Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Государственный центр современного искусства

Государственный центр современного искусства Архитектура

Объект: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
Расположение: Москва, Зоологическая ул., д. 13, корп. 2
Генеральный проектировщик: ЗАО «Курорт-проект»
Авторы проекта:
архитекторы – М. Хазанов, Н. Шангин, М. Реброва, М. Миндлин;
конструкторы – Н. Канчели, М. Митюков, Ю. Цветков;
главный инженер проекта – Н. Николаева;
проектирование фундаментов (новые и усиление старых) – «Гидроспецпроект»
Проектирование: 2001–2004 гг.
Строительство: 2003–2005 гг.

Технико-экономические показатели
Площадь застройки, кв. м: 601,20
Строительный объем, куб. м: 7636
Общая площадь, кв. м: 1742,75 (наземная часть – 1286, подземная часть – 456,75)

Знаковым событием архитектурной жизни стало признание лучшим здания ГЦСИ на фестивале «Зодчество». Эффект неожиданности возник не только благодаря смене пристрастий до сих пор более чем политкорректного жюри. В реконструированной фабрике не было ожидаемого пафоса кандидата на главный приз с игрой объемами под прикрытием стилизованных фасадов. Только старый кирпичный дом и вынесенные наружу металлические конструкции.

ИСТОРИЯ МЕСТА

Так уж получилось, что для созданного в 1992 году Центра современного искусства в Москве нашлось только ветхое здание фабрики по производству театрального осветительного оборудования на задворках зоопарка. В 1999 году ГЦСИ получил несколько строений на Зоологической улице. Единственным сокровищем среди полуразвалившихся зданий оказался дом, построенный по проекту Василия Поленова. Для нормальной работы требовалось осуществить глобальную реконструкцию всего комплекса. В планах Центра – не только экспозиционная деятельность, но и обширная исследовательская и издательская работа. Осуществить подобные планы, не имея современного, технически оснащенного здания, невозможно.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Таковым предстояло стать двухэтажному кирпичному корпусу фабрики, построенному в 30-е годы ХХ века. Мода на переделку старых промышленных зданий под жилье, культурные и офисные центры широко распространилась в мире. С легкой руки парижан и лондонцев промышленные монстры стали необыкновенно популярной категорией недвижимости, подкупающей своей богемностью и нонконформизмом.

Государственный центр современного искусства

КОНЦЕПЦИЯ: «ПАУК» ИЛИ «ГОТИЧЕСКИЙ МОДЕРНИЗМ»

Для реконструкции зданий ГЦСИ была приглашена команда архитекторов под руководством Михаила Хазанова. С самого начала определилась ориентация на современную архитектуру с образными отсылками к русскому конструктивизму. Предназначение реконструируемых зданий позволяло использовать достаточно
радикальные приемы, экспериментировать, не выходя за рамки ограниченного бюджета.
Работа над первой очередью ГЦСИ началась в 2001 году. Степень ветхости сооружения
оказалась критической, чудом стоящее здание было проще и дешевле снести, чем пытаться восстановить и уж тем более надстроить. Но бюджетное финансирование шло под капитальный ремонт корпуса, что делало снос невозможным. Расположение здания вдоль улицы с отступом от красной линии на 2,5–3 м требовало сохранить в процессе реконструкции его основные габариты и фасадные членения. При этом в нем, согласно программе, должно было разместиться все необходимое для работы
ГЦСИ: выставочный зал, фонды музея, научные и технические отделы, библиотека, артотека, медиатека, издательский комплекс, производственные мастерские, а также депозитарий и полифункциональный зал, предназначенный для и кино-видеопоказов, проведения конференций и лекций. Как вместить все перечисленное в здание размерами в плане 40х18 м и высотой не более 12 м при почти 100-процентном износе старых конструкций – предстояло придумать проектировщикам.

Тупиковые ситуации провоцируют открытие принципиально новых путей, но в данном случае изобретать велосипед не потребовалось. Решить проблемы нехватки площадей и одновременно избавить сохраняемые наружные стены от нагрузки мог хорошо известный специалистам прием – возведение новой несущей конструкции, дублирующей или полностью заменяющей существующую. Как правило, при реконструкции внутри или снаружи периметра здания возводится каркас, на который передается нагрузка, превышающая максимально допустимую для старых стен или колонн. Этот вариант используют в случаях, когда необходимо сохранить прежнее здание, например при реставрации памятников архитектуры или надстройке мансардных этажей. По этому же принципу сейчас проводится реконструкция пятиэтажных жилых домов. Дополнительные перекрытия опираются только на каркас.

«Подвешенные» к нему конструкции позволяют делать дополнительные этажи не только над зданием, но и внутри его, ниже верхнего уровня новой несущей системы. Единственно верная в сложившейся ситуации схема была принята в первые недели работы над проектом. Идея совместить наружный каркас и подвешенный к нему полноценный этаж не только обеспечивала дополнительные площади для конференц-зала на 120 мест, но и решала проблему выставочного пространства на втором уровне. Больше не было необходимости разгораживать его стенами или колоннами. Свободная планировка, не зависящая от конструктивных требований, позволила бы выставлять больше размерные экспонаты и произвольно менять экспозицию в зависимости от концепции выставки на площади 500 кв. м.

Кирпичная коробка заключалась в обойму из металлических стоек и перекинутых над крышей ферм. Соединенные пространственными связями и распорками конструкции образовывали ажурную структуру, напоминающую, по словам Михаила Хазанова, лапки паука. Конструктивная система становилась главным элементом архитектурного решения. Подобно готическим соборам с их аркбутанами и контрфорсами, обновленное здание ГЦСИ должно было стать иллюстрацией соединения рационального и эстетического в архитектуре. Неслучайно один из авторов проекта и директор Центра Михаил Миндлин назвал стиль здания «готическим модернизмом»: тонкие металлические колонны на фоне старой кирпичной кладки, хай-тековская экспрессия, наложенная на «промовский» романтизм.

АРХИТЕКТУРА ОТ КОНСТРУКЦИЙ

После того, как была определена принципиальная конструктивная схема, началась детальная разработка всех элементов будущего здания. Параллельно с проектированием пришлось вести противоаварийные работы по укреплению стен, в противном случае пустая коробка просто развалилась бы. Здание затянули в своеобразную обойму при помощи фиксирующей обвязки из металлических швеллеров.
Эти пояса проектировщики решили оставить, сделали частью конструктива. Например, швеллер, проходящий посередине фасада и сейчас воспринимаемый только как декоративный элемент, продолжается за границей стены уже как несущая балка стеклянного козырька над вторым служебным входом.

Отдельный проект разрабатывался для усиления старых фундаментов и устройства новых
под несущие колонны внешнего каркаса. Прежний подвал занимал примерно две трети
площади застройки. По проекту, подземная часть была существенно расширена. Устройство параллельной наружным стенам линии фундаментов позволило увеличить подвал. В цокольной части сделали приямки. Остекленные и перекрытые, они отошли к подвалу и добавили немного площади к теплому контуру здания. Кроме того, был приподнят уровень пола первого этажа на 1,2 м от уровня земли.

Таким образом, вместо старого темного подвала Центр получил полноценный цокольный этаж трехметровой высоты для служебных помещений и запасников, освещаемый естественным светом за счет приямков. Следом за перекрытием над подвалом изменились отметки вышележащих этажей. Раньше дом был двухэтажным, с учетом чердака и ферм высоты хватало на 2,5 хороших этажа. Использование подвесных конструкций и расширение подвала сделало его фактически четырехэтажным с полуторной высотой второго этажа, предназначенного для выставочного зала, и позволило не нарушать исходное требование по сохранению габаритов здания.

Максимальная отметка верха кровли превышает старую всего на несколько сантиметров.
Возвышающиеся над крышей фермы считаются надкровельными конструкциями и не входят в фиксируемые нормами габариты, точно так же как и стоящие снаружи стойки каркаса. Круглые металлические колонны из окрашенного в серый цвет черного металла установ-лены на расстоянии чуть более одного метра от плоскости стены с шагом 6 м. Их основание конструктивно связано с новыми приямками и образует единую цокольную линию по фасаду.

На колонны уложена сварная балка коробчатого сечения высотой 60 см, на которую установлены арочные металлические фермы с шагом 3 м. К этим фермам подвешены третий этаж и кровля. Несмотря на кажущуюся ажурность, они были сварены из стальных труб диаметром около 10 см. Перекрытие третьего этажа, точнее сварные двутавровые балки, по которым устроено перекрытие, крепилось при помощи четырех (по две с каждой стороны) стальных тяг к фермам. Одна тяга из каждой пары шла непосредственно на ферму, а другая – на основание фермы, в точку ее опоры на внешнюю продольную балку, лежащую на колоннах. На эту балку приходится самая большая нагрузка, поскольку она воспринимает усилия от веса ферм, кровли, подвешенного этажа и передает его на опоры. Нагрузку существенно увеличивает значительная парусность надкровельной конструкции из арочных ферм, соединенных в
пространственную структуру связями и диагональными затяжками, обеспечивающими устойчивость верхнего пояса ферм в продольной плоскости. Между колоннами на фасаде также сделаны крестовые связи для предотвращения возможного горизонтального сдвига.

Пространственная жесткость третьего этажа обеспечивается конструктивным решением перекрытия. На двутавровые балки, подвешенные к подстропильным балкам и фермам, наварены уголки, к которым крепился профнастил. По профнастилу укладывались арматура и перекрытие. За счет связи стяжки, уголков и балок была создана плита перекрытия, имеющая абсолютную горизонтальную жесткость. Зал совершенно неподвижен, каким бы воздействиям он ни подвергался. Третий этаж с конференц-залом и офисами был запроектирован уже, чем само здание. За счет этих разрывов удалось осветить выставочный зал верхним естественным светом через встроенные в кровлю мансардные фонари.

Необходимость в существовавших до реконструкции окнах второго этажа отпала. Было принято решение их заложить, но ради сохранения пластики фасада (обязательное условие) глухие участки оштукатурили и покрасили в красный цвет, чтобы снаружи ритм фасадных членений продолжал читаться. Демонстрация конструктивных элементов, начатая на фасаде, продолжается и в интерьерных решениях. Ключевой элемент проекта – система тяг, на которых подвешен выставочный зал, – специально открыт для обозрения в зазоре между наружными кирпичными стенами и перекрытием третьего этажа. А ограждение конференц-зала выполнено из стекла, чтобы продемонстрировать посетителям архитектурные экспонаты и напомнить, что они находятсяв висящей части здания.

СТРОИТЕЛЬСТВО: «ОБЫЧНЫЕ» СЛОЖНОСТИ

Конструкции несущего каркаса и подвешенного этажа разрабатывались с особой тщательностью, поскольку от них зависела надежность всего здания. Но во время строительства в проект были внесены существенные коррективы.
Российская действительность приучила архитекторов и конструкторов к тому, что события на стройплощадке могут развиваться по сценариям, не предусмотренным в проекте.

Достаточно часто приходится изменять принятые решения из-за допущенных строителями ошибок или по другим не зависящим от проектировщиков причинам. В порядке авторского надзора могут приниматься решения об усилении или переделке конструкций, замене марок и классов материалов. Это норма в строительной практике. Но в данном случае проблемы возникли с одним из основных несущих элементов. Арочные фермы, на которых должны были держаться третий этаж и кровля, не могли использоваться как несущие конструкции из-за низкого качества основных стыковых узлов.

Металлоконструкции – это всегда зона особого внимания, требующая контроля вне зависимости от того, сварные или болтовые соединения используются. Существуют специальные нормативы, регламентирующие качество соединений. В наиболее сложных и ответственных случаях конструкции проверяются при помощи ультразвука и рентгеновского излучения. Генеральный брак, обнаруженный в изготовленных металлоконструкциях, поставил под угрозу возможность реализации проекта. Фермы были обследованы экспертами, которые дали заключение об их ненадежности и рекомендовали подать в суд на изготовителя. Но времени на замену готовых конструкций не оставалось, срыв сроков строительства грозил прекращением финансирования и, в конечном счете, остановкой стройки. На карте стояло будущее ГЦСИ. Необходимо было срочно найти выход из создавшегося положения.

Проектировщики приняли решение не менять утвержденные планы, сохранить все элементы, а в качестве дополнительной несущей конструкции использовать своего рода криволинейные балки, обетонирующие нижние пояса ферм и фактически работающие как пологие арки. Небольшой существующий распор компенсировался работой металлических тяг и балок перекрытия третьего этажа в качестве затяжек. Согласно расчетам, рабочая высота криволинейных балок была 50 см.

Массивные элементы не должны были нарушить архитектурное решение, поэтому новые конструкции следовало начинать за карнизом, там, где их уже не было видно. Выше они были частично «утоплены» в толщу кровли. Ниже, на видимом участке между колоннами и кирпичной стеной, профиль нижнего пояса фермы был усилен специальными швеллерами. В результате внешняя конструктивная система, которую можно видеть на фасаде и на крыше здания, потеряла до 50% своих несущих функций.

В реальном проектировании трудно избежать вынужденных решений. Идеи, положенные в основу проекта, приходится корректировать. Факторов, способных кардинально повлиять на авторский замысел, достаточно, чтобы от него, в конце концов, остались только первые эскизы. Те же из зданий, в которых удалось воплотить изначальную концепцию, получают заслуженное признание. Профессионалам хорошо известна цена каждого оригинального элемента или приема. В данном случае авторам удалось построить здание, воплощающее идею честной архитектуры, идущей от красоты конструкций. Приведенный пример – один из многих. Но частный, точнее несчастный, случай не изменил главного в этом проекте. В архитектуре важна идея, основанная на принципах эстетического осмысления вынужденных решений. А качество строительных работ и изготовления конструкций рано или поздно и в нашей стране изменится к лучшему.

Схема проезда: Государственный центр современного искусства:

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал