Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Архитектура раннего и династического Китая

Основы архитектуры

Деревянные залы. Внешний вид и устройство

Подавляющее большинство зданий в Древнем Китае было из дерева. Деревянные строения всегда считались здесь наиболее подходящими как для жилья, так и для храмовых сооружений. Ансамбли буддийских монастырей, как и дворцы, состояли из расположенных один за другим дворов, обнесенных оградой с воротами с надвратной башней. Главное здание — зал Будды, — стоявшее в центре на главной оси ансамбля, было богато украшено. Примерно в VII в. полностью развилась усложненная мо-дульная система постройки, которая теперь использовалась при возведении любых зданий, стандартизируя, таким образом, планирование и строительство . В результате деревянные здания легко приспосабливали под различные нужды.

Устройство главного зала монастыря Фогуансы. Гора Утай. 857 г.

До наших дней сохранился деревянный Большой павильон монастыря Фогуансы. Прямоугольный павильон на каменной платформе с деревянными столбами, несущими карниз, четырехскатной крышей с легким изгибом и большим выносом. Благодаря четкости форм и прекрасной обработке дерева конструктивные детали здесь имеют декоративное значение.

Этот монастырь является одним из древнейших из сохранившихся деревянных строений Китая. План его типичен для своего времени: длинная сторона здания используется как фасад с выраженной осью симметрии, а ширина пролета между столбами, являющаяся основной структурной единицей здания, немного уменьшается от центра к сторонам.

Фасад

На здании — высокая двускатная крыша с большим выносом и карнизом с массивными доуганами — кронштейнами над столбами. На крыше акротерии в виде «хвоста совы» по концам больших коньков. Пять пролетов центральной части фасада имеют двери. Центральная — самая большая.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Запретный город. Пекин

Это огороженный комплекс дворцов, бассейнов, внутренних двориков с явно выра-женной осевой симметрией, вокруг которых были правильным образом сгруппированы отдельные здания. Правильным считалось располагать главные здания комплекса фасадом на юг.

Построенный в 1420-х гг., зал Высшей гармонии — самое крупное деревянное строение Китая. Он предназначался для торжественных приемов. Такие залы очень часто имели открытые галереи с колоннами, как и в данном случае.

зал Высшей гармонии. Запретный город. Пекин

Устройство зала Высшей гармонии

При использовании огромных столбов и балок, группы консолей теряли основную часть своих конструктивных функций, и их уменьшали до более изящных и пропорциональных размеров. Они стали преимущественно декоративными элементами, украшающими здание.

С течением веков произошли изменения в форме и стиле деревянных залов. К XV в. крыша стала выше и отвесней, в то время как конек и карнизы стали более прямыми и утилитарными. Столбы стали одинаковыми по высоте, а карнизы — менее выступающими.

Храм Неба. Пекин

Одни и те же принципы применялись при создании различных строений. Зал Молитвы об урожайном годе. Это здание, построенное в 1540-хгг., перегружено символами. Крут обозначает небо (китайцы считали небо круглым, а Землю — квадратной). Крыша здания опирается на три круга столбов, четыре центральных символизируют сезоны, двенадцать средних — месяцы, а двенадцать крайних — традиционное китайское деление на дни.

Храм неба, Пекин

Построенный на вершине трехуровневой беломраморной террасы, храм имеет три крыши, покрытые ярко-голубой глазурованной черепицей и увенчанные позолоченным шаром.

Деревянные залы. Внешнее убранство

Китайские деревянные строения отличаются открытой конструкцией. Для них характерна тесная связь между декоративными и структурными элементами — украшения несли какую-либо конструктивную функцию. В частности, краска, наносившаяся на части конструкции, одновременно украшала их и защищала от гниения. Внешняя часть здания может быть подразделена на четыре основные части, каждой из которых соответствует свой тип украшений: крышу, с большим выступом, защищающим здание от дождя, расписанные консольные группы, имеющие как конструктивную, так и декоративную функцию; строительную основу, которая включает в себя столбы, стены, окна и двери; платформу, на которой покоилось здание, — таким образом деревянные конструкции были защищены от влаги. Каждый династический период имел свой свод законов, регулировавших расходы на строительство и использовавшихся для определения масштаба, формы и украшения каждого здания.

