Основные данные:
- ДАТА: 1904-1908 годы
- СТИЛИ: Модернизм
- МАТЕРИАЛ: Железобетон, витражное стекло и дерево
- АРХИТЕКТОР: Фрэнк Ллойд Райт
- Одно из первых в мире железобетонных зданий
Когда 1905 году загорелась от удара молнии и сгорела дотла первая унитарианская церковь Единства в городе Ок-Парк, штат Чикаго, было решено строить новую. Об этом попросили Фрэнка Ллойда Райта, унитария и известного архитектора, который уже успел прославиться со своими новыми идеями, и Райт согласился. Новая церковь, храм Единства, должна была приятно удивить заказчиков. Приземистый бетонный корпус украшали квадратные колонны, небольшие окна располагались высоко, крыша нависала и выдавалась вперед – такого храма нигде еще не видели.
Место для нового храма находилось в очень тесном уголке, поэтому его не получилось поставить так, чтобы вход был с главной улицы. Еще одна сложность – храм должен был стоять среди множества других зданий, в том числе и церквей, а это были такие церкви, на строительство которых не скупились. Унитарии же могли выделить на храм не больше 45 000 долларов (включая стоимость земли).
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Райт сумел сделать из финансовых ограничений творческую выгоду, он все здание построил из железобетона, и это было одно из первых железобетонных зданий в мире. В 1960 году стены покрыли штукатуркой. Но Ллойд Райт выбрал железобетон не только из экономических соображений – этот материал был для него символом единства и объединения. Он хотел, чтобы здание храма сочетало в себе пространство, реальность и опыт «и было построено из такого же, в сущности, материала».
Единый замысел Фрэнка Ллойд Райта
Вход в храм Единства находится в переулке, надо подняться по лестницам и пройти за низкую стену с надписью «For the worship of God – and the service of man» [прим.: «Во славу Господа — и для служб человеческих»], выполненной бронзовыми буквами прямо над входом. Просторный холл у входа соединяет две части храма: более или менее квадратный зал, где в основном проходят молитвы, и прямоугольный Дом Единства, зал для общественных встреч (Райт называл его «местом, где приятно отдыхать»).
Вокруг храма проходит тускло освещенная галерея, напоминающая о церквях Средневековья. Она опоясывает весь храм, пол которого на 1,2 м выше галереи. Пространство между полом храма и потолком галереи позволяет заглянуть в храм так, чтобы вас не заметили, или войти туда, не тревожа людей на службе и священника.
Удивительная обстановка внутри разительно отличается от строгого облика храма. Это уютное пространство, в основании которого – квадрат, соединенный с крестом. Все очень гармонично и выверено, кажется, что квадраты и прямоугольники из светлого бетона парят в воздухе, а с ними и вся деревянная отделка, панели и планки. Пространство сверху заливает золотистый янтарный свет, он идет от 25 витражных светильников, расположенных в ряд почти по кругу.
Проявление бога в мире
Строительство храма Единства началось в 1906 году и завершилось в октябре 1908 года, когда прошла первая служба (хотя храм не освящали еще примерно год). Священник, доктор Родни Джохоннот, писал о шедевре Райта: «Без башни, без шпиля… эта форма говорит о том, что… Бога следует искать не в небесах, а на земле, среди детей человеческих».
Именно это, а также то, что храм Единства так непохож на классику западной церковной архитектуры, делает его оригинальным и выдающимся шедевром. И здесь важны не только архитектурные замыслы Фрэнка Ллойда Райта, но и его вера в Бога, его взгляд на то, каким должно быть место молитвы.