Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Бизнес-центр «Бенуа»

Бизнес-центр "Бенуа" Коммерческие здания и офисы

Пересечение Свердловской набережной и Пискаревского проспекта в Санкт-Петербурге сегодня – одно из типичных постсоветских городских пространств, поражающих одновременно своей масштабностью и ощущением происходящего прямо на глазах распада. Остановить этот процесс можно только с помощью комплексной программы регенерации городской среды. У города до Пискаревки так и не дошли руки, активнее оказались девелоперы – холдинг «Теорема» выбрал эту территорию для строительства крупнейшего в городе бизнес-парка. Бизнес-центр «Бенуа» с точки зрения транспортной доступности идеально расположен. Что же касается эстетической привлекательности района – дело за архитекторами. И они, нужно сказать, оправдывают возложенные на них надежды.

Бизнес-центр «Бенуа», Санкт-Петербург. Холдинг «Теорема». nps tchoban voss, «Чобан и партнеры»

объект: бизнес-центр «Бенуа»
программа: офисное здание класса А
расположение: Свердловская наб. 44, Калининский район, Санкт-Петербург
девелопер, генеральный подрядчик, управляющая компания: холдинг «Теорема»
архитектура: nps tchoban voss (Берлин, Германия), «Чобан и партнеры» (Москва, Россия). Сергей Чобан, Пауль Олуфс, Филипп Губкин, Евгений Пфайль
проектирование: 2006 г.
строительство: 2006–2008 гг.
сдача в эксплуатацию: 2007 г. (1-я очередь), 2008 г. (2-я очередь)
общая площадь помещений первой очереди, кв. м: 17 000
строительный объем здания, куб. м: 82 300
этажность: 8 и 1 антресольный этаж
парковка, количество машиномест: 450
максимальная отметка высоты, м: 36,85

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Несмотря на то, что совсем неподалеку находятся густонаселенные жилые кварталы, здесь их присутствие абсолютно не ощущается. По набережной в обоих направлениях идет многорядный сплошной поток грузовых и легковых машин, постоянно пополняющийся со стороны Пискаревского проспекта. Из-за густых зарослей высятся покрытые копотью фасады давно заброшенных многоэтажных зданий – бывших советских предприятий и учреждений. Среди них – в таком же весьма заброшенном состоянии – изящная усадьба, памятник архитектуры конца XVIII века, ныне – лаборатория туберкулезного диспансера. И несмотря на потрясающий вид на Неву, с великолепными перспективами мостов и утопающим в зелени стройным силуэтом собора Смольного монастыря на противоположном берегу, угол Свердловской набережной и Пискаревского проспекта – место, где любого охватит ощущение безысходной тоски и полной потерянности.

Так было, конечно, не всегда. Красоту этого места оценили задолго до советской эпохи. В конце позапрошлого столетия земли, со второй половины XVIII века относившиеся к усадьбе Безбородко, были поделены на участки, на которых затем строились небольшие летние дачи. В одной из этих дач несколько лет подряд жил знаменитый петербуржский живописец Александр Бенуа. В его знаменитой книге «Мои воспоминания» можно прочесть: «…Обе фабрики, пивоваренная и бумагопрядильная, расположенные на берегу Невы, теснили с двух боков усадьбу, созданную для досугов екатерининского вельможи; тем не менее в 1877 году и дворец, построенный Кваренги, и гранитная пристань, спускавшаяся монументальными лестницами до самой Невы, а также многие постройки, разбросанные по парку, были еще в целости…», и дальше: «При прежних хозяевах в самом парке, немного в стороне от дворца, было выстроено несколько дач, частью служивших помещением для гостей, частью сдававшихся внаем. Самый милый из этих домиков, украшенный балконом на четырех колоннах и стоявший довольно близко от входных ворот, сняли мои родители…».

Перестройка производственного корпуса, находящегося на территории завода, где когда-то стояла дача Бенуа, стал первым реализованным объектом амбициозного проекта по созданию крупнейшего в Петербурге бизнес-комплекса. Было решено не сносить существующее здание, а перестроить и достроить еще три этажа. Старые фасады были удалены, внутренности расчищены, остался лишь железобетонный стоечно-ригельный каркас, получивший новую оболочку. И эта оболочка производит поистине необычное впечатление. Здание полностью облицовано матовыми и прозрачными стеклянными панелями. При этом у него совершенно разные фасады. Во внутренний двор обращена единая стеклянная поверхность с абстрактным геометрическим орнаментом в холодной монохромной гамме.

