Башни Араты Исодзаки (Isozaki Atea Towers)
программа: жилищно-офисный комплекс, зона отдыха, парковка, площадь
расположение: Paseo Uribitarte 4-12, Бильбао, Испания
заказчик: Ibaibide S. A., Vizcaina de Edificaciones S. A.
архитектура: Arata Isozaki & Associates
архитектурное сопровождение: Iñaki Aurrekoetxea & Bazkideak
конструкции: Brufau, Obiol, Moya & Asociados S. L.
инженерия: Estudi GL
проектирование: 1999–2002 г.
строительство: 2002–2007 г.
площадь территории, кв. м: 11 605
площадь застройки, кв. м: 90 000
площадь жилой части, кв. м: 35 691
площадь офисной части, кв. м: 1 360
площадь помещений для коммерческого использования, кв. м: 3 753
этажность: 22
количество квартир: 317
общая стоимость строительства, €: 91 млн
Описание проекта
■ На левом берегу реки Нервион неподалеку от Музея Гуггенхейма, Дворца конгрессов и Дома музыки по проекту японского архитектора Араты Исодзаки строится новый жилой квартал, высотными доминантами которого станут две белые башни.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Исодзаки не привыкать строить в рамках сложившейся структуры старого европейского города, однако если его проект лоджии для галереи Уффици – это пример изящной архитектурной игры с формами в скромном масштабе одного здания, то в проекте для Бильбао японский архитектор выходит на серьезный градостроительный масштаб, меняя своим проектом силуэт центра города. Atea на языке басков означает «ворота», и две 22-этажные башни действительно напоминают портал, изящно фланкируя вход в старую часть Бильбао. Строительная площадка находится в 500 м вверх по течению Нервиона от музея Гуггенхайма и имеет сложную историю.
В 1931 году здесь предполагалось построить пятиэтажные таможенные склады Depósito Franco, но проект был доведен лишь до уровня третьего этажа, оформленного балюстрадой. В 1990-е годы внутренние интерьеры здания решено было демонтировать, так что от него, по сути, осталась лишь фасадная стена. Парадоксально, но новый объект вновь не поднялся выше третьего этажа и был заморожен, как и его предшественник. Исодзаки решил демонтировать все существующие конструкции за исключением фундамента, фасада старых складов, превратив их в своего рода ширму для нового проекта.
Архитектор преобразовывает целый квартал набережной не только в архитектурном плане, но и в контекстуальном – квартал сугубо коммерческого значения превращается в открытую для публики плазу, жилой комплекс из пяти зданий с магазинами и развитой инфраструктурой. Центральная плаза, оформленная с двух сторон – со стороны города и со стороны набережной – широкими лестницами, будет соединена с пешеходным мостом Zubi Zuri архитектора Сантьяго Калатравы. Сложная организация пространства – здания расположены под углом друг другу (как складная ширма), за счет чего образуются площадки, внутренние дворы и променады, а также максимально простые абстрактные формы являются фирменным стилем Исодзаки еще с 1970-х годов. Облицованные разноцветным кирпичом дома продолжают цветовую традицию, свойственную городской застройке Бильбао. За «старыми» фасадами таможенного склада будет разворачиваться частная жизнь комплекса, а перед ними находится пространство, открытое для публики. Кстати, новый проект давно уже перешагнул роковую для этого места стадию третьего этажа.