«Хрустальный собор получит новое имя», «Католики планируют выкупить хрустальный собор», «Хрустальный собор, мегацерковь Калифорнии, выставлен на продажу», «Телепроповедник подтверждает факт своего банкротства», «Основатель программы “Час силы” покидает Хрустальный собор» — такими заголовками были заполнены страницы ежедневной американской прессы в сентябре 2012 года.
Речь шла о Хрустальном соборе, построенном архитектором Филиппом Джонсоном в городе Гарден Гроув (округ Ориндж, штат Калифорния) в 1981 году. Здание церкви, вмещающее 2736 человек, стало самым большим стеклянным собором в мире. В нем находится пятый в мире по величине орган Хазел Райт, созданный итальянским мастером Фрателли Руффати.
Кстати, в органе используются трубы, изначально установленные в органе нью-йоркской филармонии Эвери-Фишер-Холл в 1962 году. Инструмент, стоивший два миллиона долларов, был подарен церкви благодарным зрителем программы «Час силы», выходившей в эфир из собора с самого момента его постройки и до 2012 года и считавшейся самой рейтинговой религиозной христианской передачей в мире.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Основателем церкви, программы и религиозной общины американских реформаторов (протестантов) был пастор и телеведущий Роберт Харольд Шуллер. Передача состояла из церковно-хорового пения, разговоров о Боге и историй прихожан о том, как Бог и вера изменили их жизнь к лучшему.
До недавнего времени община была достаточно состоятельной: основанная в 1955 году, уже в 1977-м она смогла позволить себе пригласить для строительства собора за 18 миллионов долларов корифея американской архитектуры 75-летнего Филиппа Джонсона. (К слову, в 2012 году долг общины составил более 50 миллионов долларов, и здание церкви, ставшее одним из известнейших современных соборов в мире, было продано Католической церкви за сумму 57 миллионов долларов.) Задача Джонсона заключалась в том, чтобы возвести новую церковь для общины и при этом гармонично вписать ее в окружающую застройку.
Проект, предложенный Джонсоном и его ассистентом Джоном Бурже, был совершенно уникальным: никто не делал таких соборов ни до, ни после него. Но, тем не менее, можно проследить несколько идей, нашедших отражение в Хрустальном соборе. Сам Джонсон утверждал, что его вдохновляла архитектура немецких экспрессионистов Бруно Таута и Херманна Финстерлина. «Я всегда был немного экспрессионистом», — говорил он. Лукавил, если вспомнить его более ранние работы.
В 1977 году Филипп Джонсон только-только освободился от влияния Миса ван дер Роэ, он еще не лауреат Притцкеровской премии, а здание AT&T, ставшее одной из точек отсчета американского постмодернизма, еще даже не планировалось.
Здание церкви достаточно простое по композиции: в плане оно имеет форму неправильной, сплющенной, четырехконечной звезды. Подчеркивая свою связь с классической архитектурой, Джонсон утверждал, что этот план с укороченным продольным и удлиненным поперечным нефами («рукав» католического креста, заложенного в основу плана и организации церковного пространства).
А стальная 72-метровая колокольня Молитвенного шпиля, которая вызывает ассоциации с северной башней Шартрского собора, построенного в эпоху пламенеющей готики, была сооружена только к десятилетнему юбилею собора и открылась 16 сентября 1990 года. Ее архитектура заметно отличается от архитектуры собора: Джонсон применил смелое деконструктивисткое решение, поставив башню не на стены, а на группы опор, что делает ее основание совершенно прозрачным: из-за этого весь объем начинает казаться невесомым и парящим в воздухе. В нижней части устроена крошечная часовня, а в верхней части этой конструкции, ставшей самым высоким сооружением в городе на момент строительства, находится корильон из 52 колоколов. Башня-колокольня по сегодняшний день выполняет свои прямые функции.
Для сплошного остекления собора потребовалось 10 000 прямоугольных панелей из особого стекла, пропускающего лишь незначительный процент тепла и света, благодаря чему пространство собора самоохлаждается, не создавая парникового эффекта. Они закреплены на гелевую основу таким образом, что выдержат даже восьмибалльное землетрясение. Такое смелое архитектурное решение сплошного остекления было бы неосуществимо без системы инженерных приемов: каждую панель поддерживает решетчатая конструкция из белой стали, и поэтому изнутри оболочка храма кажется тончайшей, вибрирующей мембраной и отвечает главному требованию Шуллера «сделать храм, открытый небу и окружающему миру».
