Если посмотреть на вид Шанхая в целом, можно увидеть, что здесь работали архитекторы из Америки, Японии, Европы. Интересна работа с отдельными объемами, но общая картина эклектична, в ней нет целостности, не создается общая панорама. Здания интересны, но каждое по-своему.
Тем не менее Шанхай удивляет своей зрелищностью, новизной, разнообразием: здания-шары, модульная, молекулярная структура телевизионной башни, классицистические ордерные элементы, натяжные конструкции, элементы традиционной архитектуры и современные урбанистические высотные здания.
Шанхайская башня
Грандиозная Шанхайская башня, высотой 632 метра является вторым по величине зданием в мире, высочайшим в Китае.
Построена в районе Пудун, бывших сельскохозяйственных землях, который сейчас является деловым центром города. Строительство велось с 2008 по 2015 год. Это самая современная постройка подобного типа в мире. Небоскреб насчитывает 128 этажей. (Подробнее про строительство Шанхайской башни).
Жемчужина Востока (Шанхайская телебашня)
Небоскреб Jin Mao Tower (Цзинь Мао)
Еща один представитель высочайших небоскрёбов Азии, расположен там же, что и вышеназванные высотные здания – в Шанхайском районе Пудун.
Он производит впечатление. Это одна из главных доминант мегаполиса — башня Jin Mao высотой 420 метров — одно из самых высоких офисных здании Китая. На его примере можно отметить, что современная архитектура Китая не лишена элементов старинных традиционных элементов зодчества. Башня выполнена в монолитном каркасе, облицована стеклом и алюминием, имеет элементы, по форме напоминающие завершения крыши пагоды.
Шанхай — это вам не Шанхай!
Если свернуть в сторону от красочных центральных улиц Шанхая, можно увидеть узкие улочки, где живут рабочие. Люди, которые обеспечивают экономику города, спрятаны в его пространстве. Расстояние между домами здесь едва достигает двух метров, тут же находятся магазины, ведется торговля. Это показательно для китайцев, которые дорожат своей работой и готовы экономить на себе, своем комфорте, даже своих детях.
В отличие от Пекина с его небоскребами, в Шанхае не полностью убрана малоэтажная застройка, старательно сохранены зеленые зоны, что создает игру контрастов, ритм и свидетельствует о продуманности градостроительных решений.
Транспортные магистрали и развязки в 4-5 уровней, стоящие на колоннах, пронизывают крупные города Китая. Под ними зачастую расположены сады, парки. Эстакады продолжаются и за пределами города, соединяя его с пригородами, пролегая над деревнями, полями, мелкими заводиками. В результате ничто не мешает ни скоростному движению транспорта, ни жизнеобеспечению, ни производству, находящемуся внизу. И для экологии это менее вредно, чем токсичные выбросы в пробках. Конечно, эта ситуация приемлема для бизнеса, работы, но не комфортна для проживания. Какие бы современные технологии ни применялись в дорожном строительстве, нейтрализовать эти неудобства довольно сложно.
В Шанхае проживают 24 млн человек, но переполненности не ощущается, автомобильные пробки практически отсутствуют, что во многом обусловлено грамотной транспортной организацией.
В отношении транспорта в Шанхае есть еще одна особенность: недорогие машины и необходимость заплатить 3-3,5 тыс. долларов за номерной знак. Это при том, что большинство китайцев работает по 10-12 часов за зарплату в 200 долларов. Для тех, кто не может себе позволить купить номерной знак, въезд в город запрещен — это один из сдерживающих факторов. Важное значение для города имеет речной путь. По реке непрерывно идут, выше ватерлинии, загруженные товарами джонки, можно предположить — строительными материалами.
Строительный бум и экономический рост наметился в Китае в последние 30 лет. Прежде в Шанхае стояли «хатуны» — одноэтажные строения, возведенные стихийно, скученно, беспорядочно. Слово «Шанхай» даже стало нарицательным и означало неурегулированную тесную застройку. Сейчас уже можно переспросить, о каком Шанхае идет речь, потому что на сегодняшний день это современный, быстро развивающийся город, не лишенный, однако, эклектики.
Просто зеленое поле
Рядом с одним из дворцов располагается зеленое поле. На нем ничего не размещалось, и оно не служило никаким специальным целям. Просто кусочек поля с зеленой подстриженной травой. При этом у китайцев нет намерения здесь что-то построить. Они ценят пространство и внутреннюю гармонию. У нас же, напротив, зачастую инвестор стремится строить именно там, где и без него все красиво и гармонично.
Строительные площадки повсюду, и на их примере можно видеть, что Шанхай развивается пропорционально: рядом со строящимися зданиями всегда разбиты зеленые участки. Это вызывает восхищение.
Китайцы очень любят парки, сады. Они дружелюбны, открыты, но, к сожалению, мало кто знает английский язык. Для них очень важны гимнастика, здоровье, позитивный настрой. В б утра для нас было удивительным наблюдать, как набережная Шанхая заполняется людьми разных возрастов, которые вместе делают упражнения.
Поразила та стремительность, с которой ведут свое развитие строительство, бизнес Китая. За это время Шанхай стал крупным современным городом.