В последней четверти XVIII столетия в Москве широко развернулось строительство жилых зданий. Тогда Москва наряду с Петербургом являлась важнейшим производственным, торговым и культурным центром страны. Одновременно с многочисленными жилыми домами, преимущественно невыразительными, скромными, одноэтажными, в разных районах Первопрестольной возникают большие роскошные усадебные комплексы и дома дворян. Наиболее состоятельные представители московского купечества стремились ни в чем не уступать дворянам и также возводили дорогостоящие жилища.
Особое положение Москвы как бывшей столицы, отдаленность ее от императорского двора и государственных учреждений официального Петербурга, укоренившиеся в ней черты патриархального дворянского быта способствовали формированию нового типа городской усадьбы. В его создании принял самое деятельное участие ведущий архитектор того времени Матвей Федорович Казаков. В дворцовом и жилищном строительстве зодчий с художественным совершенством непрерывно развивал принципы русской классической школы XVIII века.
Одним из характерных образцов городской усадьбы с новой композиционной схемой является построенный зодчим в 1789-1791 годах дом отставного бригадира И. И. Демидова в Гороховском переулке Басманной части Москвы. В то время это владение находилось на окраине, и при возведении здесь нового здания нужно было в значительной мере предугадать его роль в будущем ансамбле развивающегося города.
В классицистических принципах казаковской архитектуры стремление к максимальному усилению регулярности городской застройки проявилось не только в ордерности сооружений, но и выносе их на красную линую улицы, расчете идеальных классических пропорций зданий и примерно одинаковой этажности. Эти архитектурноградостроительные особенности стали основами для нового классического типа городского жилого дома конца XVIII века — дворца.
Казаков, сохранив в целом традиционные черты городской дворянской усадьбы, связал архитектуру дома Демидова с застройкой улицы. Он выдвинул основное здание и флигели на ее красную линию, а служебные и хозяйственные помещения: конюшни, кладовые, погреба, жилье для многочисленных слуг — разместил за домом в глубине участка. Вся остальная огромная площадь владения была занята садом и регулярным парком с прудами, павильонами и цветниками.
Главный трехэтажный дом и два его двухэтажных флигеля, выходящие на улицу, образовали симметричную фронтальную композицию. Центральная ось фасада была ориентирована на колокольню церкви Никиты Мученика (середина XVIII века), находящейся напротив. Первый этаж здания был трактован как рустованный цоколь, в центре которого располагался сквозной проезд во двор (позже застроен и превращен в теплый вестибюль).
На выступе первого этажа по оси фасада расположился шестиколонный портик коринфского ордера, завершавшийся массивным фронтоном со скульптурным гербом в тимпане. Объединяя второй и третий этажи, портик подчеркнул значение второго парадного этажа и расчленил фасад по горизонтали на три части, равные высоте дома. Вследствие этого общие пропорции фасада, характерные для казаковских классических домов, определялись тремя квадратами. Здание было выложено из кирпича и оштукатурено.
В конструкции его широко использовано дерево, в частности для перекрытий и внутренних перегородок. Стволы колонн и некоторые детали декоративного убранства фасада выполнены из местного белого камня. На желтом фоне стен второго и третьего этажей выделялись белый портик, междуэтажные тяги и карниз.
Розетки плоских круглых углублений и скульптурный орнамент филенок имели голубой фон. Тонкий рисунок деталей фасада, сандриков окон, капителей созвучен изысканному оформлению внутреннего убранства здания. При строгой симметрии главного фасада, отвечавшего торжественной сдержанности классицизма в архитектуре, в плане дом имеет Г-образную форму с левым выступом в глубину двора и замечательно продуманную планировочную систему. Первый этаж был разделен на ряд самостоятельных помещений, предназначенных в основном для различных хозяйственных надобностей.
Парадный этаж второго этажа отличался законченностью композиции, большой высотой (5,25 метра), обширностью помещений и богатством архитектурного убранства. Третий этаж служил для повседневной жизни семьи владельцев и имел небольшую высоту и относительно простую отделку.
В планировке зодчий предусмотрел, чтобы передвижение слуг по дому не пересекалось с передвижением хозяев и гостей. Парадный вход был расположен под портиком в центральном проезде, через арочные ворота которого в него въезжала карета, останавливалась у входа и проезжала дальше во двор.