Китайские деревянные строения

Типы кровли

О важной визуальной роли крыш свидетельствует разнообразие их форм. Существовали четыре основных типа и огромное число производных форм; остроконечный; коньковый; коньково-остроконечныйи пирамидальный. Из всех этих типов коньковые крыши использовались чаще всего.

Существенная разница в стилях наблюдалась между строениями Южного и Северного Китая. Северный стиль более массивный, и его украшения менее изящны. Но основное отличие заключается в том, что в южном концы карнизов были сильно приподняты.

628950

Финиалы

Керамические финиалы устанавливали, на обоих концах конька, чтобы при крыть стыки скатов крыши. К XIV в. они уже развились в целый ряд фантастических изображений животных, которые несли символический смысл.
Это были силы, защищающие от огня.

Балюстрады

Платформы деревянных зданий были часто отделены балюстрадой. КX в., деревянные балюстрады еще можно было найти в частных садах, но мраморные были более обычны. На рисунке балюстрада с фонтанами, которая является частью платформы зала Высшей гармонии.

Украшению балюстрад придавалось большое значение. Балюстрады дворцов обычно украшались драконами, фениксами и другими фантастическими животными. Балюстрады, ограждавшие сады, украшались цветочными орнаментальными мотивами.

Акротерии

Акротерии, каждый в виде какого-либо фантастического зверька (отсюда их китайское название — хиаошу, буквально — «маленькие животные»), размещались в линию на наклонном коньке угла крыши. Их первоначальная функция — прикрывать болты, крепившие черепицу.

Примерно с конца XIVв., теплые цвета (в основном красный) использовали на севере Китая для окраски колонн, дверей и окон, в то время как холодные использовали для архитравов, капителей и других деталей, находящихся в тени карнизов. На рисунке показано два стиля росписи: хэси и суч- жоу.

Города

Города династического Китая в основном были административными и политическими центрами районов (в основном, сельских). Для того чтобы называться городом, они должны были быть окружены стеной, — факт, который хорошо иллюстрирует китайское слово «чень», означающее одновременно «город», «городская стена» и «окружать город стеной». Начиная с XIV в., значение города вышло за рамки адми-нистративного центра. Многие города отличались хорошей регулярной планировкой. Однако во многих случаях планировка накладывалась на уже существовавшую структуру поселения.

Чаньань, столицы династии Тан

Построенный в VI в., этот крупнейший город был прямоугольным в плане, ориентирован четко по сторонам света и окружен высокими глинобитными стенами. Дворец располагался в северной части города, а к югу от него находились огороженные стеной кварталы Императорского города, где располагались административные здания. В Чаньане было 108 кварталов.

Город Шаосин

Идеальный план города прямоугольной формы располагался на севере Китая. На юге города часто имели менее правильную форму. Этот план города, знаменитого своими мостами и каналами, был выполнен в 1893 г.

Город Даду, столица династии Юань

 

Город Даду, столица династии Юань

Построенная в 1267- 1284 гг. на месте нынешнего Пекина, Даду, или «Великаястолица», была огорожена тремя рядами стен и имела почти правильную геометрическую форму. Дворец располагался в Императорском городе на главной оси и был окружен стеной. В городе было по трое ворот с каждой стороны, кроме северной, где ворот было только двое.

Пекин, столица династий Мин и Цинн

Построенный на руинах Даду, Пекин стал столицей империи в 1403 г. Внешний город был построен в 1553 г. и защищал южные пригороды. Таким образом, он располагался по оси в 8 км длиной, проходящей от центральных южных ворот до Барабанной и Колокольной башен на севере.

Город Датун

 

Город Датун

В городе располагались местные правительственные канцелярии и зернохранилища, военные штабы и казармы, конфуцианский, буддийский и даоистский храмы, Колокольная и Барабанная башни, а также участки для выращивания зерна и овощей. Дополнительные стены были построены позднее, для защиты богатых районов, находившихся за пределами городской черты.

