Крайслер-билдинг стоит в деловом центре Манхэттена на пересечении 42 улицы и Лексингтон-авеню, всего в одном квартале от знаменитого Большого центрального вокзала, построенного по инициативе железнодорожного короля Корнелиуса Вандербильта, бывшего одним из «принцев города». Открытие вокзала состоялось в 1913 году.
- Объект: Крайслер-билдинг
- Месторасположение: Нью-Йорк, США
- Проект: Уильям Ван Ален
- Высота: 319 м.
- Материалы: сталь, стекло, кирпич и хром
- Год постройки: 1930
- Стиль: Ар-деко
- Небоскреб считался самым высоким в мире всего 12 месяцев – в 1931 году его превзошли
Над деловым центром Манхэттена доминирует коническая громада Крайслер-билдинга, увенчанная сверкающим шпилем, декорированным в экстравагантном стиле, навеянном эстетикой автомобильного дизайна.
Небоскреб компании «Крайслер» с 1930 года высится в небе над Манхэттеном, это образец стиля ар-деко с блестящими арками и лучами, торжество машинного века, и самый подходящий маяк для «города, который никогда не спит». Днем тонкая стальная вершина небоскреба сияет на солнце, ночью яркие фонари обеспечивают удивительное освещение в центре бурного мегаполиса по имени Нью-Йорк.
Здание создали и воплотили в период всеобщего помешательства на небоскребах, которое достигло апогея в период между двумя мировыми войнами. Рынок акций процветал, pi поэтому архитекторы, разработчики и состоятельные спонсоры все вместе устремились в бешеной гонке вверх, стараясь пронзить небо.
Среди них был и Уолтер Крайслер, основатель и глава недавно созданной корпорации «Крайслер-моторс». Крайслер безумно хотел построить такое огромное и роскошное здание, которое стало бы настоящим символом его империи. Он купил участок земли на углу 42-й улицы и Лексингтон-авеню, в двух шагах от Большого Центрального вокзала, и сообщил архитектору Уильяму ван Алену, чего хочет: «Пусть это здание будет выше, чем Эйфелева башня».
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Коническая громада небоскреба покоится на трехэтажном основании, занимающем площадь целого квартала; средняя основная часть небоскреба поднимается уступами, сужаясь по мере набора высоты. Центральную секцию небоскреба образуют многочисленные этажи, над которыми нависают подобия карнизов, декорированных орлиными головами; продолжая подниматься выше, она постепенно переходит в сверкающий шпиль.
Его символика очевидна корона города, сияющее солнце прогресса, образы, навеянные эстетикой дизайна автомобилей, и футуристические идеи, типичные для Нью-Йорка 1940-х годов с дирижаблями, парящими над остальными небоскребами Манхэттена Крайслер был первым из трех гигантов, построенных в Нью-Йорке между 1920 и 1930 годами, благодаря благоприятному стечению обстоятельств, которые, как это ни парадоксально, проявились именно во время экономического кризиса.
Пока в 1931 году не был построен Эмлайр-стейт-билдинг, Крайслер обладал титулом “высочайшего сооружения в мире”, отобрав его у Эйфелевой башни и перенеся этот символ прогресса из Старого Света в Новый. Три гиганта всегда будут занимать почетное место среди основных достопримечательностей Манхэттена, как и среди самых высоких и самых удивительных в художественном отношении небоскребов мира.
Каноническая архитектура Крайслера, выраженная в элегантных, строго очерченных образах, всегда позволяла ему занимать первое место среди зданий, славящихся своей «женственной» красотой. Его также рассматривали в качестве «объекта», построенного в соответствии с (новыми для того времени) принципами «макродизайна», когда архитектурная конструкция поднимается до уровня планетарного символа, что подтверждается его постоянным появлением как одного из символов США в рекламных проектах, а также в фильмах, посвященных Нью-Йорку и Соединенным Штатам.
Памятник веку машин
Ван Ален предложил простой проект в стиле ар-деко. Проект был одобрен, но архитектор столкнулся со сложной задачей – как же построить самое высокое здание в мире?
Крейг Северанс, бывший партнер, и к тому времени уже противник ван Алена, шел на шаг впереди. Он уже начат строить огромную башню банка на Уолл-стрит, 40, и именно она должна была стать самой высокой в мире. Архитекторы-соперники постоянно дополняли проекты и пытались превзойти друг друга еще на стадии разработки.
Но когда башня на Уолл-стрит высотой 282,5 метра была уже достроена, ван Ален нанес решающий сокрушительный удар: он тайно построил внутри своего небоскреба 56-метровый шпиль и шокировал прессу и публику – шпиль подняли прямо через отверстие в крыше и установили наверху.
Так 77-этажный небоскреб Крайслер-билдинг достиг высоты 319 метров, и, наконец, стал самым высоким в мире. Творение ван Алена потом признали одним из главных достижений архитектуры в стиле ар-деко.
Творческий конкурс на лучший проект чикагского Трибюн-билдинга, в котором приняли участие представители европейского культурного авангарда (такие как Вальтер Гропиус и Адольф Лоос), ясно показал, что в Соединенных Штатах ищут новые системы образов, отличные от модернизма.
Он также указал на новые пути развития американской архитектуры небоскребов: исключительно вертикальная ориентация стен; подчеркивание геометрических элементов, декорирование, шпили, выполненные в классическом или готическом стиле с романтическим налетом; заимствование стилистических элементов, присущих буржуазному эклектизму, и образы неевропейской архитектуры, такие как вавилонские зиккураты, монументальные конструкции неоклассицизма и встраивание в окружающие исторические и архитектурные ландшафты (пересмотренные на «сверхчеловеческом» уровне).
Архитектурные особенности Крайслер-билдинг:
- Внутренние пространство Крайслер-билдинг декорированы с такой же элегантностью, что и фасад. Потолок украшен изображением самого здания, тогда как остальные части интерьера расписаны в основном изображениями новейших средств передвижения.
- Каркас небоскреба собирался из стальных горизонтальных и вертикальных конструкций.
- Выставочный зал, расположенный на первом этаже и обновленный в 1978 году, и роскошные двери зала, богато декорированные стоянии – мраморными и гранитными элементами, свидетельствуют о том, с какой тщательностью разрабатывались даже мельчайшие детали здание чтобы оно стало лучшим в мире.
- Являясь памятником золотому веку автомобилестроения, Крайслер-билдинг обладает уникальным стилем, воплощенным в элементах оформления, напоминающих различные части автомобиля – радиаторы, колеса, детали кузова.
- Уильям вон Ален втайне занимался сборкой шпиля, но установил его только после того, кок было завершено строительство здания банка Манхэттена. Он появился над вершиной небоскреба, словно чудное видение, знаменующее очередную победу в «войне небоскребов»
- Наверху небоскреб украшен арками и лучами, это распространенные мотивы в стиле ар-деко, в них отражен оптимизм того времени.
- Самой известной и важнейшей частью Крайслер-билдинг является его шпиль, выполненный в эстетике автомобильного дизайна, он символизирует сияющее солнце прогресса, взошедшее вместе с ним над Нью-Йорком.
И только в послевоенный период международный стиль обрел окончательные формы в небоскребах нового поколения – “стеклянных призмах современного города”.
Правила, регулирующие гражданское строительство, изменились в сторону защиты городских улиц от подпирающих их со всех сторон высотных зданий. Поэтому возникла необходимость в стимулировании строительства таких зданий, верхние уровни которых будут как бы нависать над улицами, что позволит им подниматься на какую угодно высоту над строительной площадкой. Так начала развиваться тенденция к увеличению фактической строительной площади, чтобы иметь достаточно пространства для центральной секции.
Таким образом, возник новый тип небоскребов, вступивший в соревнование за обладание мировым рекордом высоты. Конструкция из стальных горизонтальных и вертикальных несущих элементов со встроенным в нее центральным стержнем (где устанавливались лифты) успешно противостояла горизонтальным потокам воздуха, что освобождало фасад от выполнения статических функций.
Новые технологии также внедрялись в подъемные системы, системы вентиляции, центрального отопления, звукоизоляции, сбора и уничтожения мусора и другие. При выборе материалов большое значение придавалось их прочности, а также внешнему виду. Так, шпили собирались из прочной и блестящей нержавеющей стали.
По некоторым мнениям, Крайслер-билдинг являлся воплощением небоскребов этого типа, однако вскоре появляется третий городской гигант – Рокфеллеровский центр – чрезвычайно выделяющийся своими разнообразными структурами, имеющими внутренние и внешние секции, в совокупности формирующими многофункциональное сооружение, в большей степени открытое городу.
В недавние годы количество небоскребов этого типа увеличилось. Утопические и футуристические идеи, которые последовали за изменениями в правилах строительства, нашли яркое отражение в знаменитых видах идеального города Хью Ферриса, а также в комиксах и кинофильмах. Заметное сходство можно обнаружить в огромном дворце (вершина которого напоминала Статую Свободы) из фильма Фрица Ланга «Метрополис» (1927), на подготовку и съемки которого ушло два года. Метрополис состоял из двух частей: подземного города для рабочих и «воздушного» города из высоких и величественных зданий, опутанных сетью многоуровневых автомобильных и пешеходных дорог и виадуков.
