В берлинской архитектурной галерее Aedes прошла выставка под названием Exotic More or Less (что можно перевести как «Более или менее экзотика», «Как бы экзотика»), представляющая работы двух сингапурских бюро – WOHA и W Architects. Эта экспозиция стала заметным событием сразу по нескольким причинам.
Во-первых, сегодня в Европе гораздо больше известны проекты, реализуемые в Азии, прежде всего в Китае или Тайване, звездами мировой архитектуры, в то время как о проектах местных архитекторов не знает практически никто. Во-вторых, как и многие выставки в Aedes, эта экспозиция обладает огромным просветительным потенциалом, органично встраивая новые художественные явления в уже существующий контекст. В данном случае фотографии, макеты и видеопроекции не только знакомят с проектами, созданными сингапурскими архитекторами, но и вводят зрителей в культурный контекст и архитектурную проблематику далекой и, в сущности, малознакомой страны. Куратором выставки выступил главный редактор токийского журнала A+U Эрвин Вирэй.
Сингапур стал независимым государством в 1965 году, мирным путем отделившись от Малайзии. Его население национально и культурно разнородно – это и китайцы, и малазийцы, и эмигранты со всего азиатского континента. Как большинство азиатских мегаполисов, столица Сингапура являет собой город контрастов – нищеты и богатства, древности и современности, старинной малоэтажной застройки и небоскребов, почитания традиций и веры в социальную утопию модернизма. И все это – на фоне влажного и знойного тропического климата, где важнейшими категориями бытия являются вода, зелень, тень и прохлада.
В то время как архитектор Мок Вей Вей, возглавляющий W Architects, всерьез озабочен проблемой переложения национальных традиций на язык современной архитектуры на уровне планов, материалов, тончайших образных параллелей, архитекторы группы WOHA – сингапурец Вонг Мун Сумм и австралиец Ричард Хассел – пытаются в своих проектах высотных зданий сочетать комфорт и стиль тропического загородного дома с требованиями растущего ввысь мегаполиса. На выставке представлено несколько проектов высотных комплексов, разработанных WOHA за последние несколько лет. Кстати, в одном из них – Moulmein Rise, построенном в 2001 году, – располагаются квартиры самих архитекторов. Яркой особенностью Moulmein Rise является контраст между двумя его продольными фасадами. Южный за счет передвигающихся поэтажных панелей решен как подвижная мембрана, в то время как северный представляет собой ритмичную композицию из заглубленных и выступающих поверхностей окон, балконов, карнизов. Архитекторы пытаются преодолеть характерную для высотных домов повторяемость элементов, приводящую в большинстве случаев к утомительной монотонности.
Кроме того, в рамках проектирования высотных зданий WOHA разрабатывает различные типологии жилья. Так, в проекте, победившем в 2002 году на конкурсе Duxton Plains Housing Competition, прагматичные интересы государственной строительной компании, выступавшей заказчиком и инициатором смотра, гармонично сочетаются с представлениями частных заказчиков о комфорт ном жилье. WOHA придумали комплекс из девяти 50-этажных точечных зданий и двух домов средней этажности, объединенных не только многоэтажной подземной автостоянкой и стилобатной частью с магазинами, образующей фронт улицы, но и висячими садами-переходами, соединяющими здания через каждые пять этажей. Эту идею они развили и в проекте высотного комплекса The Met для Бангкока, где речь идет уже не о муниципальном, а об эксклюзивном жилье. Поэтому на фасады здания выносятся не только висячие сады, но и частные бассейны. Стиль жизни становится здесь главной архитектурной темой. Архитекторам WOHA удается перенести расслабленный и индивидуалистичный образ жизни на побережье в городское высотное жилье, что довольно сложно представить себе в Европе, где высотные дома возводятся преимущественно как офисные здания, а жилье предпочитают строить малоэтажным.