Классицизм представляет форму архитектурного направления, нацеленного на восстановление эстетических канонов греко-римского искусства для воплощения символов идей порядка и гармонии. В классицизме получило освещение проблема теоретического осмысления архитектуры, что привело к рождению дисциплины эстетика. Обращение к искусству греческой классики было поддержано многими архитекторами. Существенный вклад в утверждение такого образца внесли археологические открытия, становление археологии как науки, и исследования по вопросам греческой античности.
Особенности классицизма:
Основа этого направления — следование античным ордерам: дорическому, ионическому, коринфскому, тосканскому и композитному (сложному). Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в классических репертуарах (от ордеров до схемы-типа храма).
Это предоставляло зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени.
Классицизм используется как архитектурный стиль государственных и гражданских учреждений, например банков, администраций, музеев и вокзалов. В XIX веке Карл Фридрих Шинкель использовал этот стиль в Пруссии.
Архитектурное бюро McKim, Mead & White — одни из основных представителей неоклассицизма в США. Пример — на данный момент снесенное здание Пенсильванского вокзал в Нью-Йорке.
Вклад Просвещения и археологии
Наиболее отличительное свойство классицизма, отделяющее его от предыдущих обращений к великому наследию классики, – это впервые четко сформулированная проблема теоретического осмысления искусства.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Около середины 17 в. складывается автономная наука об искусстве, то есть эстетика, задачи которой были определены немецким философом Александром Готлибом Баумгартеном (1714-1762). Таким образом утвердились автономность художественного процесса, артистического деяния и обращения к идеалам, канонам и моделям, специфичным для своего круга, то есть к эстетическим стандартам времени.
Классицистическая теория получила наивысшее выражение в трудах немецкого археолога Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768). Его фундаментальная История искусства древности (1763) исполнена духа просветительского рационализма; исходной установкой является бор образца идеальной красоты, найденной в греческом искусстве.
Находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту как место сосредоточения общественной жизни становится главной темой: в виде античных храмов возводятся не только дворцы и церкви, но и театры, казармы, больницы, рынки, тюрьмы; затрагивается сама ткань городской структуры: прокладываются улицы, планировка включает разбивку площадей и парков, короче, рождается само понятие урбанистики в современном смысле.
Представители классицизма:
- Сэр Кристофер Рен (Christopher Wren, 1632—1723) – архитектор из Великобритании
- Леду, Клод-Никола – архитектор французского классицизма
- Казаков Матвей Федорович – великий русский архитектор
- и др.