Пагоды

В основе китайской пагоды лежат многоуровневые деревянные строения, существовавшие в Китае в I в. до прихода буддизма, и буддийские индийские ступы. Форма основания пагод различалась в зависимости от династического периода: квадратные в плане доминировали до X в., затем стал преобладать полигональный план. Форма самой пагоды также изменялась — отчасти из- за влияния меняющейся формы ступы, отчасти благодаря стилистической эволюции. Пагоды строили обычно из кирпича или камня либо комбинируя эти материалы. Пагоды строились не только в буддийских районах Китая.

Пагода Шицзята храма Фогунсы, Инсянь. (1056 г.)

 

пагоды Шицзята храма Фогунсы

Шестиугольная в плане деревянная пагода расположена в центре монастыря на оси север — юг, такое расположение пагоды преобладало до VIII в., но позже встречалось очень редко.

Эта пагода является самой высокой из деревянных пагод Китая. Ее высота — 67,3 м. Для поддержки карнизов в ней используется 54 различных типа консольных групп, но такое большое количество консолей не мешает гармоничности и единству строения.

Пагода Сунъюэсы. Гора Суншань (523 г.)

 

Пагода Сунъюэсы. Гора Суншань (523 г.)

Это самая ранняя из сохранившихся кирпичных пагод Китая и единственная с две-надцатиугольным основанием. Ее первый этаж служит постаментом и разделен карнизом на две части. Верхняя часть пагоды имеет пятнадцать ярусов.

Пагода Шэлита. Монастырь Цисясы. Нанкин (X в.)

Эта небольшая каменная пагода имела пять ярусов. Восьмиугольный столб стоит на большом ступенчатом основание.
Она украшена рельефами со сценами из жизни Будды и цветами лотоса.

Пагода Бэйсыта. Монастырь Баоэньсы. Сучжоу

Эта девятиярусная пагода — пример сочетания кирпича и дерева в конструкции. Кирпичная средняя часть окружена отделкой из дерева, и снаружи кажется. что все здание деревянное.

Пагода. Монастырь Кайюаньсы. Цюаньчжоу

Пагода. Монастырь Кайюаньсы. Цюаньчжоу

Это — одна из двух одинаковых пагод.
Обе они построены из камня, октогональные в плане, с группами консолей, искусно имитировавших деревянные. Пагоды выстроены в южном стиле, с заметно загибающимися кверху углами карнизов.

Пагода в монастыре Мяоэньсы. Пекин

Созданная для монгольских императоров непальским архитектором, эта кирпичная пагода построена в 1271 г. в Даду (ныне Пекин). Ясно видно ее происхождение от ступы и тибетской чайтьи.

Дома

Благодаря обширной территории Китая, региональные и местные природные особенности, исторические, этнические и культурные традиции породили впечатляющее разнообразие форм и стилей. Такое разнообразие контрастирует с универсальностью «правительственного стиля»; независимо от региона, чем выше социальный ранг учреждения, тем менее выражен в его зданиях местный колорит. С другой стороны, дома в различных регионах сходны, их объединяют не только основные принципы конструкции, но и декор, симметрия и месторасположение.

Каждые ворота обозначают для входящего порог следующей, более закрытой территории. Неприкосновенность семейной частной жизни считалась более важной, чем частной жизни отдельного члена семьи.

Beijing_Summer_Palace_Danningtang_01

Дома в южных сельских провинциях отличались гибкой схемой строительства, позволявшей приспосабливаться к разнообразию рельефа местности. Это жилище для большой семьи, состоявшей из родителей и их женатых детей, включало помещения с собственной печью для каждой семьи.

Помимо карнизов, сильно изогнутых кверху, типичной чертой южного стиля является использование стоечно-балочной конструкции. Она отличается от обычной тем, что крыша опирается непосредственно на столбы, последовательно поднимающиеся до конька крыши, и несущие обрешетину.

Своеобразные жилища национальности кэцзя встречаются в провинции Гуандун, Гуанси, Фуцзянь. Они ведут свое начало от патриархального рода и предназначены для проживания общины из многих семей. Эта усадьба состоит из зданий различной конфигурации, соединенных между собой. Часть домов имеет круглый план.

Внешняя стена этого четырехэтажного строения, 1 м толщиной, построена из утрамбованной земли и соединена с внутренним деревянным каркасом. Небольшие окна, выходящие наружу, расположены выше первого этажа, балконы выходят во внутренний двор.

Дом в форме печати, провинция Юннань

Строение состоит из нескольких колец. Дна внутренних кольца включают комнаты для гостей и места для колодцев и домашних животных. Первый этаж внешнего кольца занимали кухни, умывальные и помещения для различных целей, второй этаж предназначался для хранения зерна, а на третьем и четвертом находились жилые помещения.

Двухэтажный квадратный в плане дом имеет замкнутый характер и скрыт от посторонних глаз. Его комнаты тесно связаны одна с другой, а крошечный дворик, через который падает свет, называется «небесный колодец». Внешне строение напоминает по форме китайскую печать.

Сады

Едва ли не все существующие сейчас в Китае классические сады заложены не ранее XIX в., но появились они намного раньше. Различие между имперскими парками и частными садами людей, получивших классическое образование, стало заметным уже к концу III в. Оба стиля оказывали друг на друга влияние в течение последующих полутора тысячелетий. Как и пейзажная живопись, они должны были воплотить суть идеальной природы и воспроизвести умозрительный дух ландшафта. Литература была другой важнейшей составляющей. Она давала темы садам и иносказательные имена, интерпретировавшие скрытый смысл сада.

Сад Мастера рыболовных сетей

 

Сад Мастера рыболовных сетей

Вид сада меняется с каждым шагом, например, когда обходишь пруд. В саду есть также галерея, павильон, открытая беседка, с которых открываются особенно привлекательные виды. Нынешний вид этого сада — результат реконструкции 1795 г. Это классический пример частного сада, являющегося продолжением дома. Но, в то время как устройство дома было обезличено, считалось делом рук ремесленника, разбивка сада была занятием лю-дей ученых, знающих поэзию и живопись.

Летний дворец. Пекин

Это один из пяти императорских садов, расположенных в западных пригородах Пекина. Он спланирован в 1750 г. Из сада открывается прекрасный вид на западные холмы. Этот прием, называемый «заимствованные виды», часто использовался в дизайне садов.

Западный сад. Пекин

Закладка этого сада началась в 1450-1460 гг. Расположенный к западу от Запретного города, но в пределах Императорского города, он состоит из трех озер. Как и на озерах Летнего дворца, здесь есть островки, представляющие мифические острова бес-смертных. Еще одно эхо Летнего дворца — маленькие садики, огороженные стенами, так называемые «сады в саду».

Горная вилла Постижения изумруднозеленого. Сучжоу

Эта горная вилла была построена в 1884 г. на северном склоне холма Тигра, в 3 км к северо-западу от города. Она является хорошим примером приспособления сада к местным топографическим условиям и полноценного их использования.

Частный сад. Сучжоу

 

Этот частный сад, разбитый в конце XIX в., использует общепринятый метод создания красоты и разнообразия видов. Сад делится на части различных размеров, каждая из которых имеет отдельный смысл и характер. Стены, изгороди, веранды, строения, альпийские горки, рощицы и мостики — все служит этой цели.
Горная вилла Постижения изумрудно-зеленого с высоты птичьего полета. Сучжоу
Серия террас повторяет контуры склона, на котором стоят отдельные строения. В целом, сад хорошо вписывается в окружающий ландшафт, и дух естественной простоты царит среди его строений.

Использование контрастирующих, и, вместе с тем, взаимодополняющих элементов, сочетание инь и янь, подчеркивают тихие места или обозначает постоянное изменение (первичную гармонию). Это обычно для китайских садов. Такими символами могут быть сочетания малого и большого, темного
и яркого и т. д.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал