За последние десять лет очаровательный город Эксан-Прованс превратился в один из крупнейших культурных форумов в Европе. Здесь появились объекты, предназначенные для всех видов искусства. Консерватория им. Дариюса Мийо, построенная в 2013 году, стала последним элементом создающегося центра культуры и науки, разместившись недалеко от Большого театра, муниципальной библиотеки и ведомственного архива.
По словам архитектора Кэнго Кумы, он давно мечтал что-нибудь спроектировать для Экс-ан-Прованса. «Я люблю этот красивый город, люблю его историю, его пейзажи. Меня все здесь привлекает. Жизнь здесь прекрасна, ведь люди здесь живут в гармонии с природой, едят натуральные сезонные продукты. На мой взгляд, это идеальная модель жизни XXI века».
Знаменитого японского архитектора пригласили построить здание для одной из старейших консерваторий во Франции, основанной еще в 1849 году.
Стояла задача объединить в одном месте дисциплины, которые до этого времени были разрознены и размещались в пяти отдельных, далеких друг от друга местах. В новом здании консерватории было открыто обучение кроме музыкальных специальностей также балету и драматическому искусству. Площадь постройки — 7400 м², позволяет проходить обучение 1400 студентам.
Внутри комплекса размещены 62 учебных помещения, которые разделены по музыкальным дисциплинам: струнные и клавишные инструменты, духовые и ударные инструменты, древняя и традиционная музыка, электроакустическая музыка и джаз. Есть также 20 репетиционных залов (15 классов предназначены для индивидуальных занятий и 5 — для групповых), 4 балетные студии и два зала для театральных постановок.
Так как место под строительство современного здания консерватории было выделено рядом с Национальным хореографическим центром, возведенным в 2006 году архитектором Руди Риччотти, Кэнго Кума, верный своим убеждениям, создавал проект в тонком диалоге между существующим сооружением и новым. Поэтому для облицовки стен снаружи японский архитектор выбрал алюминий, так родилось ощущение единства двух соседних построек.
Архитектура хореографического центра базируется на контрасте стеклянного куба здания и окутывающей его железобетонной решетки, состоящей из вертикальных и диагональных линий. Вторит динамизму постройки французского архитектора, идущему от свойств используемого материала, творение Кумы. Фасады пятиэтажного здания консерватории закрыты алюминиевыми панелями, образующими сложные горизонтальные и вертикальные складки.
Однако архитектурное решение фасада продиктовано не только необходимостью связи с окружением и, прежде всего, стоящей рядом знаковой постройкой, но и желанием японского мастера раскрыть душу создаваемого им творения. Архитектурно-художественный образ здания консерватории похож на музыкальную палитру, аккордами в ней являются разновеликие окна, неравномерно прорезающие этажи. А главную тему призваны исполнять неуловимые ноты — игра света и тени на фасадах и в интерьере здания создает бесконечное разнообразие вариаций.
По словам самого Кумы, «основным элементом фасада является не алюминий, а сочетание света и тени». Игра света и тени вторит игре на музыкальных инструментах в помещениях консерватории, становясь в одних случаях декорацией, в других — вдохновением. Каждый фасад неповторим и имеет собственный ритм. Разные формы, оттенки, материалы, использованные при создании этого архитектурного произведения, по замыслу автора, должны символизировать мир музыки и вызывающие его к жизни музыкальные инструменты.
Геометрия стоящих рядом Национального хореографического центра и Консерватории им. Дариюса Мийо — мастерски выстроенный диалог. Французский архитектор создал скошенный верхний угол у стеклянного куба своего сооружения. На это последовал точный японский ответ. Нижние углы здания консерватории срезаны, из-за чего получились большие треугольные стеклянные секции, позволяющие проникать в интерьер естественному свету.
Самый крупный стеклянный срез — в центре постройки. В нем устроен главный вход в здание. С солнечной стороны сооружения площадь остекления меньше, к тому же алюминиевые складки на фасаде выполняют свое функциональное предназначение, работая как жалюзи и помогая защитить помещения от прямых солнечных лучей.
Интерьер каждого помещения был разработан с точки зрения баланса функции и эстетики. Размер комнат и залов, количество входов и выходов, необходимых для каждого вида помещений, требования к акустике — все было учтено и просчитано с целью добиться совершенства по каждому из показателей. Многие залы облицованы тонкими гранеными деревянными панелями, которые не только улучшают акустические свойства помещений, но и создают резонанс со складками на фасаде. Такую же игру из деревянных пластин разной ширины можно встретить на потолке лестничных маршей, фойе и коридоров — они сплетаются в асимметричный рисунок и под разными углами обрамляют, формируют и корректируют пространство.
Интерьер главного концертного зала консерватории на 500 мест почти полностью выполнен из дерева. Деревянные панели на стенах сложены уступами разной величины, в которых скрыто освещение. Когда в зале включается свет, трехмерное оформление стен предстает во всем своем великолепии. Пространство главного зала усложняется асимметричностью его плана и дробным членением. Зрительская зона разделена на ярусы таким образом, чтобы получить максимальное количество мест. Внутреннее оформление главного помещения консерватории должно, по замыслу архитектора, соответствовать яркой, свободной музыке знаменитого уроженца Экс-ан-Прованса, композитора Дариюса Мийо.
Кума при разработке этого проекта в очередной раз показал, что умеет встраивать свое произведение не только в природную среду, но и в сложившийся городской контекст. Притом что здание консерватории очень деликатно перекликается с соседними, оно воплощает в себе эстетику японской культуры. Ряд ассоциаций и символов, которым соответствует новое творение мастера, следует дополнить еще и его сходством с искусством оригами, безусловно, вдохновившим архитектора.
Масштабное сооружение, как будто выложенное в сложнейшей японской технике работы с бумагой, привлекает внимание большого числа профессионалов и любителей архитектуры. Дирекция консерватории всерьез обсуждает вопрос о возможности организации регулярных экскурсий по этому памятнику новейшей архитектуры.
Архитектурные и конструктивные особенности:
- Фасады закрыты алюминиевыми панелями, образующими горизонтальные и вертикальные складки.
- Здание консерватории пятиэтажное.
- Площадь нового здания консерватории — 7400 м2.
- Все углы постройки скошены и остеклены.
- Кэнго Кума, создавая свой проект, решил выстроить диалог с соседним зданием Национального хореографического центра.
- Складчатые фасады здания делают его похожим на произведение оригами.
- Самый крупный остекленный срез сооружения обозначает вход.
- Сквозь остекленную часть прекрасно виден интерьер большого холла консерватории.
- Использованное в интерьере дерево и панели на фасаде выложены рельефными складками.