Конструктивизм возник в 1920 – начале 1930х годов в СССР как авангардисткое направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и др. декоративно-прикладных искусствах.
Его основными представителями в архитектуре были братья Леонид, Виктор и Александр Веснины. Впервые они заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве.
Проект Весниных соответствовал не только эстетическим реалиям того времени, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и технологий. Следующей их работой было сооружение здания газеты «Ленинградская правда». Перед братьями стояла простая задача: для постройки выделялся небольшой участок под застройку на Страстной площади. Архитекторам удалось создать 6-этажное здание, в котором располагались не только офис и помещение редакции, но и газетный киоск, вестибюль и читальный зал. Сооружение Весниных имели характер лаконичной пролетарской этики.
Основным единомышленником братьев был теоретик архитектуры Моисей Яковлевич Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он писал, что каждой исторической эпохе соответствовал свой собственный художественный стиль. Развитие новых архитектурных течений он связывал с «..непрерывной механизацией жизни», а машину считал «новым элементом нашего быта, психологии и эстетики».
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
В 1924 г. Гинзбург и братья Веснины организовали создали официальную организацию конструктивистов ОСА. Ее члены разрабатывали методы проектирования, которые основывались на научном анализе функциональных особенностей сооружений. Построенные в этом стиле здания отличались исключительной функциональностью с использованием многих современных технологических достижений: наглядной агитации, прожекторов, киноэкранов и радиоантенн. Внешние формы были строги, геометрически правильны и лаконичны. Основными сооружениями были фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммунаров.
С 1926 г. конструктивисты стали выпускать собственных журнал «Современная архитектура», который выходил в течение 5 лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган.
«Башня III Интернационала»
Самой известной конструктивистской работой была «Башня III Интернационала» Владимира Татлина (1885-1953). Идея ее создания возникла в 1919 г. После одобрения проекта отделом ИЗО Наркомпроса архитектор с помощниками приступил к строительству модели в мастерской бывшей Академии художеств в Петрограде. В 1920 г. эта модель была выставлена в Доме союзов в Москве.
По замыслу Татлина башня должна была представлять собой конструкцию из трех огромных стеклянных помещений в форме куба, пирамиды и цилиндра, вращавшихся вокруг своей оси. Их вращение соотносилось в вращением Земли. Подобным образом выражалась идея времени. В кубе предполагалось расположить зал для законодательного собрания, в пирамиде – правительство земного шара, а в цилиндре – информационное бюро, радио, газету и телеграф.
Башня имела планетарный характер, поэтому наклон ее мачты был параллелен Земле. Форма задавалась спиралью, которая закручивалась по логарифмической кривой. К сожалению, здание так и не было построено.
Во время социалистической эпохи возникли новые формы городской и жилищной планировки. В построенном Гинзбургом в 1929 г. жилом доме для работников Наркомфина в Москве предусматривались как общие пространства, так и квартиры разной площади. Позже данный принцип широко применялся модернистами. Города рассматривались как узкие линии застроек вдоль дорог. Спальные районы отделялись от промышленных зон, которые располагались за полосой зеленых насаждений. За ними шли дома и парки, переходившие в сельскую местность.