В 1896 году Макинтош познакомился с миссис Кэтрин Крэнстон — дочерью чайного магната, которая сама занималась экспортом чая. Она продумывала создание в Глазго сети чайных (вариант арт-кафе) и предложила Макинтошу поучаствовать в их оформлении. Это и стало началом дружбы, которая продлилась 20 лет, на протяжении которых миссис Крэнстон оставалась самым щедрым клиентом и постоянным покровителем мастера.
В Глазго чайные комнаты были заведениями нового типа. В отличие, например, от Франции или Австрии, с традиционной культурой кафе и кондитерских, в Британии и Шотландии процветали пабы — питейные заведения преимущественно для мужчин. Миссис Крэнстон, выступая в духе идей женской эмансипации, хотела создать новую культуру уютных кафе, куда могли прийти люди разного возраста и социального положения, в том числе дамы как в сопровождении мужчин, так и одни, где они могли свободно пообщаться за чашкой чая или кофе, позавтракать (кроме чая и кондитерских изделий подавали и легкие блюда) и даже сыграть партию в бильярд.
С 1896 по 1917 год Макинтош оформил дом миссис Крэнстон в Глазго, а также четыре принадлежавшие ей чайные; все они располагались на наиболее оживленных улицах центра города, где процветала деловая жизнь, и были доступны самой широкой публике.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
В первом заказе — чайной на Бьюкенен-стрит, улице модных магазинов, Макинтошу досталось лишь украшение стен дамской чайной комнаты, обеденного зала и галереи для курильщиков, поскольку здание уже было построено архитектором Джорджем Вашингтоном Брауном и меблировано Джорджем Уолтоном. Мастер выбрал формат широкого фриза, опоясывающего все три помещения.
Центр композиции занимало древо жизни, к которому с обеих сторон двигались величественные удлиненные фигуры прекрасных женщин, опутанные стеблями и цветами роз. Особую монументальность этому шествию сообщал строгий ритм движения фигур и античный принцип изокефалии (равноголовия). Здесь Макинктош впервые использовал в настенной росписи трафарет, что явилось новаторским приемом, ставшим сразу популярным. Сюжетная тема была навеяна символической поэзией Данте Габриэля Россетти, культивировавшего образ Прекрасной дамы, моделью же послужила жена художника — Маргарет.
В следующей работе — оформлении чайной на Аргайл-стрит (1898) — Макинтош опять сотрудничал с Джорджем Уолтоном, только теперь он проектировал мебель и общий декор, в то время как Уолтон украшал стены. Именно здесь впервые появились знаменитые стулья «Макинтош», которые очень скоро стали неотъемлемой частью всех интерьеров мастера. На Аргайлстрит это был стул из темного дерева, с трапецевидным сиденьем, прямыми, строгими ножками и необыкновенно высокой спинкой, планки которой спускались до самого пола, образуя выраженную вертикальную доминанту.
Следующий заказ — дизайн дамской комнаты для завтраков в чайной на Ингрэм-стрит (1900) Макинтош выполнял вместе с Маргарет. Светлые, легкие, элегантные — стиль этих комнат разительно контрастировал с тяжеловатым историзмом, еще процветавшим в Глазго.
Однако главной работой Макинтоша для миссис Крэнстон (и лучше всего сохранившейся) стало строительство и оформление так называемых Ивовых чайных комнат (1903) на Сашихолл-стрит, самой фешенебельной улице Глазго. Здание получило свое имя от старого шотландского названия улицы — Ивовый Луг. Мотив ивы и ивового листа лег в основу дизайна интерьера.
Макинтош полностью перестроил главный фасад бывшего четырехэтажного здания склада, удачно вписав его в окружающую застройку: мастер согласовал с соседними зданиями и линию окон, и линию карнизов. Композиция фасада асимметрична, оживление ей придает контраст широкого бельэтажного окна, легким плавным изгибом выступающего наружу, с несколько утопленным внутрь цокольным этажом. Белый цвет и гладкая фактура, окна разного размера, орнаментальные вставки образующие пунктирные границы по периметру здания, — все это сообщает фасаду легкость и воздушность.
Внутри Макинтош создал сложный организм из многих помещений самого разного назначения. В бельэтаже со стороны фасада располагались дамские чайные комнаты, к ним с тыла примыкала столовая, а сверху — чайная галерея. На втором этаже находилась обитая дубовыми панелями бильярдная и мужские комнаты для курильщиков.
Главной изюминкой дамских комнат был роскошный зал де Люкс. Сводчатый потолок и широкое, во всю стену, окно-эркер, выходящее на Сашихолл-стрит, обеспечивают ему объемность и прекрасное освещение. Изысканная цветовая гамма — сочетание серого, фиолетового и белого цветов — образована мягким серым ковром, фиолетовым шелком драпировок простенков, белой мебелью и нежной розово-фиолетовой обивкой стульев с высокой спинкой.
К этому добавляется стенной фриз с вставками из свинцового стекла и зеркал, покрытый росписью с мотивом ивового листа, и великолепные двустворчатые, украшенные зеркальными вставками и росписью двери. В Ивовых чайных «авторским» является все — от мебели и текстиля до столовых приборов, карты меню, униформы официантов и посуды с узором из ивовых листьев. На одной из торцевых стен, напротив камина, располагается декоративное гипсовое панно Маргарет Макдональд, вдохновленное сонетом Данте Габриэле Россетти «О вы, все вы, кто бродит в роще ив».
Последним проектом Макинтоша для Кэтрин Крэнстон стала бирюзовая Китайская чайная комната на Ингрэм-стрит (1911), в которой в полной мере отразилось его увлечение японским искусством. Оформленные Макинтошем Чайные комнаты миссис Крэнстон стали новым словом в культурной жизни Глазго и принесли художнику самую широкую популярность. Они не только воплощали новые прогрессивные социальные идеи, но и демонстрировали невиданную дотоле ясность и легкость, изысканную элегантность и утонченную красоту.
Архитектурные особенности объекта:
- Композиция фасада асимметрична, оживление ей придает контраст выступающего широкого окна бельэтажа и задвинутой вглубь здания цокольной части, а также разный размер окон верхних этажей.
- Белый цвет и гладкая фактура, как и орнаментальные вставки, образующие пунктирные границы по периметру здания, подчеркивают легкость и воздушность фасада, выделяя его из городского окружения.
- Макинтош удачно вписал фасад Ивовых чайных комнат в окружающую застройку, согласовав с соседними зданиями и линию окон, и линию карнизов.
- На втором этаже располагалась бильярдная и мужские комнаты для курящих.
- В цокольном этаже, в широком световом проеме расположена зона входа и витрин. Она кажется утопленной вглубь по контрасту с выдвинутым вперед бельэтажем. Входная дверь расположена слева.
- В концепции Ивовой чайной были заложены как общие залы, так и раздельные женская и мужская зоны. Все это предоставляло возможности и для деловых встреч, и для обеденного или вечернего отдыха в изысканной, уютной обстановке в самом центре города.
- Макинтош подчеркнул важность бельэтажа, оформив его в виде едва обозначенного застекленного эркера, выступающего наружу легким плавным изгибом. За стеклянной лентой его широкого окна располагается роскошный зал де Люкс Дамских чайных комнат.