Главный же фасад, обращенный к Пискаревскому проспекту, состоит из ритмично чередующихся прозрачных и темных стеклянных панелей, на которые методом цифровой печати нанесены цветные изображения костюмированных фигурок. Последние позаимствованы из театральных эскизов Александра Бенуа. Камерные эскизные зарисовки увеличены до 2 метров и размещены на фасаде в шахматном порядке. Предполагается, что здание будет освещаться в темное время суток, и тогда оно будет восприниматься как огромный волшебный фонарь. Эта декоративная и, казалось бы, по определению миниатюрная вещь, увеличенная до таких размеров и помещенная в нарочито брутальное городское окружение, вызывает одновременно восхищение и недоумение. Это гимн современной множительной технике – поп-артовский прием, наполненный изящными мотивами русского Серебряного века и перенесенный в архитектуру Санкт-Петербурга сегодняшнего дня.

Бизнес-центр «Бенуа», Санкт-Петербург. Холдинг «Теорема». nps tchoban voss, «Чобан и партнеры»

Вспоминаются «Уроки Лас-Вегаса» Роберта Вентури с его рассуждениями по поводу возрождения фасадного декора и сочетания профанной и элитарной символики, а также манифестация «декорированного сарая» как современной архитектурной типологии. Фасад как поверхность, получающая за счет декора дополнительную смысловую нагрузку, – тема, разрабатываемая многими современными архитекторами. Один из ярких примеров последнего времени – библиотека в Эберсвальде (Eberswalde Senior Technical School Library) Жака Херцога и Пьера де Мерона, на стеклянных фасадных панелях которой сливаются в декоративный орнамент фотографии Томаса Рота. Фасад как экран, как медиальная поверхность в городском пространстве занимает Сергея Чобана на протяжении многих лет. Уже в кинотеатре «Кубикс» на Александрплатц в Берлине (1998 г.) рекламные поверхности и световая реклама были изначально включены в архитектурный облик здания, тот же принцип использовал Чобан и в недавно открывшемся на Тауенциенштрассе здании магазина электронных товаров «Сатурн». Однако в обоих этих случаях речь идет о компактных кубических объемах. Примером же протяженного гладкого фасада-экрана, сопоставимого с домом «Бенуа», может служить реконструированное железобетонное здание 1970-х годов на Александрплатц – «Дёблин-хаус». Монотонность его фасада нарушена нанесенными методом шелкографии на алюминиевые пластины блоками букв, которые образуют цитаты из знаменитого романа Альфреда Дёблина «Берлин, Александрплатц».

Фасад, рассчитанный на «буквальное» прочтение. Такие фасады вступают в диалог с заполнившей город визуальной рекламой и превращаются в гигантский билборд, в котором архитектор кодирует свое послание. В здании на Каменоостровском проспекте в Петербурге (см. АRX 06 за 2006 г.) современный стеклянный фасад «рассказывает» об утраченной красоте архитектурного декора былых эпох. Фасад же дома на Пискаревском проспекте – о том, что здесь жил когда-то художник Александр Бенуа, создававший театральные эскизы, в том числе и к знаменитым Дягилевским сезонам в Париже, и еще, очень опосредованно, – о том, что в усадьбе Кулешева-Безбородко устраивались костюмированные балы и вообще была некая культура, от которой на этом месте не осталось и следа.

Вот такая довольно сложно выстроенная ассоциативная цепочка, рассчитанная на знатоков. Тем не менее и на профанном уровне получился сильнодействующий ход почти с сюрреалистическим эффектом. Можно себе представить, что чувствует человек, едущий на большой скорости в машине, перед глазами которого постоянно сменяются броские вывески всевозможных торговых домов, яркая и агрессивная реклама машин, товаров и услуг, и вдруг – как будто застывшие в танце короли в напудренных париках, принцессы в кружевных панталонах, восточные султаны, изящные танцоры… Загадочный привет из какой-то совсем другой, очень далекой эпохи. И в то же время – Бизнес-центр «Бенуа» явный знак современности. Именно так и рассматривает первое здание нового бизнес-комплекса его инвестор и застройщик – компания «Теорема» – как знак того нового, что возникнет здесь в ближайшее время. Зашифрованное в фасаде послание – стремление к новому и при этом трансформация культурной памяти.

 Схема проезда: Бизнес-центр «Бенуа»:

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал