Джованни Лоренцо Бернини (Неаполь, 1598 – Рим, 1680) – архитектор, скульптор, живописец, сценограф и драматург – был одной из доминантных фигур в культуре 16 в. и главным выразителем роскоши католической Церкви и римской аристократии.
Годы формирования и ранние произведения
Первые уроки художественного образования получил от отца, Пьетро Бернини, затем учился в Риме, куда семья переехала в 1605 году Он усвоил техническую виртуозность позднего маньеризма через сопоставление ее с эллинистическим натурализмом, а установки великих мастеров 16 в. – сквозь призму классицизма в живописи Карраччи.
Скульптура: крупные заказы
Это разностороннее образование дает о себе знать в мраморных группах Юпитер-мальчик и коза Амалфея (ок. 1615, ее долгое время считали эллинистическим произведением) и Похищение Прозерпины (1621-1622), статуе Давид (1623), в которой прославляется не герой, а сила тела (подчеркнута контрапостом разных частей тела), напряженного из-за спиралевидной позы.
Аполлон и Дафна (1622-1625), настоящее чудо великолепной техники, передающей легкость фигур, стремительно движущихся в пространстве, и делающей волшебным и почти прозрачным мрамор, способный воплотить происходящую с нимфой метаморфозу.
Похоже, Бернини – скульптор был абсолютно зачарован подвижным и ускользающим обликом предметов в пространстве открытом и динамичном, а не их реальностью как таковой.
Строительство собора Святого Петра
В 1624 г началась долгая череда работ Бернини в базилике Сан-Пьетро, в которые он был вовлечен на протяжении сорока лет.
Первым заказом был балдахин (1624-1633): традиционный киворий получил необычайно оригинальную витую структуру выполненную в бронзе и словно парящую под куполом, делая все подкупольное пространство вибрирующим и динамичным. Эта конструкция была потом приведена в соответствие с крупными пилонами купола, внутренние грани
которых (то есть обращенные к балдахину) получили разработку в виде двух ордерных ниш. Над балдахином Бернини работал вместе с его главным соперником Борромини.
Затем Бернини проектировал облицовку нефов цветным мрамором, сделал надгробные памятники двух своих главных покровителей, Урбана VIII (1628-1647) и Александра VII (1671-1678); оформил Капеллу дель Сакраменто и всю абсидиальную часть с огромным сооружением, каким является Кафедра Святого Петра (1657-1666), поддерживаемая колоссальными статуями учителей Церкви и увенчанная вихревым сонмом ангелов и золотыми лучами, связанными с символом Святого Духа.
Кульминацией деятельности Бернини в Сан-Пьетро стало устройство колоннады ( 1656- Колоннада 1667) – самым знаменитым и гениальным из его произведений, в которой с максимальной ясностью воплощена его концепция динамичного пространства, воспринимаемого зрителем в полной мере только при движении в нем и втягивании в
безостановочную смену ракурсов. Площадь Сан-Пьетро, связывающая базилику с остальным Римом, – это еще и берниниевский урок подлинно градостроительного мышления.
Другие произведения
Сценографическая концепция Бернини ярко отражена также в фонтанах – Пчел, Тритона и особенно Четырех Рек (1648-1651) на площади Навона. В Капелле Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория находится скульптурная группа Экстаз Святой Терезы, представленная в драматической аранжировке с чисто театральным сценарием.
В ряду многих других произведений особенно выделяются:
- Палаццо Барберини (1625-1644) с его эффектным фасадом;
- Палаццо Монтечиторио (1650-1655);
- Истина, обнажаемая Временем (1646-1652, Галерея Боргезе, Рим);
- Блаженная Лудовика Альбертони (1674, Сан-Франческо а Рипа);
- картины с автопортретами;
- серия мраморных бюстов, от официальных портретов, включая ряд пап,
- Франческо I д’Эсте (1651, Галерея д’Эсте, Модена),
- Король Франции Людовик ХІІ/ (1655, Версаль), до так называемых parlanti («говорящие››; решение образа с приоткрытыми губами модели) – это Костанца Бонарелпи (1635, Национальный музей Барджелло, Флоренция),
- Шипионе Боргезе (ок. 1632, Галерея Боргезе, Рим),
- Габриэле Фонсека (1668-1673, Сан-Лоренцо, Лучина).