В зданиях мы живем, работаем и чаще всего развлекаемся; архитектура – важнейшее искусство, она создает очень тесную связь между нами и окружающим миром.
Как люди жили в древности
Архитектура появилась, когда людям понадобилось убежище от сильных стихий и от диких животных. Первые убежища – это не здания, а пещеры, но даже в них люди старались создать удобную и красивую обстановку.
40 000 лет назад австралийские аборигены уже украшали свои пещерные жилища первобытными произведениями искусства, а более 20 000 лет назад люди из пещеры Ласко на территории современной Франции рисовали на стенах потрясающе реалистичные картины своей жизни. Но строительство начало развиваться намного позже, когда люди от кочевого образа жизни перешли к оседлому.
Как создавалось большинство строений
Вплоть до второй половины XIX в. строительство ограничивалось несовершенством технологий, недоступностью многих материалов и климатическими условиями. В лесистой местности дома строили из дерева, а в каменистой – из камня. Иногда древние строители вырубали помещения прямо в скалах и в горах, примеры этого – храм Рамзеса в скале Абу-Симбел в Египте (XIII в. до н.э.) и город Петра (Иордания, I в. н.э.). В тех местах, где не было ни леса, ни камня, люди строили из глиняных кирпичей – высушенных на солнце кусков прессованной земли. Крыши Чатал-Хююка, турецкого поселения времен бронзового века (7000 лет до н.э.), сделаны из глиняных кирпичей, как и стены зиккурата в городе Ур (около 2000 лет до н.э.). До наших времен сохранилась большая мечеть в городе Дженне, в Западной Африке – это самое большое в мире здание из глиняных кирпичей.
Два основных способа
Стоечно-балочная конструкция, самый древний метод, до сих пор повсеместно используется. Горизонтальная балка выдерживает вес верхнего этажа, ее подпирают вертикальные стойки. В Кносском дворце (XVI в. до н.э.) – каменные стены, которые служат опорой, и деревянные балки. Примерно через 3000 лет появились Запретный город в Китае, японский Замок Белой Цапли и театр Шекспира «Глобус» в Англии, и там везде были деревянные балки и стойки. Когда нужна была прочность, древние строители предпочитали камень. Каменные блоки могли быть грубо вырублены и ничем не украшены, как те. из которых построен Стоунхендж (около 2700 лет до н. э.), пли прекрасно подогнаны и искусно украшены, как стены Парфенона, построенного на две тысячи лет позже.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Но каменные балки мешали сделать большие проемы между опорами, от этого пространство было ограничено, и следующим техническим прорывом оказались арки, которые могли расширить проемы. Конические кирпичи, которые еще называют клинчатыми, держались на деревянной раме до тех пор, пока на самый верх арки не помещали ключевой камень. Ключевой камень удерживал все строение, и раму можно было вынуть. В I в. до н.э. и в I в. н.э. римляне использовали эту технологию, чтобы построить мост Фабриция и Триумфальную арку Тита в Риме, а также акведук во Франции, который сейчас называют Гардским мостом.
Разновидности арок, такие как свод (широкая арка) и купол (арка, повернутая вокруг оси), изобрели те же римляне, когда архитектура Римской империи переживала свой расцвет, то есть в I— II вв. н.э. Здания стали строить из бетона и облицовывать мрамором или другим камнем, как Колизей. Могли и не облицовывать, как купол Пантеона.
После падения Римской империи секрет изготовления бетона был утерян, и своды начали строить из кирпича, В VI в. византийские архитекторы расширили возможности купольной конструкции – они изобрели парус купола, треугольную кладку на основе четырехугольного квадратного основания, из которой в результате получался круглый купол. Это гениальное изобретение подарило пространству свободу, яркий пример можно увидеть в соборе Святой Софии в Стамбуле. На первый взгляд, снаружи большинство византийских церквей выглядит простовато, но внутри они богато украшены мозаикой и цветным мрамором.
Строения раннего Средневековья, такие как Крак де Шевалье в Сирин и лондонский Тауэр (и то и другое построили в XI в.), были в основном военными сооружениями с толстыми кирпичными стенами и маленькими окнами для обороны. Похожи на них и романские церкви – например, собор в Сантьяго-де-Компостела в Испании.
Арочные контрфорсы и цветные витражи
Следующий технический прорыв совершила в XIII в. французская готическая архитектура. Это было изобретение ребристого свода – системы пересекающихся каменных сводов с выступающими ребрами (или арками). Сводчатая структура служила как бы скелетом, а остроконечные арки стали лейтмотивом готического стиля. Стены наверху нефа, которые в романских церквах были громоздкими и тяжелыми, иногда полностью заменяли витражными окнами. Это стало возможным благодаря изобретению арочных контрфорсов. Отдельные воздушные арки вырастали из опор и поддерживали свод внешних стен нефа. Прекрасный собор XIII в. в Шартре, Франция, представляет собой совершенное сочетание всех элементов готической архитектуры.
Гармония и пропорции
Архитекторы итальянского Возрождения стремились скорее к геометрической гармонии, чем к новым архитектурным открытиям. Снова появились купола. В XV7 в. Брунеллески построил купол собора во Флоренции, объединив римские строительные технологии и готические ребристые своды. В XVI в. Андреа Палладио изменил архитектуру Возрождения, когда увенчал виллу Капра в Виченце центральным куполом – он впервые со времен древних римлян использовал купол в светском строительстве. Архитекторы позднего Возрождения многое позаимствовали из классической римской архитектуры для того, чтобы возродить великолепие имперского Рима. Собор Святого Петра в Риме поражает огромными залами, раньше подобное можно было видеть только в соборах и банях времен Римской империи.
Внутреннее пространство собора прекрасно дополняют открытые площади, например площадь Капитолия (пьяцца дель Кампидольо), шедевр Микеланджело. Такие площади всегда гармоничны и пропорциональны.
Роскошь барокко
В XVII в. и в начале XVIII в. началась контрреформация – ответ католической церкви на протестантскую реформацию XVI в. Тогда родился стиль барокко, новый стиль религиозной архитектуры, где нарушались многие прежние правила. Плавные и сложные очертания говорили о власти и силе. Бернини создал широкую колоннаду площади Сан-Пьетро перед собором Святого Петра, где представил новый стиль – целую композицию вокруг оси, игру с иллюзиями, масштабами и пространством. Эту площадь невозможно забыть.
Внутри зданий в стиле барокко все было украшено цветным мрамором, ляпис-лазурью, бронзой и золотом. Считалось, что это сделано во славу Бога, так что к Церкви вернулись прежние власть и значимость.
В некоторых странах сумели превзойти даже великолепие нового Рима: аббатство Мельк и дворец Резиденц в Вюрцбурге являют нам совершенное сочетание пышной росписи, скульптуры и архитектуры. Версальский дворец, который построил “король-солнце” Людовик XIV, – тоже прекрасный пример стиля барокко, он символизирует божественность королевской власти. Наследие Бернини дошло даже до протестантской Англии, его можно увидеть в утонченных изгибах городских ломов времен королей Георгов, в комплексе Королевский Полумесяц в городе Бат.
Новый классицизм
В конце XVIII и начале XIX в. неизбежный протест против пышного барокко дал начало неоклассицизму, возвращению к чистым истокам античности. Белая лепнина Томаса Джефферсона и красный кирпич университета Вирджинии вернули архитектуру к простоте Древнего Рима и итальянского Возрождения, чтобы она подходила и новой американской республике. Капитолий в Вашингтоне, увенчанный куполом в стиле барокко, похожим на купол собора Святого Петра, не может не напомнить о Римской империи.
Эпоха железа и стали
Промышленная революция, которая началась в Англии в конце XVIII в., изменила и строительные технологии. Были открыты более дешевые и быстрые способы производства железа и стали, а кроме того, быстро развивался транспорт, и материалы стали перевозить на большие расстояния. Первое крупное сооружение из литого чугуна – чугунный мост в городе Колбрукдейл в Англии.
Это был арочный мост, такой, как мост Риальто в Венеции, но не из камня, а из чугуна. XIX в. открыл перед нами возможности железа и стати: Эйфелева башня и статуя Свободы вознеслись к небесам на железных вертикальных конструкциях.
Эклектика XIX века
Пока инженеры XIX в. совершали технологические открытия, архитекторы спорили на тему исторического стиля. «Битва стилей» происходила между приверженцами классицизма и любителями Средневековья.
Некоторые архитекторы выбирали один стиль, но многие творили в сочетании, примешивая туда и элементы других необычных стилей. Сильнее всего это противоборство отразилось в архитектуре Вестминстерского дворца в Лондоне, где заседает британское правительство. Это самый знаменитый памятник готического Возрождения, очень значительное здание. Ведущий архитектор-классицист того времени Чарльз Барри работал над проектом дворца вместе с Огастесом Пьюджином, главным приверженцем средневековой архитектуры.
В Баварии кульминацией эпохи рыцарства в представлении людей стал замок короля Людвига II, Нойшванштайн. В Соединенных Штатах Америки начали появляться особняки недавно разбогатевших людей, например, поместье Билтмор – великолепное строение в стиле французских замков XV в., но с добавлением множества современных решений. Неудивительно, что когда новые технологии и возможности слились с культом готики, стали появляться немного абсурдные строения, такие как псевдо-средневековый Тауэрский мост в Лондоне.
Традиции классики также легко поддавались изменениям. Богато украшенное узорами здание Оперы Гарнье в Париже в основе своей как раз классическое, а великолепие римских купален воссоздано в облике Большого Центрального вокзала в Нью-Йорке. Даже эклектичное смешение стилей – индийского, тюркского, китайского, неоклассического – может быть красивым, именно этого Джон Нэш добился в Королевском павильоне в Брайтоне.
В конце XIX в. появилось движение под названием модерн (ар-нуво). В этом стиле изгибы и плавные линии, похожие на растения, сплетаются в изысканные узоры. О стиле ар-нуво напоминают нам такие архитектурные шедевры, как особняк ван Этвельде в Брюсселе и собор Святого Семейства в Барселоне, где гениальный Антонио Гауди сплавил воедино готику, модерн и каталонские традиции.
Архитектура в ХХ веке
Великие конструкторские изобретения XIX в. почти не влияли на архитектуру вплоть до начала XX в. Но после Первой мировой войны мыслители-авангардисты стали отказываться от традиций прошлого, и архитекторы начали отходить от исторических стилей – они зашли так далеко, что считали скульптурные украшения чуть ли не преступлением! Возникла новая функциональная архитектура, в основу которой легли чистые геометрические формы и ровные поверхности. Среди новых изобретений появились свободнонесущие железобетонные конструкции, которые Фрэнк Ллойд Райт с восторгом использовал в своем Доме над водопадом, и стеклянные стены, такие как в новаторском доме Фарнсворт, который построил Людвиг Мис ван дер Роэ.
Небоскребы, по сути, придумали в Америке в 1880-х годах, и они далеко не сразу впитали в себя европейский модерн. Здание «Флэтайрон» («Утюг») в Нью-Йорке построено на современном стальном каркасе, но поверх каркаса – классический камень.
Башня «Чикаго трибун» современна во всем, кроме готического внешнего вида. В Нью-Йорке между мировыми войнами построили небоскребы в стиле модерн, Крайслер-билдинг и Эмпайр-стейт-билдинг, облицованные камнем уже по-современному. После Второй мировой вместо каменной облицовки стен стало появляться все больше стекла: пирамида, которую Й.М. Пей построил во дворе Лувра в Париже, представляет собой один из самых ярких примеров зданий с наружными стеклянными стенами.
Вплоть до конца XX в. архитекторы смело экспериментировали с внешним видом и внутренним строением зданий, как в центре Помпиду в Париже или в банке Гонконга и Шанхая, а также просто строили здания все выше и выше, например, башни Петронас в Куала-Лумпуре и небоскреб «Тайбэй 101».
Скульптурные здания
Бетон подарил архитекторам потрясающие новые возможности. Бетонные блоки сами по себе могут создать интересный эффект, как в жилом комплексе «Хабитат» Моше Сафдн. В 1950-х годах появились такие уникальные скульптурные здания из бетона, как церковь Нотр-Дам-дю-О (Ле Корбюзье), Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Фрэнк Ллойд Райт) и Сиднейский оперный театр (Иорн Утсон). К началу XXI в. красота скульптурной архитектуры захватила человеческое воображение, она оттеснила даже инженерные и технологические открытия. Фрэнк О. Гери создал покрытый металлом Музей Гуггенхайма в Бильбао, который привлек столько внимания, сколько не удавалось привлечь ни одному зданию со времен Сиднейского оперного театра.