Римское барокко
Архитектура барокко зародилась в Риме в XVII в., во времена триумфа католической церкви, считавшей, что искусство должно играть важную роль в превращении Рима в истинно католический город. Улицы, расходящиеся от собора Св. Петра, вскоре были застроены многочисленными роскошными зданиями. Барокко отличалось повышенной эмоциональностью, стремлением к грандиозности, манерности. Стирались границы между действительным и воображаемым, между возможным и фантастичным. Новый стиль прекрасно владел классическим ордером, но его принципы творчески модернизируются. Разорванные фронтоны, гигантские портики, выпуклые и вогнутые стены свободно использовались архитекторами. Барокко стало временем ярких творческих индивидуальностей.
Церковь Иль-Джезу. Рим (1568-1584 гг.)
Иль-Джезу, кафедральный собор ордена иезуитов, был заново отделан в соответствии с новыми принципами. Для него характерна драматическая подчеркнутость изображений, призванных укрепить веру прихожан. Расписная лепнина обрамляла фрески.
Одним из ведущих лейтмотивов архитектуры барокко были разорванные фронтоны – круглые или треугольные. Они придавали фасаду динамичность и скульптурность.
Площадь Св. Петра. Рим (начата в 1656 г.)
В плане площадь Св. Петра, созданная архитектором Джованни Лоренцо Бернини, состояла из двух частей: овальной, раскрытой к городу, и трапециевидной. Эта композиция создает прекрасный подход к собору, большое пространство, способное вместить молящихся.
Бернини окружил овальную площадь Св. Петра колоннадой, создав, таким образом, крытую галерею. Галерея состоит из двух рядов парных колонн, создающих иллюзию массивной стены, отгораживающей галерею от города, но, в то же время, сохраняющей связь с ним. Сам Бернини описывал колоннаду как «материнские руки», распростертые, чтобы принять верующего и воссоединить его с церковью.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Балдахин расположен над криптой, ведущей к гробнице св. Петра. Он представляет собой гигантский бронзовый алтарь, состоящий из навеса со стрельчатыми арками, поддерживаемыми тремя витыми колоннами.
Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, Рим (1665-1667 гг.)
Спроектированный Франческо Борромини фасад Сан-Карло подчинен волнообразному движению. Два яруса ордеров и три пролета удивительно пластичны: средний пролет выступает вперед, боковые как бы западают назад.
Папа Сикст V и его преемники превратили Рим в католическую столицу. Римская знать начала перестраивать свои особняки и строить новые в стиле барокко. В это время работали такие выдающиеся архитекторы, как Бернини, Борромини и другие. К середине XVII в. стиль достиг зрелости. Для барочных церквей характерны центричная планировка, создание оптических иллюзий, обильно украшенные фасады.
Лоджия. Палаццо Боргезе. Рим (1607)
Использование открытых лоджий стало популярным в XVII в. Олин из ранних примеров – палаццо Боргезе, в котором боковые крылья соединены с основным зданием открытой лоджией. При этом сохранен ренессансный внутренний дворик.
Палаццо Барберини. Рим (1628-1633 гг.)
К. Мадерна, Ф. Борромини и А. Бернини участвовали в создании палаццо Барберини, сочетающего элементы городского дворца и загородной виллы. Средняя часть фасада заглублена, боковые крылья образуют открытый парадный двор. Палаццо расположено на участке неправильной формы. Внутренний дворик, окруженный двухэтажными аркадами, является ядром композиции. Предпочтение отдано продольной оси комплекса, и вся композиция развивается в глубь участка.
Единство пространства в итальянском барокко достигает своего полного развития в церквях Северной Италии. Каркас с готическими ребрами, купола, полукупола, большое подкупольное пространство обеспечивают создание единого пространства и строгого архитектурного образа.
Гигантский ордер представляет собой колонну, или пилястр, поднимающуюся на два или более этажа вверх, объединяя здание по вертикали.
Волнообразное движение, пронизывающее как фасады, так и интерьеры церквей, характерно для барокко. Это движение создает чередование выпуклых и вогнутых частей. Характерное для стиля барокко украшение, картуш представляет собой лепное или графическое украшение в виде обрамленного завитками щита или свитка, служащее для помещения надписей, вензелей, эмблем.
