробов, черных стен, усеянных серебряными блестками, и серых пластиковых диванов, по форме напоминающую листья клевера. Эксклюзивная дизайнерская мебель Медиатеки — кресла, диваны, стулья имеют необычные формы, отличающиеся плавными, сглаживающими углы линиями.

Медиатека, по словам архитектора, создавалась как прозрачная оболочка для информации. Здание стало символом Сэндая и остается самым знаменитым воплощенным проектом Тойо Ито. Все шесть лет строительства Медиатеки за процессом наблюдал, без преувеличения, весь мир. Проект был, пожалуй, самым обсуждаемым не только среди профессионалов, но и широкой публики. Все ждали его окончательной реализации, понимая, что это профессиональный ответ новой эпохе, который позволит всем желающим получить новое качество доступа к информации и ее обработке, а значит, обеспечит новое качество образования. Этот проект получил международное признание, был отмечен большим числом премий и наград и, безусловно, оказал огромное влияние на творчество молодых архитекторов по всему миру. По мнению многих критиков, здание Медиатеки в Сэндае стало настоящей сенсацией в архитектуре.

Архитектурные и конструктивные особенности объекта:

  • Большинство колонн изгибаются, меняя свои направление и диаметр от одного этажа к другому.
  • Основа постройки очень проста — стеклянный куб 50х50 м, высотой 36,5 м.
  • Через все этажи здания проходят 13 колонн, каждая из которых представляет собой пучок труб.
  • Зимой двойной фасад, благодаря изолированной воздушной прослойке, служит утеплителем
  • Ночью стеклянной оболочки Медиатеки не видно, а 13 оригинальных колонн создают впечатление растущих сквозь здание деревьев.
  • На верхнем этаже расположены открывающие механизмы, которые обеспечивают летом воздушные потоки внутри двойной оболочки, что охлаждает здание.
  • Стены имеют двойное остекление.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал