Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Джованни Лоренцо Бернини

джованни лоренцо бернини

Джованни Лоренцо Бернини (Неаполь, 1598 – Рим, 1680) – архитектор, скульптор, живописец, сценограф и драматург – был одной из доминантных фигур в культуре 16 в. и главным выразителем роскоши католической Церкви и римской аристократии.

Годы формирования и ранние произведения

Первые уроки художественного образования получил от отца, Пьетро Бернини, затем учился в Риме, куда семья переехала в 1605 году Он усвоил техническую виртуозность позднего маньеризма через сопоставление ее с эллинистическим натурализмом, а установки великих мастеров 16 в. – сквозь призму классицизма в живописи Карраччи.

Скульптура: крупные заказы

Это разностороннее образование дает о себе знать в мраморных группах Юпитер-мальчик и коза Амалфея (ок. 1615, ее долгое время считали эллинистическим произведением) и Похищение Прозерпины (1621-1622), статуе Давид (1623), в которой прославляется не герой, а сила тела (подчеркнута контрапостом разных частей тела), напряженного из-за спиралевидной позы.

Аполлон и Дафна (1622-1625), настоящее чудо великолепной техники, передающей легкость фигур, стремительно движущихся в пространстве, и делающей волшебным и почти прозрачным мрамор, способный воплотить происходящую с нимфой метаморфозу.

Аполлон и Дафна

Похоже, Бернини – скульптор был абсолютно зачарован подвижным и ускользающим обликом предметов в пространстве открытом и динамичном, а не их реальностью как таковой.

Строительство собора Святого Петра

В 1624 г началась долгая череда работ Бернини в базилике Сан-Пьетро, в которые он был вовлечен на протяжении сорока лет.

Первым заказом был балдахин (1624-1633): традиционный киворий получил необычайно оригинальную витую структуру выполненную в бронзе и словно парящую под куполом, делая все подкупольное пространство вибрирующим и динамичным. Эта конструкция была потом приведена в соответствие с крупными пилонами купола, внутренние грани
которых (то есть обращенные к балдахину) получили разработку в виде двух ордерных ниш. Над балдахином Бернини работал вместе с его главным соперником Борромини.

Собор Святого Петра

Затем Бернини проектировал облицовку нефов цветным мрамором, сделал надгробные памятники двух своих главных покровителей, Урбана VIII (1628-1647) и Александра VII (1671-1678); оформил Капеллу дель Сакраменто и всю абсидиальную часть с огромным сооружением, каким является Кафедра Святого Петра (1657-1666), поддерживаемая колоссальными статуями учителей Церкви и увенчанная вихревым сонмом ангелов и золотыми лучами, связанными с символом Святого Духа.

Кульминацией деятельности Бернини в Сан-Пьетро стало устройство колоннады ( 1656- Колоннада 1667) – самым знаменитым и гениальным из его произведений, в которой с максимальной ясностью воплощена его концепция динамичного пространства, воспринимаемого зрителем в полной мере только при движении в нем и втягивании в
безостановочную смену ракурсов. Площадь Сан-Пьетро, связывающая базилику с остальным Римом, – это еще и берниниевский урок подлинно градостроительного мышления.

Бернини. Колоннада перед собором Святого Петра

Другие произведения

Сценографическая концепция Бернини ярко отражена также в фонтанах – Пчел, Тритона и особенно Четырех Рек (1648-1651) на площади Навона. В Капелле Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория находится скульптурная группа  Экстаз Святой Терезы, представленная в драматической аранжировке с чисто театральным сценарием.

В ряду многих других произведений особенно выделяются:

  • Палаццо Барберини (1625-1644) с его эффектным фасадом;
  • Палаццо Монтечиторио (1650-1655);
  • Истина, обнажаемая Временем (1646-1652, Галерея Боргезе, Рим);
  • Блаженная Лудовика Альбертони (1674, Сан-Франческо а Рипа);
  • картины с автопортретами;
  • серия мраморных бюстов, от официальных портретов, включая ряд пап,
  • Франческо I д’Эсте (1651, Галерея д’Эсте, Модена),
  • Король Франции Людовик ХІІ/ (1655, Версаль), до так называемых parlanti («говорящие››; решение образа с приоткрытыми губами модели) – это Костанца Бонарелпи (1635, Национальный музей Барджелло, Флоренция),
  • Шипионе Боргезе (ок. 1632, Галерея Боргезе, Рим),
  • Габриэле Фонсека (1668-1673, Сан-Лоренцо, Лучина).
Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал