Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Консерватория им. Дариюса Мийо (арх. К. Кума)

Консерватория им. Дариюса Мийо (арх. К. Кума) Архитектура

За последние десять лет очаровательный город Эксан-Прованс превратился в один из крупнейших культурных форумов в Европе. Здесь появились объекты, предназначенные для всех видов искусства. Консерватория им. Дариюса Мийо, построенная в 2013 году, стала последним элементом создающегося центра культуры и науки, разместившись недалеко от Большого театра, муниципальной библиотеки и ведомственного архива.

По словам архитектора Кэнго Кумы, он давно мечтал что-нибудь спроектировать для Экс-ан-Прованса. «Я люблю этот красивый город, люблю его историю, его пейзажи. Меня все здесь привлекает. Жизнь здесь прекрасна, ведь люди здесь живут в гармонии с природой, едят натуральные сезонные продукты. На мой взгляд, это идеальная модель жизни XXI века».

Консерватория имени Дариюса Мийо. Рядом – фрагмент Национального хореографического центра

Знаменитого японского архитектора пригласили построить здание для одной из старейших консерваторий во Франции, основанной еще в 1849 году.

Стояла задача объединить в одном месте дисциплины, которые до этого времени были разрознены и размещались в пяти отдельных, далеких друг от друга местах. В новом здании консерватории было открыто обучение кроме музыкальных специальностей также балету и драматическому искусству. Площадь постройки — 7400 м², позволяет проходить обучение 1400 студентам.

Внутри комплекса размещены 62 учебных помещения, которые разделены по музыкальным дисциплинам: струнные и клавишные инструменты, духовые и ударные инструменты, древняя и традиционная музыка, электроакустическая музыка и джаз. Есть также 20 репетиционных залов (15 классов предназначены для индивидуальных занятий и 5 — для групповых), 4 балетные студии и два зала для театральных постановок.

Остекленный угол здания консерватории
Остекленный угол здания консерватории

Так как место под строительство современного здания консерватории было выделено рядом с Национальным хореографическим центром, возведенным в 2006 году архитектором Руди Риччотти, Кэнго Кума, верный своим убеждениям, создавал проект в тонком диалоге между существующим сооружением и новым. Поэтому для облицовки стен снаружи японский архитектор выбрал алюминий, так родилось ощущение единства двух соседних построек.

Архитектура хореографического центра базируется на контрасте стеклянного куба здания и окутывающей его железобетонной решетки, состоящей из вертикальных и диагональных линий. Вторит динамизму постройки французского архитектора, идущему от свойств используемого материала, творение Кумы. Фасады пятиэтажного здания консерватории закрыты алюминиевыми панелями, образующими сложные горизонтальные и вертикальные складки.

Однако архитектурное решение фасада продиктовано не только необходимостью связи с окружением и, прежде всего, стоящей рядом знаковой постройкой, но и желанием японского мастера раскрыть душу создаваемого им творения. Архитектурно-художественный образ здания консерватории похож на музыкальную палитру, аккордами в ней являются разновеликие окна, неравномерно прорезающие этажи. А главную тему призваны исполнять неуловимые ноты — игра света и тени на фасадах и в интерьере здания создает бесконечное разнообразие вариаций.

Фрагмент консерватории со стороны внутреннего двора

По словам самого Кумы, «основным элементом фасада является не алюминий, а сочетание света и тени». Игра света и тени вторит игре на музыкальных инструментах в помещениях консерватории, становясь в одних случаях декорацией, в других — вдохновением. Каждый фасад неповторим и имеет собственный ритм. Разные формы, оттенки, материалы, использованные при создании этого архитектурного произведения, по замыслу автора, должны символизировать мир музыки и вызывающие его к жизни музыкальные инструменты.

 

Геометрия стоящих рядом Национального хореографического центра и Консерватории им. Дариюса Мийо — мастерски выстроенный диалог. Французский архитектор создал скошенный верхний угол у стеклянного куба своего сооружения. На это последовал точный японский ответ. Нижние углы здания консерватории срезаны, из-за чего получились большие треугольные стеклянные секции, позволяющие проникать в интерьер естественному свету.

Консерватория им. Дариюса Мийо
Консерватория им. Дариюса Мийо

Самый крупный стеклянный срез — в центре постройки. В нем устроен главный вход в здание. С солнечной стороны сооружения площадь остекления меньше, к тому же алюминиевые складки на фасаде выполняют свое функциональное предназначение, работая как жалюзи и помогая защитить помещения от прямых солнечных лучей.

Интерьер каждого помещения был разработан с точки зрения баланса функции и эстетики. Размер комнат и залов, количество входов и выходов, необходимых для каждого вида помещений, требования к акустике — все было учтено и просчитано с целью добиться совершенства по каждому из показателей. Многие залы облицованы тонкими гранеными деревянными панелями, которые не только улучшают акустические свойства помещений, но и создают резонанс со складками на фасаде. Такую же игру из деревянных пластин разной ширины можно встретить на потолке лестничных маршей, фойе и коридоров — они сплетаются в асимметричный рисунок и под разными углами обрамляют, формируют и корректируют пространство.

Интерьер консерватории
Интерьер консерватории

 

Интерьер главного концертного зала консерватории на 500 мест почти полностью выполнен из дерева. Деревянные панели на стенах сложены уступами разной величины, в которых скрыто освещение. Когда в зале включается свет, трехмерное оформление стен предстает во всем своем великолепии. Пространство главного зала усложняется асимметричностью его плана и дробным членением. Зрительская зона разделена на ярусы таким образом, чтобы получить максимальное количество мест. Внутреннее оформление главного помещения консерватории должно, по замыслу архитектора, соответствовать яркой, свободной музыке знаменитого уроженца Экс-ан-Прованса, композитора Дариюса Мийо.

Кума при разработке этого проекта в очередной раз показал, что умеет встраивать свое произведение не только в природную среду, но и в сложившийся городской контекст. Притом что здание консерватории очень деликатно перекликается с соседними, оно воплощает в себе эстетику японской культуры. Ряд ассоциаций и символов, которым соответствует новое творение мастера, следует дополнить еще и его сходством с искусством оригами, безусловно, вдохновившим архитектора.

Концертный зал консерватории
Концертный зал консерватории

Масштабное сооружение, как будто выложенное в сложнейшей японской технике работы с бумагой, привлекает внимание большого числа профессионалов и любителей архитектуры. Дирекция консерватории всерьез обсуждает вопрос о возможности организации регулярных экскурсий по этому памятнику новейшей архитектуры.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Фасады закрыты алюминиевыми панелями, образующими горизонтальные и вертикальные складки.
  • Здание консерватории пятиэтажное.
  • Площадь нового здания консерватории — 7400 м2.
  • Все углы постройки скошены и остеклены.
  • Кэнго Кума, создавая свой проект, решил выстроить диалог с соседним зданием Национального хореографического центра.
  • Складчатые фасады здания делают его похожим на произведение оригами.
  • Самый крупный остекленный срез сооружения обозначает вход.
  • Сквозь остекленную часть прекрасно виден интерьер большого холла консерватории.
  • Использованное в интерьере дерево и панели на фасаде выложены рельефными складками.
Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал