Живший во Флоренции архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески (1377-1446) создал строго рациональный язык архитектуры, основанный на графически выстраиваемой перспективе и на ясных пространственных модулях; он же был первым, кто завоевал для архитектуры право именоваться свободным искусством, arte liberale.
Законы перспективы
Обучение Брунеллески ремеслу художнику проходило в мастерской ювелира. Эти знания понадобятся ему, когда он примет участие в конкурсе на вторые двери баптистерия (1401): его пробная работа на сюжет Жертвоприношение Исаака была признана равной, ex aequo, победившему проекту Л. Гиберти, спокойная классичность которого создавала контраст с драматичной напряженностью и вибрирующей пластикой Брунеллески. Как скульптора его представляет всего лишь одно произведение: это деревянное Распятие более позднего времени (1409-1420) в капелле семейства Гонки церкви Санта-Мария Новелла.
Интерес к архитектуре довольно скоро вытеснил У Брунеллески все остальное: к 1409 г. относятся первые сведения относительно его периодического участия в строительных и декоративных работах в Санта-Мария дель Фьоре, и в 1418 г. он представляет свою модель купольного перекрытия для средокрестия собора. Между тем Филиппо совершает поездки в Рим (с 1402, в том числе с Донателло, см. ниже), где со всей страстью предается изучению древних памятников.
На основе проводимых им обмеров и благодаря плодотворной дружбе с математиком Паоло даль Поццо Тосканеллой Брунеллески удается выработать первую научную формулировку законов перспективы: две небольшие картины с изображением зданий в перспективном сокращений (утрачены, но известны по Литературным источникам) были выполнены ради наглядной демонстрации нового метода рационального измерения пространства, основополагающего для архитектурного проектирования.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Купол Санта-Мария дель Фьоре:
Опираясь на эти новые исследования и собственные расчеты, флорентийский зодчий решает проблему перекрытия Санта-Мария дель Фьоре, осуществив ее на практике с небывало смелыми конструктивными приемами, включая возведение купола – точнее, восьмилоткового сомкнутого свода – без использования лесов. Найденный им контур с высокой стрелой подъема и принцип двойной оболочки (так что силуэты внутренней части и внешней различаются между собой) образовали самоподдерживающуюся систему. В 1432 г. Брунеллески разработал проект венчающего купол фонаря (его сооружение началось в 1436), связавшего в единый крепкий узел силовые линии сходящихся кверху нервюр.
Портик Воспитательного дома
В 1419 г. был начат портик Воспитательного дома (Ospedale degli Innocent!), или приюта для сирот, задуманный как связующий элемент между корпусом приюта и внешним пространством (площадь). Так во Флоренции появился еще один шедевр, представляющий стиль Брунеллески-проектировщика – зодчего, оперирующего крупными перспективно-пространственными структурами.
По заказу Джованни Медичи архитектор проектирует церковь Сан-Лоренцо, в которой соединились две фундаментальные темы: базиликальная схема в построении основного храма и центрический план для помещения, получившего позже название Старой сакристии (1428), где оказались связаны воедино два чисто геометрических элемента: куб и покоящаяся на нем полусфера парусного купола, с проработкой стен пинаклями.
Явленную здесь обнаженную простоту конструкции Брунеллески обогатит в последующих своих работах – церкви Санто-Спирито в Ольтрарно (1440) и капелле Пацци (1430-1444) в монастырском комплексе Санто-Кроче.
Палаццо Питти
Во Флоренции он проектировал также различные гражданские сооружения, перестраивал второй этаж Палаццо партии гвельфов (1425) и Палаццо Питти (ок. 1440). Последний дворец, впечатляющий мощью простого, цельного объема и рустованных квадров камня, стал прототипом городских резиденций знати в эпоху Возрождения.