Градостроительство, урбанистика являются составными частями понятия «архитектура», поэтому их появление в качестве основной темы для самого популярного архитектурного фестиваля – биеннале в Венеции – было неизбежно. Более того, актуальность этой темы настолько возросла в последнее время, что она все чаще выносится на обсуждение на различных архитектурных мероприятиях по всему миру. В 2005 году под девизом «Города: большой базар архитектур» прошел ХХII Конгресс МСА в Стамбуле.
Осенью того же года Всемирный день архитектуры был посвящен теме «Город – пространство совместного пользования». Все это не случайно. Во всем мире проблемы разрастания городов, их трансформации в мегаполисы и качественное изменение условий жизни в них человека выходят на первый план.
Степень критичности ситуаций различна для развитых стран и бурно развивающихся городов, например, в азиатском регионе, но различия в темпах роста и уровне благосостояния не делают этот вопрос менее глобальным. Наоборот. Чем быстрее разрастаются города, тем острее становятся характерные проблемы, тем безотлагательнее поиск адекватных решений. Разумеется, спектр вопросов чрезвычайно широк, но архитектура в силу своей специфики находится в центре внимания. Она не должна восприниматься как обособленная творческая сфера, оторванная от социальных и культурологических проблем, стоящих перед современным миром.
Архитектура перестает быть процессом создания конкретного объекта. Фактически архитекторы создают новую среду обитания для человека, искусственную альтернативу природным ландшафтам. В этих условиях разделение между глобальным городским планированием и проектированием отдельного здания должно исчезнуть, уступив место комплексному подходу, соединяющему урбанистику и архитектуру в единое целое, – от общего к частному.
Возможно, именно необходимость серьезного разговора о границе между архитектурой и градостроительством подтолкнула организаторов Х биеннале предложить пост куратора Ричарду Бардетту, профессионально занимающемуся вопросами городского планирования. Он привлек к участию в биеннале своих единомышленников со всего света – для того, чтобы сделать предметом обсуждения неотвратимость перемен в подходе к проектированию и строительству места жизни для 75% человечества (по статистическим подсчетам, именно столько людей будет жить в городах к 2050 году). Ричард Бардетт с самого начала решил сделать город главным действующим лицом выставки. Единственное изменение состояло в том, что заявленная вначале тема «Мета-города» (Meta-cities) была изменена на новую – «Город. Архитектура и общество» (City. Architecture and society), включающую в себя социальный подтекст и дающую больше свободы в демонстрации собственно архитектуры. Последний фактор достаточно важен. Как бы ни была значительна тема, ее экспозиционное оформление должно быть не только понятным, но и зрелищным, что особенно важно на венецианской биеннале, неизменно предлагающей посетителям феерические архитектурные шоу.
Ричард Бардетт поставил перед собой сложную задачу: впервые продемонстрировать не эффектные макеты и видеоинсталляции, а сложные для восприятия неспециалистов графические материалы, диаграммы, схемы, статистические данные – все то, что является основой для анализа городской среды и разработки новых градостроительных проектов. В этой ситуации основными экспонатами кураторской выставки в здании Кордери делль Арсенале стали наиболее выигрышные в экспозиционном плане фотои видеосъемки. Посетитель мог ощутить себя то на борту самолета, пролетающего над городскими кварталами, то среди многолюдья центральных площадей, то в виртуальном пространстве компьютерной игры SimCity. Каждый из 16 отобранных организаторами мегаполисов представал на увеличенных до гигантских размеров снимках как фантастический ковер с уникальным рисунком, образованным переплетением домов, улиц, парков. Каждый город открывал свою индивидуальность, не скрывая проблемных зон. Данные социологических и статистических исследований и сравнительные градостроительные анализы служили для этих картин информационным фоном, степень погружения в который зависела только от заинтересованности зрителя.
В большинстве случаев исследовательские материалы дополнялись проектными разработками по реконструкции тех или иных районов. Так что при общей схоластичности экспозиции ее нельзя упрекнуть в неконструктивности. Во всем мире в течение последних 10 лет идет работа над проектами по комплексной реконструкции. Кое-где, например в Барселоне, они успешно претворяются в жизнь. Некоторые города, такие как Шанхай, находятся в фазе активного развития и трансформации, темпы которых не позволяют вести полномасштабную системную градостроительную политику. По аналогии можно оценить и сегодняшнее положение крупнейших российских городов. Санкт-Петербург и Москва развиваются по двум разным схемам. Первый – сдерживаемое развитие, с консервацией исторической части города и активно застраивающимися городами-спутниками.
