Если в предшествующие десятилетия архитектор исполнил большое число отдельных сооружений, то в 1960-е годы он, наконец, получил возможность реализовать свои давно вынашиваемые градостроительные замыслы. Самыми крупными работами в этой области стали проекты общегородских центров для Хельсинки, Сейняйоки, Рованиеми, Ювяскюля и двух немецких городов — Леверкузена и Кастроп-Раукселя.
Индустриальный Сейняйоки, расположенный в равнинной местности к северо-западу от Хельсинки, является религиозным центром этой части Финляндии.
В результате двух конкурсов — на религиозный центр 1952 года и общественно-административный 1959-го Аалто стал победителем. Это один из немногих в мировой градостроительной практике комплексов, чей проект был целиком разработан одним архитектором, от генерального плана до отдельного сооружения и ландшафтной среды. Очевидно поэтому все строения центра образуют композицию, в которой исключительная индивидуальность каждого взаимодополняет друг друга и находит свое место. Из ряда запроектированных мастером общественных центров Сейняйоки полностью воплощен в жизнь, кроме театрального здания (проект 1969 года).
Одним из методов организации центра Сейняйоки стало разделение транспортных потоков и пешеходного движения. Весь транспорт вынесен за пределы центра. Это позволило создать два крупных общественных пространства — муниципальное и церковное, совершенно свободных от транспорта и связанных между собой. Пространство муниципальной площади, сформированное зданиями ратуши, театра и библиотеки, имеет сложную вытянутую форму и воспринимается как широкая и короткая улица, начинающаяся от театра и заканчивающаяся у входа в церковный двор.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
По мнению А. П. Гозака, «центр Сейняйоки, пожалуй, самый сложный в пространственном отношении комплекс, воздвигнутый Аалто. Немалым изощренным мастерством и изобретательностью должен был обладать автор, чтобы сплавить в единое целое столь разнохарактерные здания. Пластические и цветовые контрасты использованы с целью обогащения городской среды Сейняйоки, по преимуществу невыразительной…»
Объекты центра воплощают характерный аалтовский метод создания различных по функции архитектурных «организмов». Каждое из сооружений — результат большого профессионального опыта, осмысления результатов и экспериментов, апробаций и поисков.
Базилика кирхи (лютеранской церкви) с высоко взметнувшейся колокольней с завершением в виде креста и низкими корпусами приходских структур доминирует в композиции центра. Как известно, лютеранские церкви объединяют в себе религиозную функцию и массу иных: досуговую, просветительскую, зрелищную, попечительскую и прочее. Поэтому в середине 1960-х годов к кирхе были пристроены дополнительные объемы для ресторана, клуба и других объектов общегородского значения. В результате образовалось большое замкнутое пространство — двор, имеющий возможность объединения с помещениями кирхи посредством широких раздвижных дверей и вмещающий до 15 тысяч человек. Проектируя городские центры, Аалто всегда отводит ратуше особое место, а зал заседания городского совета трактует как центр композиции. Тема зала городского совета также разрабатывалась в муниципалитете поселка Сяюнятсало (1950), одного из самых совершенных творений Аалто.
Сложность проектирования ратуши заключалась в том, что в композиции она занимает подчиненное положение по отношению к церкви. И Аалто выбирает путь контрастного сопоставления сооружений. Формальные и цветовые взаимоотношения, возникшие в результате