Основные факты:
- ДАТА 1787 – около 1821 годы
- СТИЛИ Индийский, китайский
- МАТЕРИАЛЫ Железо, камень и смола
- АРХИТЕКТОРЫ Генри Холланд, Уильям Порден, Хамфри Рептон и Джон Нэш
- Сначала это был загородный дом принца Уэльского и его любовницы
Необычный готически-восточный дворец сначала был обычным сельским домом. Этот дом снял молодой принц Уэльский, будущий Георг IV, когда сбежал из города со своей любовницей Марией Фицгерберт. Потом они втайне обвенчались.
Строительство павильона начал в 1787 году архитектор Генри Холланд, а закончил его эксцентричный Джон Нэш уже в 1820-х. Холланд построил круглый зал с колоннами и куполом. Следующие пристройки повторяли старый дом, и получилось три части.
Принц восхищался Востоком, это определило стиль нового дома. Архитекторы и дизайнеры, такие как Уильям Порден и Хамфри Рептон, обратились к сказочным образам Китая и Индии.
Окончательный вид павильона с живописными куполами-маковками и минаретами оказался прекрасным фоном для пышных приемов, которые устраивал принц. Стало модно купаться в море, и элита покинула курорты с источниками, такие как Бат. Все стали ездить на первый в Англии морской курорт.
Восточный взгляд
Порден спроектировал большое здание конюшни в индийском стиле с куполом, причудливыми башенками и остроконечными арками.
В 1815 году принц-регент решил, что павильон слишком затеняют индийские конюшни, и пригласил Джона Нэша, чтобы тот что-нибудь придумал. Нэш предложил сделать павильон выше, увенчать его несколькими куполами, как и собирался сделать Рептон.
Нэш создал музыкальный и банкетный залы, их шатровые крыши, вылепленные из штукатурки, кажутся настоящими экзотическими шатрами. Восточный стиль расцветал везде, даже в больших новых кухнях, где железные колонны были украшены медными пальмовыми листьями.
Внешние изменения, благодаря которым павильон стал таким, каким мы его знаем, начались в 1818 году. Железную основу «индусского» купола подняли наверх и покрыли листовым железом и лепниной из мастики. Над боковыми комнатами появились маленькие купола, поднялись в небо минареты из золотистого камня. А старую колоннаду заменили новой, по примеру колоннады в Аллахабаде, в Индии.
Индийские элементы появились и на главном фасаде, а в 1820 году Фредерик Крейс и Роберт Джонс начали создавать интерьер в jhs китайском стиле – красно-золотые росписи в музыкальном зале и тему дракона в зале для банкетов, где огромный дракон держит на потолке удивительный хрустальный канделябр.
В 1850 году павильон лишился большинства своих украшений и был продан правительству Брайтона. Его восстановили, большинство украшений вернули или заменили репродукциями – например, кровать в апартаментах королевы Виктории. А в индийских конюшнях под куполом теперь концертный зал.
НЕОБЫЧНЫЙ АРХИТЕКТОР
Джои Нэш (1752-1835) – самый предприимчивый архитектор и градостроитель своего времени – подарил королевской Англии новый, яркий, декоративный стиль. Он играл с образностью, готикой, деревенским и классическим итальянским стилем и создавал все что угодно – от домиков с крышами из тростника до целых каменных улиц.
Нэш был придворным архитектором принца-регента, а в 1813 году стал заместителем главного управляющего проектами. Самое известное его творение в Лондоне – великолепная улица Риджент-стрит 1812 года. Это «королевская дорога», по которой Георг IV проезжал из дворца Карлтон-Хаус в новый Регентский парк.
Изгиб центральной части улицы, который называется Квадрант, тоже знаменит, как и лепные террасы кремового цвета, вдоль внешнего круга в Регентском парке.