Город искусств и наук в Валенсии (Ciudad de las Artes у las Ciencias) — безусловно, самый большой, известный и амбициозный осуществленный проект Калатравы. Это один из наиболее продуманных современных архитектурных ансамблей, своеобразный образ города будущего, в котором, кажется, реализованы все смелые и невероятные архитектурные фантазии автора.
Расположенный на месте бывшего русла реки Турии и построенный в целом в 1998 году, он является одной из главных достопримечательностей Валенсии. Комплекс зданий, окруженный парками, ручьями и бассейнами, стал самым популярным местом отдыха жителей и гостей города. К 1998 году там на площади в 350 000 м2 расположились пять зданий: кинотеатр «Полушарие» (L’Hemisferic), галерея-сад с автостоянкой (L’Umbracle), Музей наук Принца Филиппа (Museo de las Ciencias Principe Felipe), океанографический парк на открытом воздухе (L’Oceanografic) с самым большим в Европе аквариумом, в котором обитает более 500 морских рыб и животных. Завершала комплекс Агора (Agora) — большая крытая площадь, которая используется для проведения теннисных турниров и больших праздничных представлений-концертов. Окончательно ансамбль был закончен в 2005 году, когда было построено шестое здание: оперный театр, названный Дворцом искусств Королевы Софии.
С высоты птичьего полета кажется, что этот футуристический комплекс, в котором причудливые здания будто вырастают из воды бассейнов, сформирован из гигантских структур, напоминающих природные формы: скелет кита, гигантский глаз, цветок лотоса. Белоснежные здания отражаются в глади воды бассейнов и прудов, обрамляются бесчисленными деревьями, цветочными клумбами, извилистыми дорожками променада и оранжереи. Ансамбль поражает людей разного возраста, национальностей, уровня образования, ежедневно заполняющих его бесконечно меняющиеся природные и искусственные объекты, удивительным разнообразием возможностей познания различных аспектов науки, техники, природы и искусства.
Идея создания парка на месте высохшего русла реки возникла в 1989 году. Один из профессоров местного университета, специалист по истории науки, предложил правительству Валенсии отдать этот пустующий участок под строительство музея науки. Подобные музеи с демонстрационными площадками, историческими реконструкциями, кинотеатрами, планетариями были очень популярны во многих странах мира. Идея понравилась, проект под названием «Город науки» заказали команде архитекторов, которая проектировала И строила на подобных территориях общественные здания в Мюнхене, Канаде и Лондоне. План включал 370-метровую телебашню, которая могла бы стать одной из самых высоких в мире, планетарий и музей науки. Общая стоимость работ оценивалась в сумму около 150 млн €. Несмотря на множество сторонников, этот проект, особенно башня, вызывал серьезную критику как среди политиков, так и у специалистов-практиков. Однако строительство продолжало вестись до 1991 года. Именно тогда свое решение застройки участка предложил Калатрава, который и получил право изменить проект.
Возведение новых объектов, изменивших общую концепцию ансамбля, началось в конце 1994 года. Появилось и другое название — «Город искусств и наук». Вместе с Калатравой над его созданием работал известный испанский архитектор Феликс Кандела. По его проекту были построены несколько объектов, в том числе океанографический парк и Агора. Все четыре сооружения, спланированные Калатравой: кинотеатр, планетарий «Полушарие», галерея-сад с автостоянкой, Музей наук Принца Фелипе и Дворец искусств Королевы Софии — расположены вдоль главной оси, тогда как постройки Канделы находятся в некотором отдалении перпендикулярно к основной линии.
Первым в «Городе искусств и наук» открылся кинотеатр-планетарий. В здании, напоминающем по форме человеческий глаз, протяженностью около 100 метров в длину, находится огромный проекционный зал системы IMAX, а также площадка для лазерных шоу. Сеансы проходят как в обычном режиме, так и в формате 3D. На 900-метровом экране демонстрируются документальные фильмы, созданные по новейшим технологиям, в частности, можно погрузиться в атмосферу открытого космоса в ходе просмотра специального фильма, создающего эффект нахождения зрителя в космическом пространстве. «Полушарие» — это своеобразный средиземноморский планетарий, имеющий две оболочки: основные помещения скрыты внутри бетонного объема, а вестибюли и зоны отдыха находятся за внешним эллипсовидным каркасом. Планетарий выглядит не зданием, а скорее сюрреалистическим скульптурным объектом: гигантский глаз открывается — и сквозь металлические тросы-«ресницы» блестит стеклянная поверхность стены-«зрачка», внутри которой просматриваются залы. Стальные «ресницы» внешней оболочки могут подниматься или опускаться в зависимости от погодных условий. Только в Испании, на родине Сальвадора Дали и Хоана Миро, возможно представить такой сюрреалистический, однако рациональный и очень продуманный функциональный архитектурный объект!
Галерея-сад, построенная в 2000 году, представляет собой своеобразную входную зону с парковкой внизу, оранжереей с цветниками, редкими растениями и огородом с лекарственными пряными травами и открытыми выставочными площадками. На территории в 17 000 м2 расположены сооружения самой оранжереи, пруды и причудливые извилистые тропинки, по которым с удовольствием гуляет многочисленная публика. Здание длиной в 320, шириной в 60 метров, состоящее из 55 арок, отличается легкостью и изяществом пропорций. Вдоль L’Umbracle расположена аллея Искусства — Paseo del arte, откуда открывается великолепный вид на весь комплекс «Город искусств и наук» и на роскошный ботанический сад. Здесь проходят выставки современных испанских скульпторов. В оранжерее часто проводятся выставки экзотических растений, привлекающие огромное количество посетителей, меняются и постоянные коллекции, включающие лучшие образцы флоры разных климатических зон мира. В саду Астрономии (Jardin de Astronomia) также организуются выставки современной скульптуры и живописи. Ночью, когда внутри L’Umbracle зажигаются фонари всех цветов и форм, а остальные здания комплекса раскрашиваются яркими цветовыми оттенками подсветки мощных прожекторов, это место становится центром притяжения многочисленных горожан и путешественников, которые часто приезжают в Валенсию только для того, чтобы увидеть этот чудесный ансамбль.
Интерактивный Музей наук Принца Филиппа стал одним из самых посещаемых в стране. Его архитектура в отличие от плавных очертаний планетария выглядит экспрессивной и резкой, напоминая снаружи тело какого-то доисторического ощетинившегося животного. Многочисленные мощные, но тонкие, угловатые, наклонные ребра бетонных опор, несущих крышу, придают огромному зданию (его длина — 241 метр, ширина — 104 метра) удивительную легкость. Интерьеры музея буквально пронизаны светом и воздухом. Стены представляют собой сложное плетение из стекла и бетона, сквозь которое свет легко проникает внутрь, освещая самые дальние углы. Девиз музея: «Запрещено не трогать, не чувствовать, не думать» — свидетельствует о том, что здесь можно получить сведения обо всех открытиях науки в интерактивной форме, а самопознание, экспериментирование и творчество зрителей приветствуются. По этой причине здесь нравится всем — не только детям, но и взрослым, от молодых до пенсионеров преклонного возраста. Подобные музеи существуют сейчас во многих странах мира, но валенсийский вариант, возможно, самый веселый и привлекательный. В нем представлены известные каждому знаменитые открытия науки — от колеса и первых летательных аппаратов до макета генома человека, и со всеми экспонатами можно играть, измерять их, вертеть и использовать для собственных опытов. Десятки экспозиций с названиями «Театр электричества», «Зал невесомости», «Жизнь в муравейнике» посвящены космосу, проблеме изменения климата, возможностям человеческого тела, богатству и разнообразию животного мира. В музее постоянно меняются выставки, демонстрируются новые интерактивные экспонаты, проводятся мастер-классы и научные семинары.
В 2003 году был построен океанографический парк по проекту Феликса Канделы, представляющий целый аквариумный комплекс с различной водной средой: средиземноморская, болотная, умеренных и тропических морей, океаническая, антарктическая, арктическая, Красного моря. Там же находится и огромный дельфинарий (24 млн литров воды и глубина 10,5 метра).
И наконец 8 октября 2005 года было открыто последнее здание «Города искусств и наук» — Дворец искусств Королевы Софии, главной достопримечательностью которого стал современный оперный театр, оснащенный самой совершенной техникой. Он построен на месте телебашни, запланированной в первоначальном проекте. На торжествах по случаю открытия театра присутствовала сама королева. Театр-дворец расположен на одной оси с Музеем наук Принца Фелипе и планетарием. Окруженный со всех сторон бассейнами, он словно сливается с двумя стихиями — водой и воздухом. Внешне здание напоминает гигантскую рыбу с высоко поднимающимся плавником-крышей, представляющим дугообразную конструкцию из ламинированной стали длиной 270 метров и весом в 3 тонны. С другого ракурса сооружение выглядит как створки раковины, над которыми поднимается арка, поддерживаемая массивным пилоном. Овальное отверстие в одной из внешних «створок» здания напоминает огромный глаз, отчасти повторяя очертания стоящего рядом планетария.
Дворец искусств приспособлен для проведения любых театральных представлений и концертов. Его площадь — 40 000 м2. Четыре зала вмещают в общей сложности 4000 человек, а еще 2000 смогут наблюдать происходящее на сцене на гигантских экранах снаружи, под нависающим над площадью перед театром козырьком.
Интерьер самого большого из четырех зрительных залов оформлен мозаикой в синих тонах, а ярусы балкона выполнены из белого бетона. Зал рассчитан на 1800 зрителей.
На строительство театра было потрачено 250 млн €, что в три раза превышало утвержденный бюджет. Однако, несмотря на этот печальный для городской казны факт, Валенсия не осталась внакладе, получив один из самых оригинальных и ярких архитектурных шедевров Калатравы, отличающийся большими размерами, превосходной акустикой, удобными залами.
Для Калатравы Валенсия — родной город. Здесь он родился и вырос, учился, построил свой первый мост. «Город искусств и наук» стал бесценным подарком архитектора не только землякам и Валенсии, но и всей Испании. В 2004 году зодчий задумал еще и грандиозное продолжение валенсийского ансамбля: он решил построить три башни-небоскреба, которые должны появиться рядом с «Городом искусств и наук». Они станут необходимыми вертикальными объектами, которые дополнят и уравновесят купольный комплекс в долине. Башни представляют собой слегка изогнутые цилиндрические объемы разной высоты, предназначенные для жилья и офисных помещений. Башня «Торре Валенсия» высотой 308 метров станет самой высокой постройкой Испании. Башни «Кастелло» и «Аликанте» будут несколько ниже — 266 и 220 метров соответственно. Легкие, но прочные, сочетающие тонкие бетонные опоры и стекло, эти изгибающиеся небоскребы, подобно прославленному «Поворачивающемуся торсу» из Мальмё, еще раз подтвердят оригинальный талант выдающегося архитектора, который смело вносит в свои творения элементы биоморфных структурных форм. Таким образом, после завершения строительства башен Калатрава представит в родном городе все образцы своей архитектуры: мосты, вокзал, театры, планетарий, музеи, небоскребы.