Он мог использоваться и как чисто декоративная, ничем не заполненная деталь.
Французское барокко
Генрих IV уделял большое внимание строительству. В Париже была создана цепь площадей, окруженных прекрасными дворцами. В центре площадей располагались статуи монарха. Спокойный и однообразный стиль архитектуры, свойственный этим зданиям,
распространился затем на загородные дворцы аристократии, а также на и дома. Такие архитекторы, как Франсуа Мансар, Жюль Ардуэн-Мансар и Луи Лево, проектировали широкие фасады с повторяющимися мотивами, создающими барочные эффекты.
Замок Мезон. Париж (1642-1646 гг.)
В этом замке Франсуа Мансару удалось связать три части здания в одно целое. На фасаде повторяются парные колонны и фронтоны.
Люксембургский дворец. Париж
Строительство дворца, предназначавшегося для Марии Медичи, начал в 1615 г. архитектор Саломон де Бросс. Фасады были украшены парными пилястрами и колоннами с рустовкой. Перед традиционными французскими слуховыми окнами были расположены балюстрады.
Главной частью градостроительного проекта Генриха IV было устройство первых королевских площадей. Королевская площадь (Вогезов) была окружена домами и аркадами. На каждом отдельном доме расположена крутая мансардная крыша. Кирпичные фасады отделаны вертикальными полосами из камня. После того как Людовик XIV отверг проекты итальянских архитекторов, он учредил комиссию французских архитекторов для строительства восточного фасада Лувра. В результате была спроектирована величественная колоннада, состоящая из гигантских парных колонн и высокого цоколя.
Характерные для французской архитектуры XVII в. парные колонны с каннелюрами придавали ритмичность длинным и однообразным фасадам дворцов. Широкие пролеты между колоннами оставляли место для больших окон и подъездов. Во французской архитектуре XVII в. распространены большие консоли, часто в форме свитка или волюты. Обычно они несли декоративную, а не структурную, функцию.
Церковь Дома инвалидов. Париж (1680-1707 гг.)
Мотив вертикального движения начинается от колонн портика и идет вверх до самого купола, высота которого увеличена за счет аттика, расположенного между куполом и барабаном. Консоли и позолоченные рельефы вокруг купола подчеркивают барочный динамизм церкви.
Жюль Ардуэн-Мансар получил заказ на строительство купольной церкви между двумя крыльями Дома инвалидов. Огромная купольная ротонда преобразила весь ансамбль. Ротонда вписана в квадрат, углы которого образованы капеллами. Ясность композиции, уравновешенность масс сочетаются с торжественностью образа.
Круглое или овальное слуховое окно часто украшало купол и мансардную крышу здания в стиле барокко.
Французское барокко: Версаль и его влияние
В 1664 г. Людовик XIV поручил архитектору Лево перестройку Версальского замка. Монарх хотел, чтобы его дворец превзошел размером и величием дворцы его министров. Строительство дворцов и парков Версаля проходило в несколько этапов в XVII-XVIII вв. и являлось крупнейшим строительством своего времени, влиявшим на развитие французской архитектуры в целом. Все известные скульпторы и художники того времени были заняты в создании этого ансамбля. Аристократия Парижа стала строить свои резиденции, или отели, ориентируясь на Версаль.
Дворец строился в несколько этапов и явился отражением идеалов абсолютной власти Людовика ХIV. Апартаменты короля, расположенные в конце просторного внутреннего дворика, являются смысловым центром здания, от них в боковые флигели и крылья расходится огромная анфилада комнат.
Фасад со стороны улицы обычно был украшен окнами, дверьми и балконами. Отделка деталей была, в то же время, роскошна и подражала версальскому стилю. Обычными украшениями были декоративные консоли, разорванные фронтоны, замысловатые выступы, рельефные скульптурные панели и кариатиды.
Зеркальная галерея. Версаль (1678 г.)
Галерея была построена в 1678 г. Ардуэн-Мансаром. На одной стороне длинного здания были расположены открывавшиеся в сад окна, на противоположной – венецианские зеркала. В зеркалах отражался свет, золото, цветной мрамор и фрески с жизнеописанием монарха. Стиль этой галереи стал образцом украшения для европейских дворцов XVIII в.
Некоторые капители в интерьере дворца украшены позолотой и резными гирляндами, листьями аканта, животными и химерами. Большая часть орнаментов Версаля выполнена в виде золоченых рельефных арабесков, завитков листвы и гирлянд. Это в полной мере относится и к прямолинейным классическим панелям, выполненным из дерева или цветного мрамора.
Салоны в Версале имели собственные темы. По разные стороны Галереи зеркал располагались салоны Войны и Мира. Семь комнат королевских апартаментов именовались по названиям семи планет, и в их отделке использовались соответствующие аллегории. Каждый салон украшали панели с рельефами, связанными по теме с фреской на потолке.
Раннее английское барокко
Развитие английской архитектуры XVII в. было ускорено лондонским пожаром, уничтожившим в 1666 г. значительную часть города, включая восемьдесят семь приходских церквей. Вскоре после пожара было выпущено несколько «Актов о восстановлении города Лондона», где особо упоминались церкви и соборы. Главный топограф Кристофер Рен отвечал за планирование и постройку новых церквей. Получивший хорошее научное образование, Рен сумел успешно преодолеть возникшие трудности строительства, используя остроумные решения в стиле барокко. Одной из наиболее сложных задач было восстановление собора Св. Павла. Рен создал несколько различных чертежей нового собора. В окончательном проекте, однако, ему пришлось учесть нежелание англичан использовать континентальный стиль барокко.
Библиотека Тринити- Колледж. Кембридж (1676-1684 гг.)
Для создания фасада библиотеки К. Рен использовал оптические эффекты, замаскировав противоречие между вынужденно низким этажом библиотеки и высотой дорического ордера, заполнив арки первого этажа резными круглыми окнами.
Сент-Джеймс. Лондон (1683 г.)
Как писал К. Рен в своем «Меморандуме» (1711 г.), его городские церкви были спроектированы как аудитории или небольшие театры, с рядами скамей, идущих по трем сторонам помещения, позволяя прихожанам слышать проповедь, что особенно важно в протестантском богослужении. Характерно расположение кафедры в центре храма, между рядами скамей, в то время как алтарь расположен у стены восточного конца здания.
Сент-Брайд. Лондон (1701-1703 гг.)
Городские церкви обычно строили на ограниченном пространстве и из дешевых материалов. Стройные колокольни, возвышавшиеся над окружающими домами, были их главным украшением. Колокольня Сент-Джеймса – четырехъярусная, с каменной лестницей в центре.
Каждый этаж – восьмиугольный, с арочными проемами и угловыми пилястрами.
Собор Св. Павла (1675-1710 гг.)
В первоначальном проекте К. Рена присутствовал гигантский ордер, но архитектор должен был пойти на компромисс, так как портландские каменотесы заявили, что не смогут найти блоки камня нужного размера. Фасад сделан в стиле барокко, с двойными коринфскими колоннами и пилястрами и богато украшенными башнями, повторяющими колоннаду центрального барабана.
Большая модель собора Св. Павла была предварительным проектом здания. Она имела центричную планировку, с вогнутыми наружными стенами, большим внутренним куполом, окруженным крытой галереей с часовнями, и вторым, малым куполом над входным портиком. Проект напоминал великие соборы в стиле барокко в континентальной Европе, и не получил одобрение духовенства, посчитавшего его оторванным от традиций и непрактичным.
Окна наружных стен собора Св. Павла особе богато декорированы. Лепнина огибает верх проема и резко обрывается на уровне пяты свода, обрамляя окно декоративными «ушками», напоминающими разорванный архитрав.
К. Рен хотел создать купол, возвышающийся над Лондоном. Результатом стало очень сложное архитектурное решение с внутренним куполом с верхним отверстием, открывающимся во второй, наружный купол и фонарь. Между куполами были расположены контрфорсы, поддерживавшие скрытый кирпичный конус.
Позднее английское барокко
Вторая фаза английского барокко началась с приходом нового поколения архитекторов, некоторые из них работали с К. Реном. Главным создателем нового стиля был Николас Хоксмор, помощник Рена при выполнении многих королевских заказов, включая Гринвичский госпиталь, законченный после смерти Рена. Этот госпиталь, с двойным внутренним двориком и боковыми крыльями, стал предшественником нового типа английской дворцовой архитектуры в стиле барокко.
Дворец Бленхейм. Оксфорд (1705-1724 гг.)
Герцог Мальборо поручил Вэнбру строительство дворца, который, в то же время, являлся бы памятником победам британского оружия. Вэнбру совместно с Хоксмором использовали эту возможность для создания триумфального архитектурного сооружения, с массивными корпусами, напоминающими крепость.
Касл-Ховард. Йоркшир (1699-1712 гг.)
Выполненный Вэнбру план Касл-Ховарда основан на плане с двумя сливающимися внутренними двориками. Служебные помещения формируют стороны первого открытого дворика и связаны с центральной купольной частью здания колоннадами, образующими второй дворик.
Барокко Северной и Центральной Европы
Стиль барокко распространился в Северной и Центральной Европе в конце XVII в. Здесь столкнулись римское барокко и французский классицизм. Дворцы Праги, Вены и Стокгольма в плане напоминают французские, но роскошная скульптура, подчеркивающая пластичность фасада, родственна римскому барокко. В XVIII в. юг Германии и Австрии взял за образец церкви итальянского барокко. Были популярны богатые скульптурные фасады, с буквальным цитированием античных римских мотивов, что отражало роль Рима как религиозной столицы. К 1800-м гг. Вена и Прага лидировали в том, что стало называться международным стилем барокко.
Дворец Клам-Галлас. Прага (1791 г.)
Богатство тяжелых украшений подъездов с чертами римской пластичности сочетается с версальским стилем в отделке интерьеров.
Королевский дворец. Стокгольм (1697-1771 гг.)
Построенный Никодимом Тессином для Карла XII. королевский дворец в Стокгольме является примером дворцов, ставших популярными в Европе в XVIII в. Большой внутренний дворик с входом с четырех сторон, парковая терраса, расположенная между двумя выступающими крыльями, и фасад, напоминающие Люксембургский дворец. Лувр и Версаль.
Излюбленным барочным мотивом являются атланты. Эти гигантские мускулистые согнутые фигуры поддерживают арки, балконы. Обычно атланты располагались парами.
Церковь Св. Карла Борромея
Эклектичный стиль церкви явился результатом использования античных мотивов. Фасад украшен двумя гигантскими колоннами, напоминающими колонну Трояна в Риме и монументальным храмовым портиком. Крылья фасада напоминают крылья собора Св. Петра. Общая композиция является попыткой воссоздать библейский храм Соломона.
На плане видно центральное купольное пространство овальной формы, с ясно выраженной продольной осью. Величественный фасад с портиком, скрывающим истинные размеры находящейся за ним церкви.
Рококо
Стиль рококо, по сути, был стилем отделки, развившимся в архитектуре городских домов и отелей парижской знати. Жюст Орель Мейссонье, Жиль Мари Опенор, Никола Пино и Жермен Боффран были архитекторами, сумевшими создать более интимные и удобные интерьеры, украшенные легкими изящными панелями, лепниной, росписью. Часто использовались арабески и китайские безделушки.
В то время как во Франции рококо лишь изредка встречается во внешней отделке здания, в Южной Германии довольно много церквей было построено в этом стиле. В стиле рококо часто использовали лепные украшения, обрамляющие панели, зеркала и потолки. В Отель-де-Субиз (1738-1739 гг.) все углы скруглены, соединения потолка и стены скрыты.
Для стиля рококо характерно использование определенных мотивов: раковин, сосулек и камней, украшавших гроты. Арабески в стиле рокайль были, в основном, абстрактными и располагались симметрично вокруг архитектурных обрамлений.
Классический фасад французских отелей контрастировал с интерьерами в стиле рококо. Но балконы были единственным элементом фасада, оформленным в стиле рококо. Классическая каменная, балюстрада балконов часто замещалась металлической в виде сплетающихся свитков, поддерживаемых консолями. Рокальный декор часто использовал мотивы листьев, цветов, а также экзотические фигуры, сфинксов, женские маски с воротником из перьев.
Церковь Пилигримов в Фирценхахлигене, Южная Германия (1772 г.)
В плане церковь состоит из нескольких овалов разных размеров, причем центральный овал напоминал прямоугольник с закругленными углами. Интерьер украшен в стиле позднего рококо.
Рокайльный декор располагался на стенах и сводах церквей. Панели, обрамленные завитками и ракушками, фрески, картуши и арабески покрывают стены.