Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Храм Единства (Чикаго, США)

Храм Единства (Чикаго, США) unity_temple

Основные данные:

  • ДАТА: 1904-1908 годы
  • СТИЛИ: Модернизм
  • МАТЕРИАЛ: Железобетон, витражное стекло и дерево
  • АРХИТЕКТОР: Фрэнк Ллойд Райт
  • Одно из первых в мире железо­бетонных зданий

Когда 1905 году загорелась от удара молнии и сгорела дотла первая унитарианская церковь Единства в городе Ок-Парк, штат Чикаго, было решено строить новую. Об этом попросили Фрэнка Ллойда Райта, унитария и известного архитектора, который уже успел прославиться со своими новыми идеями, и Райт согласился. Новая церковь, храм Единства, должна была приятно удивить заказчиков. Приземистый бетонный корпус украшали квадратные колонны, небольшие окна располагались высоко, крыша нависала и выдавалась вперед — такого храма нигде еще не видели.

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор и теоретик
Фрэнк Ллойд Райт

Место для нового храма находилось в очень тесном уголке, поэтому его не получи­лось поставить так, чтобы вход был с главной улицы. Еще одна сложность — храм должен был стоять среди множества других зданий, в том числе и церквей, а это были такие церкви, на строительство которых не скупились. Унитарии же могли выделить на храм не больше 45 000 долларов (включая стоимость земли).

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Райт сумел сделать из финансовых ограничений творческую выгоду, он все здание построил из железобетона, и это было одно из первых железобетонных зданий в мире. В 1960 году стены покрыли штукатуркой. Но Ллойд Райт выбрал железобетон не только из экономических соображений — этот материал был для него символом единства и объединения. Он хотел, чтобы здание храма сочетало в себе пространство, реальность и опыт «и было построено из такого же, в сущности, материала».

Единый замысел Фрэнка Ллойд Райта

Вход в храм Единства находится в переулке, надо подняться по лестницам и пройти за низкую стену с надписью «For the worship of God — and the service of man» [прим.: «Во славу Господа — и для служб человеческих»], выполненной бронзовыми буквами прямо над входом. Просторный холл у входа соединяет две части храма: более или менее квадратный зал, где в основном проходят молитвы, и прямоугольный Дом Единства, зал для общественных встреч (Райт называл его «местом, где приятно отдыхать»).

Вокруг храма проходит тускло освещенная галерея, напоминающая о церквях Средневеко­вья. Она опоясывает весь храм, пол которого на 1,2 м выше галереи. Пространство между полом храма и потолком галереи позволяет заглянуть в храм так, чтобы вас не заметили, или войти туда, не тревожа людей на службе и священника.

Удивительная обстановка внутри разительно отличается от строгого облика храма. Это уютное пространство, в основании которого — квадрат, соединенный с крестом. Все очень гармонично и выверено, кажется, что квадраты и прямоугольни­ки из светлого бетона парят в воздухе, а с ними и вся деревянная отделка, панели и планки. Пространство сверху заливает золотистый янтарный свет, он идет от 25 витражных светильни­ков, расположенных в ряд почти по кругу.

Отделка залов храма Единства резко контрастирует с его строгим внешним видом.
Отделка залов храма Единства резко контрастирует с его строгим внешним видом.

Проявление бога в мире

Строительство храма Единства началось в 1906 году и завершилось в октябре 1908 года, когда прошла первая служба (хотя храм не освящали еще примерно год). Священник, доктор Родни Джохоннот, писал о шедевре Райта: «Без башни, без шпиля… эта форма говорит о том, что… Бога следует искать не в небесах, а на земле, среди детей человече­ских».

Именно это, а также то, что храм Единства так непохож на классику западной церковной архитектуры, делает его оригинальным и выдающимся шедевром. И здесь важны не только архитектурные замыслы Фрэнка Ллойда Райта, но и его вера в Бога, его взгляд на то, каким должно быть место молитвы.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал