Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Дом престарелых и церковь Св. Матфея (арх. Г.Бём)

Дом престарелых и церковь Св. Матфея (арх. Г.Бём)

Бережное отношение к истории и поиск возможностей органичного включения фрагментов прошлого в современные постройки занимали большую часть творческих разработок архитектора Готфрида Бёма. Другой важной для него темой был интерес к социальной ответственности архитектора и, соответственно, проектирование социально значимых объектов. Таким социальным проектом следует считать его комплекс Дома престарелых в Дюссельдорф-Гарате (1962–1964), задуманный и реализованный на несколько лет раньше бенсбергского проекта.

Комплекс Дома престарелых. Вид жилого корпуса

Более поздние работы, как жилой дом в Кёльн-Хорвайлере (1969–1975), показали неослабевающий интерес зодчего к моделям построения социальных связей архитектурными средствами. Образные контрасты он формирует за счет сочетания больших плоскостей грубого бетона с кирпичными поверхностями и фрагментами условно стилизованных фасадов.

Дюссельдорф-Гарат — это административное обозначение для одного из одиннадцати районов Дюссельдорфа, со своей системой внутреннего управления и подчинения центральным городским властям.

В основном Гарат — город для жизни самих немцев, а не туристический центр. Большинство его жилых домов и административный центр построены в ХХ веке. Однако здесь еще есть хорошо сохранившийся небольшой дворец и несколько других интересных более ранних сооружений. Тем более занятно, что архитектурный комплекс Дома престарелых с жилым корпусом и церковью Св. Матфея позиционируется как национальное достояние. Различные исследователи определяют его стилевую направленность достаточно широко — от брутализма до постмодернизма.

Комплекс Дома престарелых. Жилой корпус со стороны двора
Комплекс Дома престарелых. Жилой корпус со стороны двора
 

Планировочная структура комплекса Дома престарелых в Гарате перекликается с характером центральной части генплана Детских деревень в Риме (1965) и в Бергиш-Гладбахе (1968), спроектированных Бёмом несколько позднее. Идея асимметричной композиции с главенством церковного объема и плавным развертыванием линии блокированных жилых корпусов вокруг импровизированной площади-улицы была разработана для комплекса в Гарате, а наиболее удачные приемы архитектор в различных вариациях повторил еще несколько раз.

Существенным отличием этой постройки Бёма от его работ в Бергиш-Гладбахе и Невигесе является достаточно активное присутствие цвета на фасадах зданий. Объем церкви Св. Матфея выглядит собирающим началом с обилием цветовых пятен, вокруг которого развертывается система сочлененных жилых объемов с уже меньшим количеством ярких элементов. Помимо цветных окрашенных фрагментов ритм сложных фасадов подчеркивается использованием материалов с различной фактурой.

Церковь Св. Матфея. Задний фасад
Церковь Св. Матфея. Задний фасад

Это не только светлый бетон балконных ограждений, но и темно-красный кирпич, из которого выложены большая часть оснований жилых объемов и фрагменты церковных стен. Весь комплекс малоэтажный, в один, максимум три этажа, что вызывает ассоциации с традиционной невысокой жилой застройкой небольших немецких городов. Обычное обилие зелени в таких городах помогает нивелировать особенно резкие фактурные и стилистические контрасты. На фоне сугубо модернистского современного окружения идея Бёма показать ассоциативный образ истории в новом комплексе оказалась чрезвычайно удачной.

На общее впечатление от ансамбля влияют умело акцентированные детали. Конфигурация алых оконных проемов жилых корпусов комплекса имеет сложный ритм прямоугольных уступов разного размера. Человеку следующей, уже компьютерной, эпохи эти проемы и ступенчатые консоли напоминают детали игры «Тетрис». Контраст фактуры серого бетона основных плоскостей стен и алого цвета фрагментов наружной отделки сохраняется и в интерьерах зданий.

Церковь Св. Матфея. Общий вид
Церковь Св. Матфея. Общий вид
 

Церковь Дома престарелых также имеет цветовые контрасты как во внешнем облике, так и внутри постройки. Красные фрагменты просматриваются даже на участках церковной кровли. В тон к базовому серому бетону мощных стен в облицовке церковной кровли даны металлические листы с характерным серо-стальным блеском.

Описать форму церкви Св. Матфея при помощи аналогий с базовыми пространственными геометрическими фигурами невозможно. В составе сложной конструкции есть полусрезанные и полноценные цилиндры, многогранные пирамиды, трапециевидные объемы и прямоугольные призмы. Все они организуют единое сакральное пространство, обладающее большой художественной выразительностью. А выявление входной группы храма кирпичными скругленными лестницами заметно отделяет его объем от окружающих домов.

В отличие от некоторых других церквей Бёма эта имеет отдельную высокую колокольню. Здесь все очень компактно и сообразно друг другу. Визуальный акцент, наоборот, сосредоточен в нижнем уровне. Часть церковного объема поставлена на узкую опору, из которой постепенно поднимается основной массив сооружения. Тот же принцип ступенчатого расширения поверхности каждого следующего уровня при подъеме на высоту весьма успешно обыгран Бёмом в здании новой библиотеки в Ульме.

Внутренний двор комплекса
Внутренний двор комплекса

На контрасте с храмом большинство жилых блоков собрано из прямоугольных объемов. Хотя основным материалом стен здесь служит традиционный кирпич, дополнительную экспрессию и выразительность фасадам придают массивные бетонные балконы, консольные навесы над окнами и горизонтальные перемычки, оставленные в светлом тоне необработанного материала. Напротив церкви архитектор поставил еще несколько блоков в единую линию, создающую эффект протяженного изгибающегося фасада, своеобразной «волны» или искривленной временем улицы. В итоге получилось разнообразие в деталях при общем стилевом единстве, что делает комплекс в Гарате похожим на фрагмент исторической застройки старинного немецкого города, только выполненный в более современных формах.

Многие пространственные решения, опробованные зодчим в ансамбле Дома престарелых в Гарате, получили развитие как в его дальнейшем творчестве, так и в работах других архитекторов второй половины ХХ века. Бём совершенствовал пластическое разнообразие церковных построек и экспериментировал со способами усиления эффекта воздействия интерьерного пространства храма на прихожан. Он обращался к использованию крупных цветных фрагментов (например, в витражах), а также работал над способами игры со светом во внутреннем убранстве. Эта линия являлась продолжением поисков немецких экспрессионистов и встречалась в культовых сооружениях Бёма-отца.

Внутренний двор комплекса
Внутренний двор комплекса

 

Впоследствии данную тему весьма успешно развивал более молодой современник Готфрида Бёма — швейцарский архитектор Марио Ботта. В интерьерах его капелл и часовен игра света формирует значительную часть конечного художественного впечатления от постройки.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Стилевое единство зданию церкви Св. Матфея и ансамблю Дома престарелых придает и общий кровельный материал — все кровли комплекса облицованы светло-серыми металлическими листами.
  • Часовня во внутреннем дворе Дома престарелых выполнена в сером бетоне Стилевое единство зданию церкви Св. Матфея и ансамблю Дома престарелых придает.
  • Часовня Дома престарелых — очень скромное сооружение по сравнению с монументальной церковью Св. Матфея.
  • В жилых корпусах стены выложены терракотовым лицевым кирпичом, а балконы и оконные стяжки выполнены в светло-сером бетоне.
  • Цветовые акценты всех построек комплекса — алые оконные переплеты и дверные косяки в экстерьере.
  • Контраст фактур кирпича, бетона и штукатурных окрашенных плоскостей в интерьерах церкви усиливается по сравнению с внешним обликом жилых корпусов.
  • Объем часовни поставлен  на узкую опору, что придает сооружению некоторое сходство с мощным деревом, растущим во дворе нового дома.
  • Художественное решение комплекса Дома престарелых и церкви Св. Матфея строится на активном использовании контрастов цвета и фактуры различных материалов как в экстерьере, так и во внутреннем убранстве.
Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал