Длина тоннеля – 50 километров, из которых 37-под водой.
Основные факты:
- ДАТА 1990-1993 годы
- АРХИТЕКТОР Николас Гримшоу
- ИНЖЕНЕРЫ Компания «Энтони Хант и партнеры»
Евротоннель – The Channel Tunnel – совместный проект Англии, Франции и Бельгии. По тоннелю ездят специальные пассажирские поезда «Евростар» с подвижными составами «Ле Шаттл», они могут обходиться без особой вентиляции, которая понадобилась бы для других поездов.
Англия – единственная европейская страна, со всех сторон окруженная морем (Шекспир назвал это «ров для всей страны»), и именно поэтому на нее долгие века не нападали армии чужаков. В конце XVIII века появились технические возможности, которые позволяли прорыть тоннель или построить мост между Англией и материком, но из-за политических сложностей саму идею отложили на дальнюю полку.
Первый серьезный проект тоннеля с вентиляционными трубами над водой появился в 1802 году, во время кратковременного перемирия между Францией и Англией. Проект предложил французский инженер Альберт Матье-Фавье.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Но в 1803 году война между странами вспыхнула снова, проект закрыли, и только в 1880 году, когда политические бури утихли, о тоннеле вспомнили. Предложение 1922 года набрало в палате общин только шесть голосов «против».
После Второй мировой войны британское правительство поддержало проект, но стоимость прокладки тоннеля оказалась чересчур высокой. В 1980-х годах решение наконец-то оказалось в пользу тоннеля, но при условии, что со стороны Англии финансирование будет только из частных фондов, по личной инициативе.
Самый новый вокзал в Лондоне
Вокзал Ватерлоо в Лондоне был построен в 1990-1993 годах рядом со старым вокзалом Ватерлоо XIX века. Под крышей нового вокзала пять путей, так что его пролет по ширине вполне сравним с любым большим вокзалом XIX века. Их прообраз, лондонский вокзал Сент-Панкрас, может похвастаться пролетом в 73 метра.
Стальная крыша нового вокзала покрывает только 48,5 метра, она построена из обычных трехшарнирных арок и балок. Старые вокзалы строили из железа или стали, а чтобы защитить их от ржавчины, все красили темной краской. Больших стекол там тоже быть не могло, их еще не умели делать.
Новый вокзал с большими окнами и блестящими металлическими опорами выглядит гораздо веселее. (С конца 2007 года поезда «Евростар» отправляются с отреставрированного вокзала Сент-Панкрас, вокзал Ватерлоо больше не используется -Примеч. перев.)
Лучше, чем полеты
Ватерлоо соперничает скорее с аэропортами, чем с обычными железнодорожными компаниями. Это отразилось и на дизайне вокзала, вместо обычных билетных касс там изящные стойки. К платформам можно проехать на лифте или по эскалатору. Как и в аэропорте, залы прибытия и отъезда находятся на разных уровнях.
Поезда движутся по тоннелю со скоростью 160 километров в час, но на высокоскоростных французских путях они могут развивать скорость до 350 километров в час. Из центра Лондона в центр Парижа можно доехать за три часа – вполне сравнимо с тем временем, которое ушло бы на полет.
ТРИУМФ ТЕХНОЛОГИЙ
Тоннель можно было прорыть только с помощью специальных машин для бурения тоннелей, огромных буров, которые вгрызались в мягкую меловую почву под водой и одновременно с этим избавлялись от лишней земли и укрепляли стены бетонными или чугунными сегментами.
Шесть машин рыли тоннель под морем, пять – под сушей. Англичане называли свои машины по номерам, а французы дали им женские имена. Машины были связаны с компьютерными лазерами, которые вели две команды бурильщиков строго друг к другу.
1 декабря 1990 года они встретились, остановились в нескольких сантиметрах друг от друга, и все участники строительства, английские и французские, обменялись рукопожатиями. Евротоннель официально открылся через четыре года.