Этот гигантский монолитный объем, не разделенный, как в традиционной храмовой архитектуре, на нефы, составляет примерно 39 метров в высоту, 124,5 метра в ширину и 63 метра в длину, в основе которого лежит латинский крест с удлиненным поперечным сечением и укороченным продольным (относительно оси вход — алтарь). То пространство, что образуется в центре пересекающихся лучей-трансептов, было превращено в большой зрительный зал с массивными белыми балконами, больше подходящий именно для трансляций рейтинговых передач, нежели для мессы.
Перед входом в храм устроена огромная парковка, где можно слушать проповедь не выходя из своей машины, через стереосистему. А чтобы у автомобилистов создавалось ощущение сопричастности происходящему, 30-метровые двери главного входа могут автоматически открываться, образуя гигантский проем, через который можно наблюдать за проповедью или мессой.
Такой функциональный подход, доминирующий над религиозным контекстом, конечно же, вызвал недовольство Римской католической церкви, которой теперь принадлежит храм. Поэтому с 2013 года в Хрустальном соборе и на территории кампуса проводятся масштабные работы, после которых храм будет соответствовать принципам католического богослужения. Тогда же храм получил название собор Христа. Реконструкцией интерьеров собора занимался архитектор Джонсон Фейн. Ему удалось найти компромисс между инновационным дизайном и приверженностью традициям: он реорганизует зал под католическую литургию, а также переносит алтарь в центр собора, чтобы голос священников не перекрывала оглушительная волна музыки, создаваемая 16 000 органных труб.
В 1998–2003 годах на территории кампуса построили еще одно сооружение — Международный центр возможности мышления. Оно было спроектировано Ричардом Мейером в точном соответствии со стилем и композицией окружающей среды. Это небольшое круглое здание, по всем четырем этажам которого идет стальная обшивка и панорамное остекление, благодаря которым оно органично вписывается в общий архитектурный контекст. Внутри расположены зрительный и конференц-зал, ресторан, кафе и сувенирный магазин.
Нужно отметить, что все наиболее заметные архитекторы конца XX века в период постройки Хрустального собора начинают мыслить примерно в одном ключе: возводить стеклянные небоскребы и экспериментировать со сложной формой. Поэтому нельзя сказать, что у Хрустального собора был какой-то один внешний первоисточник формы. Джонсон, к этому времени ставший первым лауреатом архитектурной Притцкеровской премии, действительно работает как независимый художник и предлагает очень смелые решения, оказываясь одним из провозвестников постмодернизма в архитектуре. Но если оглянуться назад, в историю его творчества, то можно отметить, что первой «моделью» собора был Стеклянный дом.
Со временем композиция усложнилась, а частное превратилось в публичное. С другой стороны, для Филиппа Джонсона это уже апробация новых идей, которые он будет развивать дальше в похожем на готический костел небоскребе PPG-плэйс или в Культурном центре Метро-Дейд, похожем на разломанное по вертикали здание, внешние края которого провалились под землю, из-за чего боковые фасады здания несколько утоплены в землю. Поэтому Хрустальный собор так важен: он заканчивает одну страницу истории архитектуры и открывает новую главу — постмодернизма.
Архитектурные и конструктивные особенности:
- В высоту собор достигает отметки в 39 м, в длину — 124 м, а в ширину — 63 м
- Для сплошного остекления собора потребовалось 10 000 панелей из специального стекла, пропускающего лишь небольшую часть света и тепла.
- Перед собором находится гигантская парковка, на которой, не выходя из машины, можно слушать мессу, передаваемую через ретрансляторы.
- Хрустальный собор стал популярным архитектурным объектом благодаря тому, что именно в нем проходили съемки религиозно-популярной передачи «Час силы».
- В плане собор представляет собой четырехконечную звезду неправильной формы.
- В соборе установлен пятый в мире по величине орган, собранный из 16 000 труб 30-метровые двери главного входа могут автоматически открываться, образуя гигантский проем, через который можно наблюдать за проповедью или мессой.
- Стальная 72-метровая колокольня Молитвенного шпиля напоминает северную башню Шартрского собора во Франции.
- Филипп Джонсон говорил, что на такое архитектурное решение его вдохновили проекты немецких экспрессионистов 1930-х годов — Бруно Таута и Херманна Финстерлина.