Рост безработицы, последовавший за финансовым крахом 1929 года, продолжался в течение десятилетий – тогда количество производимых автомобилей упало до рекордно низкого уровня. Автомобильная промышленность была фундаментом американской экономики, достигнув наивысших темпов развития в первом десятилетии двадцатого века. Генри Форд построил народный автомобиль – модель Т. В условиях экономического спада Уолтер Крайслер строит небоскреб, который носит имя его компании. Едва экономический кризис начинает сказываться на доходах всех автомобильных предприятий, Крайслер (который основал свою автомобильную компанию в 1926 году) решает возвести монумент золотому веку автомобилестроения. Его решение было воплощено в сооружении, элементы оформления которого напоминали различные части автомобиля, – радиаторы, колеса, декоративные детали кузова.
Строительство Эмпайр-стейт-билдинга началось в 1929 году. Этот небоскреб тридцать с лишним лет держал мировой рекорд высоты, пока по инициативе Дэвида Рокфеллера не был построен Центр международной торговли.
Тактическая уловка, к которой прибег Уильям ван Ален, архитектор Крайслера, была вызвана «войной небоскребов», которая в те годы велась в Нью-Йорке. На последних этажах здания он втайне собрал знаменитый шпиль, который в невиданно сжатые сроки был установлен на свое место только после того, как было завершено строительство здания Банка Манхэттена, проект которого принадлежал его сопернику архитектору Крейгу Северенсу.
Другим проявлением «войны небоскребов» стало какое-то проклятие, преследовавшее великих архитекторов: так, финансовые скандалы, разразившиеся над компанией ван Алена, покрыли его имя позором, от которого он так и не оправился. Однако это не помешало ему принять участие в великосветском бале-маскараде, на котором он появился в костюме Крайслер-билдинга со шпилем на голове.
Вместе с другими знаменитыми архитекторами Нью-Йорка, одетыми в костюмы собственного дизайна, он был запечатлен на групповой фотографии. Головной офис компании Крайслер никогда не переезжал в это здание, ей принадлежал здесь только выставочный зал на первом этаже. Здание подверглось обновлению в 1978 году – тогда на его первом этаже был построен гостеприимный и роскошный выставочный зал, декорированный стальными, мраморными и гранитными элементами, собранными со всего мира.
Ар-деко – это обтекаемые и геометрические формы, стилизованные орнаменты и блестящие детали, современная утонченность эры машин и промышленности. Знаменитая стальная корона Крайслера поражает нас своей геометрией, арками и треугольниками, которые постепенно сходятся к острому сверкающему шпилю. Это одно из первых зданий, где сталь была так широко использована для внешней отделки. Его стены, облицованные белым глазурованным кирпичом с темной отделкой, сочетают традиционные вертикали и современные горизонтальные линии. Фасад украшен так, что заметна одержимость орнаментами, характерная для стиля ар-деко, и общая «тема» здания: фриз с колесами, несколько абстрактных автомобилей, крылатые крышки радиаторов, и огромные горгульи в виде головы орла, такой же, как на капотах «Крайслеров».
Эти необычные новомодные горгульи из стали смотрят с углов здания, они, пожалуй, самое странное его украшение.
Внутри небоскреба все тоже необычно и ярко. Когда проходишь через вход из черного гранита высотой в три этажа, то кажется, что внезапно очутился в угольной шахте. Внутренняя обстановка затемненная, напоминает подземелье и очень сильно контрастирует с фасадом.
Стены выложены узорчатым темно-красным марокканским мрамором, от ониксовых панелей возле ламп льется приглушенный свет. Двери 32 лифтов в небоскребе украшены экзотическим деревом, а роспись на высоких потолках изображает самолеты, процесс сборки автомобилей и само здание.
Дух состязания
Крайслер в то время выпустил брошюру, где с гордостью говорится, что в здании есть «все для удобства чистоты, комфорта и даже вдохновения, что только может придумать, создать и купить за деньги человек». Но всего через год после того как построили Крайслер-билдинг, самым высоким зданием стал другой небоскреб, Эмпайр-стейт-билдинг.
В 1995 году был отреставрирован хромовый шпиль, названный «Нироста», который заблестел еще ярче и стал хорошо виден по ночам, как и Эмпайр-стейт-билдинг, озаряющий ночное небо разноцветной иллюминацией верхних этажей.