Общие данные:
- ДАТА: 1935-1936 годы
- СТИЛЬ: Органический
- МАТЕРИАЛЫ: Камень, бетон, дерево и стекло
- АРХИТЕКТОР: Фрэнк Ллойд Райт
- Дом стоит над водопадом, сливаясь с природой
Фрэнк Ллойд Райт (1869-1959) создал “Дом над водопадом”, чтобы там могли отдыхать на выходных Эдгар Дж. Кауфман и ого жена Лилиан. Райт – один из самых оригинальных и запоминающихся архитекторов ХХ века. Он начал свою карьеру в Чикаго, у архитектора-новатора Луиса Салливана. Салливан считал, что «форму определяет функция», и это повлияло на все работы Райта. Еще Райт любил и коллекционировал японские гравюры, с их простыми и выразительными линиями.
Дом над водопадом появился в тот период, когда у Райта почти не было работы из-за Великой депрессии, а его широко известные Дома прерий уже начали забываться. Но, несмотря на такое безрадостное появление, новый дом стал самым известным из 300 творений архитектора.
Дома прерий
Дома прерий Райт построил в 1900-1910 годах в пригороде Чикаго, и это была революция в жилищной архитектуре. Его подход был натуралистическим – казалось, что дома и природа вокруг сливаются друг с другом, длинные, приземленные линии домов перекликались с плоской равниной (отсюда название комплекса).
Но в то же время не обошлось без кубизма – внутри и снаружи все было асимметричным. В большинстве работ Райта пейзаж, ландшафт, обстановка и украшения слиты воедино, он видел и контролировал все.
Дом над водой
В июле 1933 года Кауфман получил право на владение землей в Бер-Ране, в Пенсильвании. Он должен был coxpaнить там природу, и вначале хотел построите бревенчатый дом, но Райт уговорил заказчика чтобы тот разрешил ему поэкспериментировать с самыми новыми технологиями, с железобетоном и стеклом.
Райт долго тянул со своим проектом Дома над водопадом. Наконец, в сентябре 1935 года, он все доделал за сутки, на одном дыхании. Вот так Райт умел работать с архитектурным замыслом, носить его в голове, анализировать, совершенствовать, переделывать и уже потом выплескивать на бумагу. Он говорил: «Когда сосредотачиваешь мысли, идея как будто сама проявляется в жизнь, вся и сразу, и только потом постепенно развивается, как живой единый организм».
Дом частично нависает над водопадом Бер-Ран, быстрый поток несется вниз и разбивается на несколько водопадов. Кауфман хотел, чтобы дом стоял как можно ближе к водопаду, среди валунов, каменных плит и деревьев. Водопад определил весь остальной дизайн. Позже Райт заявлял: «В красивом лесу был водопад и высокий скалистый берег над ним, и больше всего хотелось, чтобы дом естественно нависал над водой, держась за каменный берег».
Резкие горизонтальные линии образуют три уровня дома, несколько террас и навесов, которые перекликаются с формой каменного берега. На первом, главном этаже почти все место занимает гостиная с большим камином посередине. Горизонтальные бетонные блоки держатся на вертикальных стенах и опорах из местного грубо обтесанного камня. Изнутри дома стеклянные окна в горизонтальных панелях смотрят на природу. По лестницам снаружи можно спуститься к водопаду.
В Доме над водопадом, который кажется частью природы вокруг, Фрэнк Ллойд Райт воплотил идею о том, что архитектура и природа – это единое органическое целое.