Решение Вандербильта построить вокзал на севере оказалось не ошибкой, а верным ходом.
Основные факты:
- ДАТА: 1903-1913 годы
- СТИЛЬ: Воз-ар
- ДИЗАЙНЕР: Уитни Уоррен
- ОСОБЕННОСТИ: Стальной опорный каркас поддерживает лепной свод потолка
Корнелиус Вандербильт (1797-1877) был одним из тех, кто сам сделал свое состояние, он стал финансистом и филантропом. Вандербильт начал с малого, и в итоге создал крупную пароходную компанию, а в 63 года заявил, что будущее – за железнодорожным транспортом.
Он продал свои пароходы и купил сначала железную дорогу Нью-Йорк – Гарлем, а потом и другие: дорогу реки Гудзон и центральную железную дорогу Нью-Йорка.
Вандербильт решил построить один вокзал, и объединить все три линии. Тогда это решение казалось сомнительным, особенно то, что вокзал должен был стоять слишком далеко на севере, но со временем оказалось, что лучше и сделать было нельзя.
Строительство вокзала в форме буквы L началось в 1869 году и закончилось в 1871 г. Проект сделал Джон Б. Шук, который также был архитектором первого оолыиого универмага в Америке – магазина галантерейных товаров на Бродвее. Из-за белого мраморного фасада универмаг прозвали «мраморным дворцом Стюарта».
Крыша вокзала была округлым сводом из железа и стекла. в пролет шириной 60 метров умещались 12 путей и 5 платформ. Образцом послужил лондонский вокзал Сент-Панкрас, который построили немного раньше, это было самое первое подобное строение.
На Манхэттен съезжались люди, город расширялся на север, и через 20 лет на вокзал стало прибывать втрое больше поездов. Места не хватало, ставить поезда было некуда, люди были вынуждены тесниться. В 1902 году решили снести старый вокзал и выстроить новый.
ВТОРОЙ ВОКЗАЛ
Нынешний Большой Центральный вокзал построили в 1903-1913 годах по проекту Рида и Стема совместно с архитекторами Уорреном и Ветмором. Главный инженер. Уильям Дж. Уилгус, провел туда электричество и скрыл пути вдоль Парк-авеню. Поэтому отели, магазины и роскошные дома без проблем выстроились от Мэдисон-авеню до Лексингтон-авеню. и от 44-й улицы до 59-й.
Специальная система изоляции поглощает вибрации, идущие от железнодорожных путей под улицами. Чтобы большой вокзал не мешал движению на улицах, Уилгус построил возле него надземную дорогу, которая огибает вокзал и проходит над 42-й улицей. Движению с востока на запад ничего не мешает.
Длина главного зала – 143 метра, ширина – 49 метров, высота – 46 метров. Он выше, чем собор Парижской Богоматери. Зал сделан по образцу римских купален, но оштукатуренный свод потолка держится на стальном каркасе. А своды в некоторых небольших помещениях построены без каркаса и отделаны плиткой.
Такие черепичные своды часто встречаются в Испании, а в Америке они появились в конце XIX и начале XX века.
Подъемы ведут из главного зала к верхним этажам, а лестницы – вниз. У входа в зал есть галерея, откуда все видно как на ладони, а вниз от нее спускается широкая лестница. В зал через окна проникает естественный свет, обстановка там очень приятная.
Украшение города
Над внешним обликом вокзала работал в основном Уитни Уоррен. Он учился в парижской школе изящных искусств.
Главный южный фасад украшает триумфальная арка в классическом стиле. По сторонам от трех огромных окон стоят парные коринфские колонны, они поддерживают массивный архитрав, в центре которого возвышается скульптурная группа высотой 15 метров и шириной 18 метров. Скульптуры изображают героев классических мифов – американский орел в окружении Меркурия, Геракла и Афины Паллады.