В сдержанной архитектурной обработке сквозного проезда и небольшого вестибюля Казаков применил дорический ордер, особенностью которого была подсечка ствола колонны под капителью. Вестибюль открывал пространство парадной трехмаршевой лестницы, расположенной в угловом выступе дома со стороны двора и изолированной от хозяйственных помещений нижнего этажа. Массивная форма ползучих арок, опирающихся на четыре столба, контрастировала с рядом легких металлических стержней перил.
С площадки второго этажа через три дверных проема открывался доступ в парадные комнаты. Главный зал помещался в торце и был соединен гостиными, образующими торжественную анфиладу, с личными апартаментами, расположенными в противоположном конце здания. Он был двусветным и занимал по высоте второй и третий этажи. В торце, на уровне третьего этажа, были размещены хоры для музыкантов, поддерживаемые четырьмя колоннами.
В центральной части парадного этажа находился круглый Столовый зал (диаметром 7,2 метра), удобно расположенный по отношению ко всем жилым и парадным помещениям дома и связанный смежной служебной лестницей с кухнями первого этажа. Окна зала выходили во двор. Классическую композицию зала Казаков создал членением стен на восемь частей парными каннелированными пилястрами ионического ордера. Если лестница, Главный зал (утративший первоначальную отделку) и столовая отличались сдержанностью в оформлении, то расположенные вдоль уличного фасада парадные помещения поражали изысканностью декоративного убранства, по которому они получили название «Золотые комнаты».
В архитектуре всех помещений зодчий сочетал торжественную дворцовую анфиладность с индивидуальной художественной характеристикой каждого зала. Первая была подчеркнута последовательным рядом парадных дверей, имевших независимо от величины помещения одинаково большие размеры. Каждое помещение было симметричным относительно оси, перпендикулярной направлению движения, и отличалось особенностями, отвечающими его назначению.
Нарядность анфилады, в систему которой входили три гостиные и парадная спальня, возрастала от входа по направлению к личным комнатам владельца дома. В декоративном убранстве «Золотых комнат» большое место занимают лепной орнамент, украшающий карнизы, потолок и оконные ниши, а также деревянная резьба, покрывающая порталы, щиты над окнами и дверями, наличники, рамы зеркал и мебель, и монументальная живопись на плафонах.
Стены были обтянуты штофом на щитах, вставленных в специальные впадины, края которых закрывались резными багетами. Значительную роль в оформлении комнат играли зеркала в резных золоченых рамах, заполнявшие все простенки между окнами и помещавшиеся на подзеркальниках с мраморными досками.
Центральное место в анфиладе занимала вторая гостиная, окна и двери которой открывались на балкон портика. Три одинаковых резных портала составляли основное украшение стен: два из них были связаны с анфиладой, третий вел в столовую. Рисунок профилей дверных филенок был более сложный, чем в первой гостиной, в основном утратившей свое оформление. Третья гостиная — самая большая и значительная комната анфилады. Размеры ее в плане были близки к квадрату (7,40 х 7,64 метра). Два дверных проема имели декорированные филенками ниши на толщину стен. Филенки этих дверей еще более сложны — они украшались легким резным позолоченным рисунком.
Симметрию комнаты нарушал камин из белого мрамора с бронзовой резьбой в профилях, придававший ей особый уют. Он завершался трехчастным зеркалом в деревянном резном обрамлении. В глубине комнаты в углах располагались две вогнутые печи из светлого искусственного мрамора. Наборный паркет геометрического рисунка был обогащен фризовой полосой у стен и круглой розеткой в центре комнаты. Завершала анфиладу роскошно декорированная парадная спальня. В ней почти всю поверхность стен покрывала деревянная резьба. Особой выразительностью обладал плафон, сплошь покрытый орнаментом и живописью. Он имел два уровня: фризовая часть потолка была понижена, ее окаймлял сильно выступающий профилированный вал в виде пучка прутьев, обвитых лентами. Этим приемом Казаков привел высоту в соответствие с небольшими размерами комнаты и вместе с тем создал богатое обрамление живописи плафона. Рядом со спальней находились кабинет и ряд комнат служебного и жилого назначения.
Архитектурная композиция дома И. И. Демидова и его изысканный, целостный интерьер представляют собой мастерски разработанный специфически московский художественный образ дворянского жилого дома конца XVIII века. Архитектура дворца и декоративное убранство его интерьеров сохранились до наших дней почти в неизмененном виде и представляют собой неоценимое сокровище, демонстрирующее глубину гения зодчего.