Вторая переживает период столь бурного роста, что этот процесс одновременно проявляется и в уплотнении застройки по всей территории города, и в проектах высотных комплексов в периферийных районах, и в слабо контролируемом разрастании населенных пунктов в пригородной зоне. К сожалению, Москва не вошла в основную экспозицию биеннале. По словам Ричарда Бардетта, это произошло из-за сложностей в получении необходимой информации. Можно предположить, что исследования, аналогичные представленным на выставке, у нас просто не проводились и в ближайшее время вряд ли будут инициированы администрацией города: строительный бум приносит слишком много прибыли, чтобы у кого-то возникло желание его ограничивать. Основная экспозиция показала несколько крупнейших городов мира, констатировав основные проблемы.
Генеральная линия биеннале, четко проведенная Ричардом Бардеттом, покинув залы Кордери, разветвилась на множество подтем и отдельных историй, рассказанных с большей или меньшей серьезностью кураторами нескольких дополнительных экспозиций на территории Арсенала и национальных павильонов, в основном расположенных в парке Джардини. Несколько тематических акций и национальных экспозиций были организованы вне этих двух основных выставочных площадок, в разных концах Венеции. Кроме того, на юге Италии, в Палермо, проходила параллельная выставка – «Городпорт». Формулировка «Города. Архитектура и общество» предоставила участникам биеннале достаточную свободу в трактовке темы. Город, как известно, – средоточие контрастов, и выставка, посвященная ему, вполне допускает соседство таких различных по стилю и идеологии экспозиций, как «Города из камня», напоминающая греческий зал Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, и Metropolis – подборка проектов станций метро, выполненных лучшими современными архитекторами для региона Неаполя и Кампаньи; или многоплановых исследований, подготовленных десятком институтов со всего мира в павильоне «Италия», и провокационных инсталляций французов и венгров. Разброс по стилистике и тематике в национальных павильонах достаточно типичен для биеннале, и нынешняя не стала исключением. Социальные исследования, варианты новых типов поселений, ретроспективные и футуристические инсталляции – вот неполный перечень того, что можно было увидеть в парке Джардини.
Проблематика критического увеличения количества городов и их жителей была отражена опосредованно, через эмоциональное личностное переживание определенных мест, событий, проектов. В большинстве случаев идеи авторов и спектр волнующих их проблем читались сходу, иногда посетителю предлагалось отгадать зашифрованную концепцию. Игровой элемент, непосредственный контакт зрителя и экспозиции характерны для камерных национальных павильонов, и в этом кроется секрет их неизменной популярности. Негласное соревнование между ними в номинации «Лучшее национальное участие» только добавляет интриги при осмотре. Архитектурная биеннале в этом году превратилась в выставку отчасти градостроительную, но в основном – остросоциальную, этическую и философскую.
Как оказалось, современный архитектор несет ответственность не только за выбор образа, формы, конструкций своего творения. Теперь понятие «архитектура» должно быть расширено до размеров квартала, района, целого города. Для ее создания необходим новый профессиональный язык. Каким он будет? Биеннале 2006 года не смогла дать ответа на этот вопрос, но сам факт его постановки достаточно революционен и симптоматичен. Потеря в эффектности экспозиций – наименьшая цена за принципиальный прорыв в круге биеннальных тем.
Информационная справка
■ 16 городов, представленных на биеннале: Токио, Япония (35 327 000 жителей); Мехико, Мексика (19 013 000); Нью-Йорк, США (18 498 000); Мумбаи, Индия (18 336 000); Сан-Паулу, Бразилия (18 333 000); Шанхай, Китай (12 665 000); Лос-Анджелес, США (12 146 000); Каир, Египет (11 146 000); Стамбул, Турция (9 760 000); Богота, Колумбия (7 594 000); Лондон, Великобритания (7 615 000); Барселона, Испания (4 424 000); Милан, Италия (4 007 000); Берлин, Германия (3 328 000); Йоханнесбург, ЮАР (3 288 000); Каракас, Венесуэла (3 276 000); Турин, Италия (1 182 000).