Арматура – вид стального металлопроката в форме прутка, стержня. Сегодня сложно представить любое строительство без арматуры, можно сказать, что, это один из самых важных элементов в этом процессе. Способ получение арматуры – горячая прокатка на металлургическом оборудовании. До этапа прокатки из стали удаляются все лишние примеси, уменьшается содержание углерода, повышаются физико-химические свойства заготовки. Готовая арматура проходит испытания на соответствие ГОСТам и другим нормативным документам. Нынешний рынок арматуры достаточно насыщенный и объемный, так как этот вид металлопроката применяется и в промышленном и в гражданском строительстве.
С помощью этой статьи можно будет легко разобраться что такое арматура и для чего нужна?
Арматура: основные функции
В любом виде строительства основной функцией арматуры является – повышение прочности и выносливости железобетонных конструкций. Готовый бетон более устойчив к растяжению, чем к сжатию. Поверхность арматуры бывает гладкая, но чаще рифленая, именно благодаря этому обеспечиваются высокие показатели адгезии металла и бетона.
Не армированный бетон имеет низкие показатели прочности и чтобы их увеличить, а также увеличить долговечность конструкции, инженеры и создали такой симбиоз – бетон и арматура, который стали называть – железобетон.
Железобетонные конструкции служат для усиления конструкции здания и значительно опережают по этим показателям обычный бетон:
- арматура компенсирует значительные перепады окружающей температуры;
- увеличивает стойкость бетона к сжатию и растяжению;
- предотвращает образование трещин.
Наиболее распространенное применение арматура нашла в фундаменте, который, являясь основным элементом здания, принимает на себя все нагрузки, создаваемые находящейся выше, конструкцией, плюс к этому и воздействие от смещения грунтов, температурные перепады, в особенности отрицательные температуры. Поэтому фундамент должен быть максимально надежным. Арматура в фундаменте – лучшая его защита от разрушения.
Арматура делится на несколько видов, в зависимости от материала, из которого она изготовлена. На сегодня известно два вида:
- металлическая – наиболее традиционный вид материала, с высокими показателями теплостойкости, подвержена гнутью и свариванию;
- композитная – изготавливается из стеклянных, базальтовых и углеродных волокон, наиболее популярная – стеклопластиковая арматура, она является диэлектриком и абсолютно коррозионностойкая.
В зависимости от внешнего вида и конструкции, арматура бывает:
- стержневая – наиболее распространенная, диаметр арматуры может быть в пределах от 6 до 80 мм, изготавливается путем холодной и горячей прокатки, из такой арматуры изготавливают каркас, армирующий пояс конструкции. В свою очередь стержневая арматура может быть: гладкой – цилиндрического сечения, без конструктивных выступов и периодического профиля – с выступами или впадинами по всей длине и периметру;
- проволочной – диаметр такого проката до 10 мм, получается многократным протягивание через волоки и ролики и постепенным уменьшением диаметра до требуемого значения, таким образом, происходит уменьшение в диаметре и увеличение по длине;
- канатная – такая арматура изготавливается из нескольких проволок. Диаметр канатной арматуры бывает от 6 до 15 мм, в ней категорически не допускается наличие обрывов или деформаций.
В зависимости от применения арматура бывает:
- штучной – применяется в частном, гражданском строительстве при небольших объемах бетона, в качестве отдельных элементов в каркасах и сетках;
- арматурная сетка – переплетение вертикальных и горизонтальных прутков, соединяющее фундамент и вертикальные конструкции с плитами перекрытия;
- каркас – используется при армировании колонн и балок.
Выбор применяемой арматуры обусловлен условиями и задачами, которые она должна выполнять.
Виды арматуры
В зависимости от назначения арматура делится на следующие виды:
- Рабочая – наиболее ответственный, значимый вид, отличается высокой прочностью и принимает на себя все возникающие нагрузки, делится на:
– поперечную – чаще всего изготавливается в виде хомутов, принимает нагрузку от поперечных сил и устанавливается перпендикулярно к продольным арматурным прутам;
– продольная – принимает нагрузку сжатия и растяжения в вертикальной плоскости.
- Распределительная (конструктивная) – основная функция – равномерное распределение нагрузки по всей площади армирующего каркаса и обеспечение целостности всей конструкции.
- Монтажная – служит для усиления каркаса и создания целостной конструкции.
При некоторых условиях конструктивная и рабочая арматура может одновременно выполнять функции и монтажной.
В строительной конструкции каждый из перечисленных видов арматуры, работает на улучшение прочности всей конструкции.
Сферы применения
Арматура получила повсеместное распространение в следующих отраслях хозяйства:
- гражданское строительство;
- инфраструктура – мосты, дороги;
- гидроэнергетика – гидроэлектростанции, плотины, дамбы;
- шахтостроение, портовые сооружения.
Из арматуры изготавливают ломы, штифты, помимо этого наши люди активно применяют ее в приусадебном хозяйстве, в частных домах, дворах. Из арматуры делают навесы, заборы, пристройки.
Маркировка арматуры
Для лучшего и быстрого определения свойств, характеристик, и физических параметров арматуры, применяется специальная маркировка.
Маркировка призвана облегчить выбор необходимого металлопроката среди множества его видов. Стержневая арматура делится на шесть видов:
– класс А240 (А1) – арматура этого класса гладкая, без насечек и выпуклостей, вследствие чего обладает меньшим показателем адгезии с бетоном, если сравнивать этот показатель с профильной арматурой. Используется как дополнение к рифленой арматуре при формировании каркаса. Выпускается мерной длины и диаметра. При строительстве небольшого объекта (баня, бассейн) применяется самостоятельно. Основные достоинства арматуры класса А240 – низкая стоимость и эластичность;
– класс А300 (А2) – один из самых популярных видов, выпускается диаметрами от 10 до 80 мм, массово применяется при изготовлении плит перекрытия и в строительстве частных домов, имеет периодический профиль;
– класс А400 (А3) – выпускается диаметром от 6 до 40 мм, наиболее востребованная при строительстве железобетонных и сварных конструкций, при устройстве дорог и армировании бетонных стен зданий. Арматура имеет насечку по всей длине, высокую прочность и невысокую цену.
– класс А600 (А4) – эта арматура используется в устройстве армированного пояса фундаментов зданий, для связывания каркасов, в предварительно напряженных и ненапряженных железобетонных конструкциях, выпускается диаметром от 10 до 32 мм;
– класс А800 (А5) и А1000 (А6) – прутки с рифленой поверхностью, диаметром от 6 до 36 мм, изготавливаются из низколегированной стали, обладают повышенной прочностью и высокой стоимостью, используются при возведении масштабных промышленных объектов (заводских цехов и сооружений).
Кроме разделения на классы, с соответствующей маркировкой, к каждой марке арматуры также могут прибавляться буквенные индексы, несущие в себе определенную информацию, важную для инженеров-конструкторов.
Например:
- буквенный индекс К означает, что арматура была подвержена дополнительной антикоррозионной обработке (Ат800К);
- индекс С – говорит о том, что арматура хорошо подвергается свариванию (Ат400С);
- индекс «т» – означает, что арматура выпускается термически обработанная (Ат800К);
- индекс «в» – при изготовлении арматура подвергается упрочнению – вытяжке.
Итоги
Применение арматурных каркасов в строительстве – залог крепкого, надежного здания. Невозможно себе представить современный фундамент сооружения без армирующего пояса. Такой каркас будет сродни скелету, который принимает и нейтрализует действие всех внутренних и внешних сил. При устройстве армирующего каркаса, отдельные прутья между собой сваривают или скручивают специальной проволокой.
Если строительные работы проводятся на сложном грунте (близко грунтовые воды, промерзание), в этом случае, арматуру лучше вязать.
Видео о том, что такое арматура и зачем нужна в бетонировании: