Биография
Бакулин Герман Алексеевич
■ Герман Бакулин родился в Казани 18 июня 1947 года. В 1971 году закончил архитектурно-строительный факультет КИСИ – в числе первого в истории ВУЗа и города выпуска архитекторов. С 1971 года по настоящее время работает в головной проектной организации республики «Татинвестгражданпроект». За время работы прошел все ступени: от архитектора до главного архитектора института. Сейчас занимает должность главного архитектора проекта АПМ №1. Наиболее известные работы: выставочный зал Союза художников РТ (1980), реконструкция драматического театра им. Качалова, вычислительный центр Татэнерго (2003), здание гуманитарно-педагогического университета (2005), здание Кабинета Министров РТ (2005).
Как бы вы описали свою архитектуру?
Герман Бакулин: Это пусть сделают те, кто пользуется построенными зданиями. Могу лишь сказать, что для меня самое интересное в поиске архитектурного решения – это грань соприкосновения градостроительных ограничений и особенностей будущего здания. Сейчас почти не говорят о средовом подходе в проектировании, но, на мой взгляд, творческое прозрение должно приходить в пространстве аналитической работы на широком градостроительном фоне. Здание должно сообщать месту позитивную информацию о городе и мире, частью которого оно стало. В своей архитектуре я стараюсь реализовать это качество.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Чего в проектной работе вы никогда не доверили бы другому, включая самых опытных и проверенных специалистов вашего бюро?
Герман Бакулин: Своим коллегам надо доверять – без этого авторскому коллективу работать невозможно. Существует некий индивидуальный путь поиска архитектурной идеи, который должен пройти каждый, чтобы было что предложить для общей работы. И моя основная задача как руководителя – собрать все находки в единое решение, удерживая при этом рамки ограничений и функционального назначения проекта.
Каковы ваши «зоны особого внимания» в работе над проектом?
Герман Бакулин: Эти «зоны особого внимания» не меняются веками. Архитекторов всегда вдохновляют к поиску новые строительные технологии, особенности участка строительства, архитектурная идея, формирующая проектное решение. Не менее важны разработка грамотного плана объекта, эстетика сооружения и работа над деталью. Только вот каждый, кто воодушевлен находкой, должен пройти путь от хорошего эскиза к хорошему чертежу. Именно это я считаю самым сложным, при наличии всего остального.
С кем из архитекторов, отечественных или иностранных, вы хотели бы работать?
Г.Б. Если закрыть глаза, уйти от реальности и помечтать, то список получился бы достаточно большой. Много лет назад мой первый руководитель Ренат Насыров сказал: «…Надо работать с теми, кто рядом».
Назовите «места архитектурной силы», где вы заряжаетесь от архитектуры.
Г.Б. Для меня это город, в котором я живу. Казань достойна, на мой взгляд, многих прекрасных эпитетов. Старая часть города несет в себе огромный положительный потенциал. Это чувствуют все, кто приезжает сюда даже ненадолго. Не все понимают, как это получилось у прошлых поколений зодчих. Мы, архитекторы, далеко не всегда учимся у города, в котором работаем. Часто в безудержном творческом эгоизме мы не замечаем, как разрушаем существующие архитектурные идеи коллег, работавших до нас. Бессистемной точечной застройкой мы разрушаем опорные зоны уникального образа города. В этом смысле наша ответственность при формировании новых ансамблей велика, потому что очень важно, какие чувства будет испытывать человек в наших городах и станут ли они «местом силы» для следующего поколения зодчих.
Основная проблема современной российской архитектуры?
Г.Б. Проблемы есть всегда, и если их не решать, то их количество растет. Идеальная картина может быть только во сне. Например, не везде разработаны и утверждены территориальные комплексные схемы развития градостроительного планирования территорий, генеральные планы, мониторинг и автоматизированное управление развития населенных мест, городские Уставы и правила застройки. Но если работать много и хорошо, проблемы уйдут, освобождая место для новых, над разрешением которых будут трудиться уже следующие поколения.