Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Динамичная испанская архитектура

испанская архитектура

Испания, страна фламенко и корриды, родина Гойи, Пикассо, Дали и Гауди, заповедник строгих средневековых замков и соборов, переживает строительный бум. С динамической испанской архитектурой Америку знакомит выставка с необычно точным названием On-Site: New Architecture in Spain («Стройплощадка: новая испанская архитектура»). Экспозиция всю весну будет развернута в нью-йоркском МоМА.

Ее идея принадлежит главному куратору архитектурного отдела МоМА Теренсу Райли, который после 14 лет пребывания на этом посту в марте покинул его, чтобы возглавить Музей искусства в Майами.
Выставка, представляющая более 50 проектов со всей Испании, многие из которых уже реализованы, вызывает у посетителей шок.
Прежде всего, удивляет количество и разнообразие оторванных от исторической архитектуры зданий. На огромных, от пола до потолка, фотографиях и макетах – скульптурные формы и многоцветные поверхности построек. Еще несколько лет назад такое даже представить себе было трудно. Оказывается, практически каждому испанскому городу есть чем удивить ценителей современной архитектуры.
Выставка воспринимается как яркий праздник. Архитектура давно уже превратилась в масштабное искусство удивлять. С этой задачей легко справляются представленные проекты – от крошечной часовни в городке Сиудад Реаль по проекту испанского бюро Sancho-Madridejos до одного из крупнейших европейских проектов – четвертого терминала международного аэропорта «Барахас» в Мадриде Ричарда Роджерса.

Многие проекты привлекают внимание своими фасадами-обертками – стеклянными, керамическими, металлическими. Так, рынок в Барселоне, реконструированный Энриком Мираллесом (EMBT Arquitectes Associats), накрыт многоцветной крышей-скатертью. На выставке есть другой проект этого бюро высотный комплекс штаб-квартиры «Национальной компании по добыче природного газа», тоже в Барселоне.

Еще один проект-обертку представили Жак Херцог и Пьер де Мерон, чей Институт культуры фламенко в Кадисе окружен каменным фасадом, который кажется монолитным. Однако приблизившись к этому зданию, напоминающему неприступную крепость, удивляешься его способности растворяться в тончайших кружевах каменных солнцезащитных экранов.

Их узоры архитекторы изобрели, манипулируя орнаментальной вязью традиционных арабских шрифтов. С наступлением темноты необычная текстура экстерьера превращает монолитные крепостные стены в светящийся ночник.
Модное японское бюро SANAA в проекте модернизации Музея современного искусства в Валенсии предложило закрыть здание минималистскими стеклянными плоскостями, превратив построенное всего 15 лет назад сооружение в забальзамированный экспонат.
Другая тенденция современной испанской архитектуры – скульптурные проекты, которых на выставке немало. Например, проект Тойо Ито: трубочки-ракушки, внутри которых расположились ресторан, открытый бассейн и информационный киоск.

Или отель Фрэнка Гери с типичными для его зданий объемами, завернутыми в чешую из листов нержавейки. Или театральный комплекс в городке Торревьеха англичан из FOA.
Этот странный монолитный объем буквально взлетает в небо по пологой дуге, под которой застекленное фойе театра воспринимается как единое пространство с расположенной рядом городской площадью.
По-прежнему актуальны проекты-ландшафты. Здесь особенно выделяется огромный Культурный центр Галисии в Сантьяго-де-Кампостела – работа Питера Айзенмана. С помощью компьютерных манипуляций и замысловатой кодировки архитектор создал комплекс из шести зданий путем наложения друг на друга трех полей информации – прямолинейной Декартовой сети, средневековой уличной карты Сантьяго и топографического плана участка, выделенного под строительство.

В результате сформировался волнообразный ландшафт с интегрированными в него зданиями архива, библиотеки, театра, Музея истории Галисии, административного здания и Центра новых технологий.
Другой проект-ландшафт – коммерческий комплекс Захи Хадид в городке Дюранго на севере страны. Динамичный проект Хадид словно заряжается невидимой энергией от всего, что расположено рядом. Такая архитектура наиболее точно передает новые качества пространства, где нет ничего прямолинейного. На этом фоне спокойно и достойно смотрятся модернистские проекты – здание городской администрации в Мурсии Рафаэля Монео, самое раннее на выставке, построенное в 1998 году (все остальные проекты реализованы после 2000 года), а также офисное здание в Гранаде Алваро Сизы. Эти сооружения убедительно доказывают, что современную архитектуру можно строить не только из стекла и металла, но и из традиционных материалов – камня и кирпича, и покрывать обычной штукатуркой.

 

Среди испанских архитекторов выделяется бюро Abalos & Herreros.
Имена этих архитекторов все чаще упоминаются в прессе. Их проекты представлены двумя крупными высотными комплексами: четыре биоклиматические жилые башни на севере страны и жилой многоэтажный дом на Канарских островах.
В обоих проектах необычную роль играют фасады. В первом случае четыре жилые башни повернуты так, чтобы максимально использовать солнечную энергию. Во втором – элегантно изгибающаяся высотка покрыта стеклянной оболочкой зеленоватого фосфорного цвета, которую опоясывают закругленные на углах солнцезащитные жалюзи.
Не перестают удивлять и вызывающе технологичные проекты. Яркая хай-тековская башня Torre Agbar Жана Нувеля в Барселоне, подобная взлетающей в небо ракете, – пожалуй, наиболее оптимистичный образ на выставке. Башня – одновременно и дань восхищения сказочной архитектурой гениального барселонца Антонио Гауди, и предсказание новой, экологической архитектуры будущего. Другой проект Нувеля – дополнение к музею Национального центра искусств королевы Софии в Мадриде.

Реконструкция рынка Санта-Катерины, Барсело- на.

 

Пример стеклянной архитектуры, где многогранные отражающие плоскости интегрированы в поднятый на большую высоту навес над входом в музей таким образом, что в них отразился целый район столицы.
Еще один необычный технологичный проект – Теннисный центр Доминика Перро в Мадриде. С виду упрощенная архитектура Перро всегда находит, чем подкупить своих поклонников. Вот и на этот

Отель у винодельни Marqu es de Riscal, Ла Риоха. Арх.: Фрэнк Гери, Эдвин Чен (Gehry Partners)

раз мастер архитектурной маскировки и драпировки поместил три стадиона-корта, напоминающих аскетичные ларцы, внутрь большого параллелепипеда. Ларцы оснащены автоматически открывающимися и закрывающимися крышами-люками. В зависимости от того, насколько они приоткрыты, увеличиваются или уменьшаются шум происходящего внутри стадионов и освещенность – неосязаемые, но важные в архитектуре вещи.
На вернисаже присутствовали авторы многих проектов. Я попросил поделиться впечатлениями от выставки Доминика Перро. Точку зрения этого француза можно считать весьма авторитетной. Большая часть его заказов находится именно в Испании.

Для их реализации он даже открыл филиал бюро в Мадриде. Перро был настроен критически: «Признаться, я разочарован. Сегодня испанская архитектура – самая интересная в мире, но эта выставка слишком мала и необъективна. Она не показывает потрясающего масштаба строительства и инноваций. Я также не понимаю, как смогут посетители оценить проекты, представленные не очень подробными рисунками и макетами в разных, трудно сопоставимых масштабах. На мой взгляд, выставка получилась академической, консервативной, беспорядочной и не очень увлекательной. Реальность гораздо интереснее».

Конечно же, выставка могла быть и больше, и подробнее, однако неувлекательной ее назвать нельзя. Она дает хорошую возможность познакомиться с тем, как убедительно современная архитектура может вписаться в любой исторический контекст. Именно на таких обширных выставках зарождается интерес к профессии у самых разных посетителей, возможно, и у будущих зодчих. Почему именно в Испании стала возможной реализация такого множества самобытных проектов?
Самая веская причина – вступление страны в Евросоюз в 1986 году и последовавшее за этим 20-летнее вливание более $110 млрд в развитие культурной и транспортной инфраструктуры страны. Однако можно было строить и без архитектурных изысков. Не менее важными причинами являются открытость общества инновациям, традиционно высокий уровень культуры и, конечно же, распределение многих проектов на конкурсной основе.
Выставка в МоМА заслуживает внимания еще и потому, что она заставляет увидеть аналогичные перемены и за пределами Испании. Не пропустите On-Site – проведение подобных экспозиций в будущем, возможно, станет неактуальным, так как реальность действительно гораздо интереснее.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал