Все периоды своего существования архитектура зависела от степени развития научных и социальных отношения, а также от состояния инфраструктуры и промышленности. В противоположных тоталитарных либо аристократических обществах архитектурные образцы по большей части возникают исходя из воли и запросов доминирующего класса.
При социальном типе устройства задача архитектуры – полностью удовлетворить вещественные и нематериальные нужды всех сфер общества. Ее формирование близко соединено с развитием технологий и прогресса, которые определяют её настоящий потенциал. В свою очередь архитектура активизирует совершенствование последовательности многих областей знаний (в частности, инженерия, конструктивные особенности строительных материалов), ставя перед техническими дисциплинами конкретные цели.
Во время всего развития эта область культуры сотворила многообразные виды построек, имея в своем арсенале большое количество средств художественного выражения, запечатленных в архитектурном багаже многих эпох и стран. К важнейшим видам архитектурных построек можно отнести жилые дома, административные здания, здания социально-культурного назначения (музеи, школы, спортивные учреждения, больницы), промышленные сооружения и транспортные постройки.
Первое впечатление об архитектуре нам дают кино, телевидение, книги и журналы. Путешествуя по разным странам мы стремимся увидеть прославленные сооружения воочию, но относимся к зданиям, которые окружают нас в повседневной жизни, совсем иначе, Однако и те и другие заслуживают внимания любителя архитектуры, Шедевр зодчества не раскроет своих тайн случайному зрителю при беглом знакомстве. Здание нужно осматривать постепенно, с разных точек зрения, снаружи и внутри. Запаситесь терпением и ваше старание понять, что такое архитектура, будет вознаграждено. А если знать, как и когда здание было построено, чем оно отличается от других сооружений, кто и зачем его создал, можно глубже почувствовать красоту «застывшей музыки».
В этой рубрике много внимания уделяется форме и структуре зданий, строительным материалам и способам строительства, особенностям конструкций, художественному стилю и характеру отделки. Но без понимания функции (назначении) сооружения трудно оценить замысел архитектора. Важную роль играет культурный, исторический и природный контекст, в котором «живет» памятник архитектуры
Здания обычно меняются со временем, их нередко приспосабливают для новых нужд. Это подчас затрудняет понимание первоначального замысла, зато отражает перемены в образе жизни и развитие художественных вкусов сменявших друг друга эпох. Внимательно присмотревшись к архитектурному сооружению, можно отчетливо увидеть следы перестроек и обновлений.
Чтобы не потеряться в ошеломляющем богатстве архитектурных стилей, полезно ознакомиться с основными вехами истории архитектуры. Она родилась из стремления представить по сохранившимся руинам облик древних построек Египта античном Греции и Рима. Достижения европейского зодчества долгое время связывали в первую очередь с классической греко-римской архитектурной системой.
Средневековье считали отсталой, «варварской» эпохой; искусство этого периода тоже недооценивали. Лишь в XIX в. проявился интерес’ к архитектуре средних веков, особенно к памятникам готики XII-XIV вв.; были по достоинству оценены достижения зодчих Византии и создателей романского стиля (X-XI вв.).
Появление современной архитектуры (начало XX в.) связывают с бурным развитием промышленного производства. В ней проявились два противоположных взгляда на прошлое. Некоторые зодчие идеализировали старину, культивируя романтические настроения, другие предпочитали создавать новое, начиная с чистого листа. В последние десятилетия распространился поп модернизм архитектурное направление, которое объединяет разные точки зрения на историю, считает возможным применять старинные и современные архитектурные формы.
О том, что же такое архитектура, рассуждали многие ученые и практики-архитекторы, я Древнеримский инженер Марк Витрувий, трудами которого восхищались деятели эпохи Возрождения, утверждал, что архитектура обладает тремя главными свойствами: прочностью, пользой и красотой. Под прочностью он подразумевал надежность конструкций, под пользой соответствие сооружения его назначению, а красота означала для него выражение тех чувств, которые должно было вызывать у зрителей построенное здание. Это, определение Витрувия остается верным и сегодня, хотя понимание архитектуры и изменилось в ходе развития цивилизации.
В конце XIX в. американский архитектор Льюис Салливен (1856-1924) провозгласил, что «форму определяет функция». Функционализм был ответом на потребность [создавать новые типы зданий для промышленно развитого общества. В XX в. великий французский мастер Ле Корбюзье (1887-1966) определил архитектуру как «совершенное, уравновешенное и волшебное взаимодействие геометрических объемов, озаренных светом». Он подчеркивал духовность геометрически ясных архитектурных форм.
Связь утилитарных задач с художественным творчеством приобрела в XX в. особую остроту. При всех технических новшествах специфические средства архитектурного образа композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов основаны на опыте прошлого. Мировая архитектура прошла долгий путь развития. Его начальные этапы тянулись медленно. Эпоха древнейших цивилизаций, например Древнего Египта, исчислялась тысячелетиями.
Пристальное внимание к инженерному и строительному искусству – черта нашего времени. В далеком Средневековье главным достоинством памятника архитектуры считалась сто духовная ценность, а способы постройки мало кого интересовали. Нельзя сказать, что они прочно забыты, но известность здания, как правило, была связана с внешними обстоятельствами его сооружения (кто был заказчиком, в честь чего здание воздвигнуто и т. п.). Мы знаем лишь немногие имена строителей и конструкторов старинных сооружений. Только в эпоху Возрождения отчетливо проявился культ творческой личности, стремление к самостоятельной художественной манере, своеобразие архитектурных школ. Тогда и социальное положение архитектора, и принципы зодчества стали меняться. Благодаря детальным макетам и стандартным чертежам планов, фасадов, разрезов можно было представить здание как единое целое, все чаше возводимое для одного заказчика одним архитектором. Процесс строительства все ускорялся и усложнялся. а технологические возможности сильнее влияли на облик зданий. Развитие древнего строительного искусства, на вооружении у которого были лишь примитивные орудия труда, проложило путь современным строительным технологиям. Они требуют гораздо меньше рабочих рук, но опираются на сложные методы и нестандартные инженерные решения.
Новые технологии изменили и облик, и устройство архитектурных сооружений. На очереди – новые перемены. Предметом архитектурных дебатов в последнее время стали проблемы экологии и компьютерное проектирование. Новейшие веяния, вероятно, снова изменят наш взгляд на архитектуру. Зодчие смогут полнее учитывать климатические и культурные факторы, вписывая архитектуру в окружающую среду. Однако чрезмерное увлечение новыми технологиями грозит нарушить преемственность архитектурных традиций.
В архитектуре есть вечные темы, по которым можно изучать особенности разных эпох. Купол, например. широко распространен в постройках многих культур. Это объясняется, скорее всего, тем что форма купола повторяет форму самого компактного геометрического тела – шара.
Индивидуальный жилой дом всегда был “экспериментальной площадкой” дли архитектора. В небольшом проекте легче было реализовать новаторские идеи, которые сo временем определяли развитие целых творческих направлений. Особое место в истории зодчества занимают и культовые постройки. Например, эволюция христианских церковных зданий от первых молитвенных домов до величественных соборов в стиле барокко подставляет впечатляющую картину художественных достижений европейских зодчих. Замечательна культовая архитектура других религий – и мусульманские мечет, и буддийские храмы.
Впрочем, одни только знаменитые постройки не могут и не должны определять значение архитектуры как искусства, Оглянувшись вокруг можно увидеть много интересных зданий и насладиться их совершенством и красотой. Изучая архитектурное сооружение, мы многое узнаем о создавшей его культуре: мы можем представить и уровень развития техники, и устройство общества, и его практические потребности, и эстетические идеалы, «Архитектура включает в себя всю культуру эпохи: в ней проявляется дух времени» (Ле Корбюзье). История и перспективы развития архитектуры свидетельствуют о безграничных творческих возможностях человека.
Читайте также: Современные стили в архитектуре.