Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (Ричленд Сентер, 1869 — Феникс, 1959) формировался под влиянием как прагматических течений в американской архитектуре, обращая внимание на типично местные формы (собственный дом архитектора в Оук-Парке, 1889), так и установок на индивидуальное прокладывание своих путей.
«Дома прерий»
Первым проявлением его сложившейся оригинальной по этики стали так называемые дома прерий (1900— 1909), в которых реализована концепция органической архитектуры, основанной на связи между человеком, архитектурным пространством и природой (дом Уиллитса в Хайленд-Парке, 1902; дом Хёртли, 1902, и дом Гейла, 1909, в Оук-Парке).
Этот первый этап деятельности Райта определил рождение важной ветви в современном искусстве. В Японии, где Райт работал в 1914—1921 гг., им построены отель «Империал» в Токио (1916-1922) и другие здания.
В последующем он, с одной стороны, обращался к автохтонным традициям (дом Барнсдела в Голливуде, 1920, вдохновленный храмами майя), а с другой — строго ориентировался на индивидуальный образ жизни заказчика (дом Сторера в Лос-Анджелесе, 1922; дом Милларда в Пасадене, 1923).
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
В годы после кризиса 1929 г. Райт строил мало: это был период размышлений, теоретических разработок и архитектурных утопий, как проект Бродэйкр-Сити (1935).
«Дом над водопадом»
Новый творческий этап ознаменовался такими шедеврами, как дом Кауфмана («Дом над водопадом», 1936) в Бер-Ран, Пенсильвания, и здание лаборатории компании «Джонсон» в Расине (1936-1939), В1938 г. он начал строить в Фениксе, в пустыне Аризоны, собственное жилище Тейлизин-Уэст, превратив его в комплекс жилище—мастерская—лаборатория—школа.
«Дом-соты»
В то же время тема индивидуального жилища получила развитие в серии экономичных решений («дом-соты»), таких как особняк Хенна в Пало-Альто (1937), несколько примеров в Окемосе (1939—1940).
Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке
Последний период творчества Райта был посвящен в основном разработке конструкций с криволинейным или круговым планом и пространством, организуемым по спирали: блестящим воплощением этого принципа служит музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке (1946—1959).