Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Архитектура Мюнхена – Не переданная эстафета

Олимпийский комплекс. Общий вид Архитектура

В историю Олимпийских игр 1972-й вошел как год Мюнхена. Архитектура Мюнхена, как и все остальные страны, завоевавшие право проведения Олимпиады, охотно включилась в гонку архитектурных достижений.

Своим триумфом архитектура Мюнхена бесспорно, обязана архитектурному дуэту Фрая Оттои и Гюнтера Бениша, которые построили олимпийский стадион, на долгие годы ставший символом спортивного сооружения второй половины XX века. Изящная кровля-паутина, сотканная из металлических тросов и прозрачного пластика, стала настоящей достопримечательностью города. Об этом красноречиво свидетельствует незарастающая туристическая тропа к спортивной Мекке Мюнхена, а также одна из немногих пиктограмм городского метро в виде пяти колец.

Архитектура Мюнхена прочно связана со спортивными сооружениями. Выйдя из метро на станции «Олимпия парк», попадаешь в силовое поле деконструктивистских масс строящегося по проекту Coop Himmelblau (2001–2007) здания торгово-коммерческого и выставочного комплекса BMW Welt. Постройка в лесах и пленке слегка шокирует своим масштабом и гиперпластичностью форм. Но постепенно, двигаясь к олимпийскому центру и шпилю телебашни, ощущаешь, как масштаб этого строения «срастается» с окружением. Не сразу, поворот за поворотом, раскрывается калейдоскопически меняющаяся композиция: водный стадион, спортивный зал, амфитеатр у пруда, стадион. Оригинальность сооружениям придают покрытия в виде седлообразных прозрачных мембран.

«Олимпийское кольцо»

Живо ощущаешь силу мачт, держащих сетки и тенты над трибунами главной арены и водного стадиона. Входя в его наполненный воздухом огромный, каскадно опускающийся к ванне плавательного бассейна объем, словно окунаешься в пространство спорта. Завораживает поэтика растяжек и опор, канатов и болтов, сверкающая на зимнем солнце прозрачная поверхность пластика покрытия. Их близость, осязаемые сила и мощь роднят искусственное с естественным, природным.

Даже механистические формы опор, вырастающие из зелени газонов, вблизи кажутся не столь брутальными и жесткими. Отражаясь в искусственном озере, произведения зодчих сливаются с ландшафтом. Придуманный архитекторами, он, тем не менее, кажется давно и естественно возникшим. Этот эффект достигается за счет блестящего сочетания строгой функциональности спортивных сооружений с живой раскованностью вантовых конструкций. Все вертикали комплекса органично «завязаны» на 290-метровую телевизионную башню, но кроме того они перекликаются с живописной грядой Альпийских гор.

Минуя спортивные объекты, переходим по мосту озеро и поднимаемся на холм. У самой вершины видим небольшую табличку, сообщающую о том, что он насыпан из руин городских зданий, разрушенных во время бомбардировок Мюнхена в годы Второй мировой войны. А еще сверху отлично видно, что здание BMW Welt встроено в контекст квартала. Взгляд фиксирует комплексное, ансамблевое решение всей застройки, отсеченной от олимпийского парка. Плавный излом покрытия BMW Welt умело рифмуется с «горной грядой» олимпийской паутины, а высоты уравновешены с окружающими зданиями.

 

В общем, прав был Филип Джонсон: «Поскольку никакие формы не появляются из ниоткуда, а неизбежно связаны с прежними формами, наверное, нет ничего странного, что новые формы деконструктивистской архитектуры возвращают нас к русскому конструктивизму второго и третьего десятилетий ХХ века». Поднявшись еще выше, впервые замечаем в череде городских построек и крыш, церковных башен и шпилей жемчужную «мыльницу» «Альянс Арены». Это новый мюнхенский стадион, построенный в 2006 году по проекту Жака Херцога и Пьера де Мерона специально к чемпионату мира по футболу 2006 года. Оказалось, что по современным требованиям УЕФА футбольное поле должно быть максимально приближено к зрителю.

Но Гюнтер Бениш отказался что-либо менять в своем стадионе, поэтому относительно недалеко от одного великолепного спортивного объекта был построен второй. По мере приближения к «Альянс Арене» в голове роятся все новые и новые ассоциации: огромная лежащая покрышка, свернувшаяся пластиковая гусеница, даже НЛО, покрытый стеганым одеялом… Слева по ходу – ангарного типа модули, бетонные ограждения вдоль трасс, за которыми четыре уровня подземных парковок и парящие над ними зонды – указатели блоков. Вполне сюрреалистический пейзаж в духе Джорджо де Кирико дополняет стоящий на холме одинокий ветряк, медленно вращающий огромные лопасти… Уже стоя рядом со стадионом, ощущаешь его грандиозные размеры: 258х227х50 м. Он вмещает 66 000 зрителей и имеет площадь 171 000 кв. м. Эти цифры далеко не сразу укладываются в голове!

Allianz Arena

А взгляд тем временем жадно скользит по чудной оболочке здания, составленной из множества выпуклых пластиковых деталей. Полупрозрачные ячейки, сотканные в охватывающую бетонного монстра пелену, пусть и отдаленно, но генетически сродни замыслу Гюнтера Бениша и Фрая Отто. Да, размеры ромбообразных сегментов крупнее (примерно до 7 м), форма более однозначна, конструкции и эффекты принципиально различны – и все же эти объекты объединены не только своей функцией и местом постройки. Существует между ними тонкая вневременная архитектурная связь, наглядное воплощение преемственности разных поколений зодчих. Пройдя внутрь трибун, видим чашу стадиона и нависающий над нею полог покрытия. Стены, колонны, лестницы, перекрытия – лицевой серый бетон. Все в духе минимализма. Общую суровость облика оживляют разве что фан-шопы на одном из ярусов под трибуной. В общем, в «Альянс Арене» рядового посетителя не оставляет ощущение гигантского морского лайнера, ждущего пассажиров. Какая уж тут гармония со средой! Это пространство зрелища, эдакое современное воплощение римского амфитеатра, ждущего ристалищ. Может, это и есть дух новейшего времени, выраженный застывшей массой бетона? А что же олимпийский комплекс?

В бассейне многолюдно, множество программ и абонементов красноречиво подтверждают его востребованность. Не менее заняты и другие постройки. Но вот сам стадион… Уже не первый год он не слышит свистков футбольных арбитров: по уже названной причине несоответствия капризным требованиям УЕФА здесь больше не играют в футбол. Каково будущее стадиона? Бесспорно, это памятник Олимпиаде-72 и знаковое архитектурное сооружение. Но на содержание такого памятника нужны немалые средства. Где их взять? Вопрос открытый… А еще нужно как-то удовлетворить тоску спортивного объекта по былой востребованности. Право, не только же экскурсии сюда водить! Пожалуй, посещение двух этих стадионов больше всего запомнилось мне в архитектуре Мюнхена. Два ярчайших архитектурных образа, две совершенно разные судьбы. Парадокс или закономерность нашего времени? Думаю, каждый найдет свой ответ на этот вопрос.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал