Сегодня библиотеку в Выборге (ранее — Виипури) называют иконой архитектуры XX века. Она является самым значительным сооружением Аалто тех лет, когда он использовал новую модернистскую терминологию.
Всего Аалто построил 11 библиотек, большинство из них — для Финляндии. Он — автор библиотеки Скандинавского центра в Рейкьявике (Исландия) и одной из наиболее известных библиотек в США, три библиотеки спроектированы им в Германии в составе общественных центров. Выборгская библиотека из всех самая знаменитая. В ней выделяются яркие черты творческой деятельности Аалто: сложность и простота, ясность мысли и тонкость чувств, индивидуализм и практицизм.
Конкурсное предложение 1927 года представляло собой простое прямоугольное здание, симметрия главного фасада нарушалась лишь смещенным входом. Решение же внутреннего пространства было асимметричным, предвосхитившим дальнейшее развитие этого приема в уже построенном здании, проект которого претерпел кардинальные изменения. Чертежи, созданные с 1925 по 1931 год, показывают, как быстро Аалто пришел к принципам функционализма. В процессе разработки объемно-пространственная композиция сооружения по сравнению с первоначальной неоклассической схемой стала сложнее и динамичнее: два сдвинутых параллелепипеда разной высоты и протяженности.
Истинная новизна аалтовского произведения особенно впечатляет при сравнении с аналогичными постройками, возведенными примерно в этот же период в Манчестере (1929-1934), Берне (1928-1931), Кембриджском университете (1931-1934). В них традиционные образцы классического направления явились определяющими, тогда как в библиотеке в Виипури Аалто, используя функциональный метод и актуальные средства архитектурной выразительности, создал эталонное творение, ставшее предтечей многих современных читален.
Библиотека расположена в старом парке площадью несколько гектаров, в свое время рядом находилась лютеранская церковь. Фасады здания отделаны светлой штукатуркой, контрастирующей с деревьями парка. Портал главного входа облицован серым полированным гранитом.
Функциональная структура строения включает читальные и лекционный залы, детскую библиотеку, зал периодики и административные помещения. Главный вход находится с северной стороны, вход в детскую библиотеку устроен с юга, а в зал периодики — с востока. Названные части органично связаны, функциональность проявляется в целом и в каждой детали. Здесь были созданы оптимальные условия для хранения книг, учтены особенности работы сотрудников и потребности читателей.
Посетитель через главный вход попадает в вестибюль, справа от которого располагается лекционный зал, отделенный раздвижными перегородками. Из вестибюля лестница ведет в главный читальный зал, решенный в нескольких уровнях, что позволяет зонировать его пространство. В центре зала — кафедра выдачи литературы, связанная винтовой лестницей с книгохранилищем в подвале. Читательские помещения, размещенные на разных уровнях, подобно террасам холма, спускаются с вершины (в дальнейшем этот прием получил развитие во многих работах архитектора). Читальные залы оборудованы системой лучистого отопления и кондиционирования воздуха.
По мнению Аалто, основную проблему при проектировании библиотеки рождает человеческое зрение. Библиотека может быть совершенной по композиции и функциональной в техническом отношении, однако без обеспечения своей главной, обращенной к человеку функции — создания условий для чтения — она не сможет отвечать ни гуманитарному, ни архитектурному назначению.
Уделив названной проблеме серьезное внимание, Аалто разработал уникальную систему бестеневого освещения читальных залов. Устроенные в потолке круглые фонари дают дневной мягкий рассеянный свет, создавая комфортные условия для чтения, а плоскости стен полностью используются для книжных стеллажей. Система световых фонарей явилась сочетанием конструкций перекрытия и потолка, а также специальных устройств для установки стекол в горизонтальном положении.
Лекционный зал имеет волнообразный акустический потолок. Акустической диаграммой было доказано, что такая форма позволяет звуку равномерно распределяться по помещению. Плавные изгибы потолка, выполненные из обычной сосновой рейки, придают ему большую пластичность. В этом произведении Аалто впервые появились сложные криволинейные формы, организующие динамичное пространство интерьера и ставшие активным средством художественного воздействия. В трактовке автором криволинейного потолка 3. Гидион видел явление большой исторической важности: «Научный расчет и художественное воображение привели к архитектуре, свободной от жесткости и суровости, опасность которых существует и сегодня». Новаторский подход к решению света и акустики в здании библиотеки стал основой его архитектурного образа.
Мебель и остальные предметы дизайна были спроектированы специально. И вот необычные деревянные поручни, выполненные из бука, плавно «изгибаются» на главной лестнице и кафедре, своими текучими линиями контрастируя с геометрической четкостью объемов. Входная группа — почти скульптурное произведение, уникальная система дверей (по четыре двери в каждой из двух линеек), выполненных из бронзового профиля с расстекловкой.
Библиотеку в Виипури можно рассматривать как завершение определенного этапа творчества Аалто. В середине 1930-х годов, когда в большинстве европейских стран наметился поворот к неоклассике, маэстро своим творением утверждал возможности дальнейшего развития новой архитектуры.
Современным специалистам в процессе недавней реставрации библиотеки потребовалось вручную изготавливать профили и ручки дверей, чтобы воссоздать шедевр дизайна по оригинальным сохранившимся чертежам, поскольку ни один современный завод не производит подобный профиль. Светильники, например, восстановили по архивным фотографиям, сохранившимся в туберкулезном санатории в Паймио. Библиотека в Выборге, можно сказать, заново родилась в 2013 году в результате межкультурного сотрудничества Финляндии и России, завершившего почти 20-летнюю эпопею реставрации, отмеченной призом модернизма Всемирного фонда сохранения памятников (Нью-Йорк, 2014) и премией от «Европы Ностра» (Осло, 2015) за высочайшее качество научно-реставрационных работ и охрану памятников модернизма.
Архитектурные особенности библиотеки в Выборге:
- Зал периодики со входом, устроенным непосредственно с улицы;
- Плоская кровля с фонарями верхнего света (57 штук) над всеми помещениями второго этажа;
- Фасады, лишенные декора, отделаны известковой белой штукатуркой, каноничной для «белого функционализма»;
- В глухих стенах располагаются вентиляционные каналы;
- Читальные залы без перегородок и с разным уровнем пола;
- Входная группа: главный вход из парка, уникальная система дверей;
- Портал входной группы облицован серым полированным гранитом;
- Изящные стальные профили окон изнутри облицованы пластинами тика
- Группа из 11 помещений различного назначения для читателей и администрации на втором этаже. Лента остекления
- Асимметричное решение внутреннего пространства: два сдвинутых относительно друг друга объема разной протяженности и высоты;
- Актовый зал с витринным остеклением волнообразным деревянным потолком создает хорошую акустику и уникальным дизайном интерьера