Новостройки, построенные после 2012 года, по закону должны иметь счетчики отопления.
Если в новостройке нет теплосчетчика на каждом этаже, а есть только общий теплосчетчик на здание, возникает вопрос, является ли это нарушением закона для подрядчика.
Можно ли в этом случае устанавливать теплосчетчики в квартирах и начислять плату по показаниям счетчика. Нужно ли организовывать общее собрание жильцов.
Например, дома, построенные в 2023 году, должны быть оборудованы счетчиками тепла. Передача дома без счетчика является незаконной. Для дольщиков общее собрание не требуется. Подрядчик должен сделать все это до заселения жильцов.
Как написано в законе?
Установка счетчиков в новостройках регулируется Законом “об энергосбережении и энергоэффективности”.
Закон гласит, что здания, не отвечающие требованиям энергоэффективности и оснащенности приборами учета, не могут эксплуатироваться.
Согласно пункту 7 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, все новые здания, строительство которых началось после 1 января 2012 года, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Счетчик должен быть опломбирован установщиком.
Кто и за чей счет устанавливает счетчики, определяется отдельным законом. Согласно Федеральному закону № 190-ФЗ «О теплоснабжении», подрядчики обязаны устанавливать приборы учета в многоквартирных домах за свой счет еще до получения разрешения на ввод здания в эксплуатацию.
Единственное исключение – если здание отапливается от отдельной котельной и не подключено к централизованным сетям теплоснабжения. В этом случае застройщику не нужно устанавливать счетчик.
Если счетчика нет, застройщик привлекается к административной ответственности. Штраф составляет 500 000-600 000 рублей для юридического лица, что также не мало.
Как установить счетчик
Жильцам необходимо обратиться к застройщику или управляющей компании.
В первую очередь, конечно, с просьбой об установке счетчика нужно обращаться непосредственно к застройщику. Лучше всего, если несколько жильцов подадут жалобу коллективно. Объединиться можно только с соседями по подъезду.
Согласно закону о долевом участии в строительстве (статья 7, пункт 1 Федерального закона № 214-ФЗ), застройщик обязан передать участникам долевого строительства объект, «качество которого соответствует условиям договора, техническим регламентам, проектной документации, требованиям градостроительных регламентов и иным существенным требованиям».
Требование называется правопритязанием. Претензии составляются в свободной форме. Они требуют немедленного устранения недостатков за счет застройщика. Ссылайтесь на ранее упомянутые законы. Укажите контактные данные, адрес и адрес квартиры или дома, где не был установлен счетчик. Укажите реквизиты договора, по которому квартира была приобретена у застройщика (номер, дата подписания, дата государственной регистрации). Также укажите дату подписания акта приема-передачи квартиры. Если в квартире проживало несколько жильцов, укажите номера всех договоров.
Напомните застройщику о его административной ответственности за неустановленные теплосчетчики. Укажите, что в случае отказа они могут обратиться в прокуратуру или суд.
Отправьте счет с описью вложения ценным письмом или принесите его в офис застройщика под подпись ответственного лица. Письмо лучше, так как не всегда можно проверить полномочия ответственного лица. Застройщик обязан устранить недостаток немедленно, но в любом случае в течение 45 дней с момента получения претензии.
Что может ответить застройщик?
В большинстве случаев застройщик сошлется на то, что вы подписали документ о приемке, в котором указано, что претензий нет и дом находится в хорошем состоянии. Не верьте их словам. Отказ от права на защиту интересов покупателя также является незаконным. Согласно статье 19(1) Закона о защите прав потребителей, покупатели могут предъявлять претензии в течение пятилетнего гарантийного срока.
Обращение в управляющую компанию
Еще один способ решения вопроса – подать жалобу в управляющую компанию через ГИС ЖКХ «Жалобы и обращения». Это можно сделать как вместе с обращением к застройщику, так и вместо него. Лучше сделать это вместе.
Управляющая компания, как и покупатель квартиры, принимает квартиру от застройщика и проверяет, соответствует ли она требованиям закона. По окончании договора между управляющей компанией и застройщиком стороны подписывают акт приема-передачи, по которому совместное управление домом переходит к управляющей компании. Измерительные приборы являются частью общей собственности кондоминиума. Управляющая компания следит за тем, чтобы застройщик установил все приборы учета в здании в соответствии с законом.
Управляющая компания не может не знать о том, что в здании установлены счетчики. Поэтому это также является их обязанностью. В идеальном мире УК не принимала бы на обслуживание дома без счетчиков, а заставляла бы их сначала установить.
Если вы подадите жалобу, УК должна в течение 30 дней ответить, почему она приняла дом без счетчика. Вы можете рассчитывать на то, что УК подаст жалобу подрядчику от вашего имени.
Я и другие так делали. У меня была такая же ситуация: я написала жалобу на управляющую компанию через ГИС ЖКХ, через две недели мне позвонили представители застройщика и управляющей компании и пообещали установить счетчик в обмен на отказ от жалобы. Видимо, они считают, что никому, кроме меня, это и в голову не придет.
Обращение в прокуратуру
Если ни застройщик, ни управляющая компания не отреагировали на вашу жалобу, подайте заявление в прокуратуру. Напишите то же письмо, что и застройщику или УК, но укажите в нем информацию о том, что вы уже обращались с жалобой к застройщику или УК, но ответа не получили. Приложите копию письма, копию описи вложений и копию отчета об отслеживании корреспонденции.
Заявление можно подать в прокуратуру лично через дежурного прокурора или по почте. Письма также можно написать через электронную приемную прокуратуры. Обычно такую приемную можно найти на сайте местной прокуратуры. Однако в этом случае пересылка жалобы в прокуратуру по месту жительства занимает довольно много времени.
Срок ответа на заявление в прокуратуру также составляет 30 дней.
Обращение в суд
Если ничего не решается, остается только суд. Здесь без адвоката вы ничего не сможете сделать.
Сохраняйте все отправленные и полученные документы и письма. Сохраняйте описи, уведомления о доставке и отчеты об отслеживании. Их всегда можно распечатать с сайта Почты России вместе с номером отслеживания.
Заявление в суд на вашей стороне. Примером может служить решение Подольского городского суда по делу № 2-6198/17. Истцы требовали от подрядчика установить индивидуальные приборы учета, которых в новостройке не было. Суд удовлетворил их требование и обязал подрядчика установить приборы учета в течение 30 дней с момента вступления решения в силу.