Северной столице был необходим современный международный аэропорт. Его отсутствие тормозило рост экономики и развитие туризма во втором по величине и значению городе России, без новых воздушных врат обойтись было просто невозможно. На объемно-планировочное и архитектурное решение аэропорта “Пулково” XXI века был проведен закрытый международный архитектурный конкурс. И в 2008 году был объявлен его победитель – известное английское архитектурное бюро Grimshaw.
[общие данные]
название: международный архитектурный конкурс на разработку объемно -пространственного решения здания нового пассажирского современного терминала аэропорта Пулково и прилегающих к нему объектов инфраструктуры
расположение объекта
проектирования: существующий терминал Пулково-1 и прилегающие территории, Московский административный район, Санкт-Петербург
заказчики: Правительство Санкт-Петербурга и ФГУП «Аэропорт «Пулково»
координатор: ГУ «Агентство стратегических инвестиций»
вид конкурса: закрытый
разработка технического задания: ФГУП «Аэропорт «Пулково» совместно с HOCHTIEF AirPort (Германия)
задачи проектирования: реконструкция существующего аэровокзала Пулково-1 с целью создания нового централизованного пассажирского терминала, способного одновременно обслуживать внутренние и международные рейсы, соответствующего современным международным требованиям комфорта и безопасности, являющегося для гостей города привлекательными «воротами Санкт-Петербурга». К моменту завершения строительства объединенный терминал для обслуживания внутренних и международных рейсов должен иметь пропускную способность 22 млн пассажиров в год. Помимо этого должны быть созданы все необходимые объекты сопутствующей инфраструктуры: гостиница для транзитных пассажиров, бизнес центр, офисные здания, коммерческие зоны, автомобильные парковки
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
участники конкурса: Architekten von Gerkan, Marg and Partner (gmp) (Германия), Grimshaw (Великобритания), Skidmore, Owings & Merrill (SOM) (США), ЗАО «Земцов, Кондиайн и партнеры» (Россия)
площадь нового терминала, кв. м: 184 000
общие сроки реализации проекта: 2007–2017 гг.
общий объем инвестиций, €: 250 млн
Старый терминал аэропорта Пулково не удовлетворял ни потребностям пятимиллионного города, ни тем более амбициям Северной Пальмиры. Многие знакомые питерцы признавались даже, что это унылое здание – их позор. Построенный в середине 70-х годов прошлого века и реконструированный в середине 1980-х, терминал давно и безвозвратно устарел: маленький зал, очереди, постоянные ремонтные работы. Все это совершенно не вяжется с образом одного из самых красивых городов мира, с его знаменитыми площадями, фонтанами, дворцами и музеями. Впрочем, дело не только и не столько в имидже.
В современный динамично развивающийся Санкт-Петербург ежегодно приезжает более 12 млн человек – туристов, бизнесменов, студентов. Единственный существующий в городе пассажирский аэропорт попросту не справляется с таким огромным потоком пассажиров. Для полноценного и успешного экономического, политического и даже культурного развития Петербургу уже давно необходимы новые воздушные врата. Особенно остро эта проблема встала в год празднования 300-летия северной столицы, однако еще целых три года понадобилось городу и руководству аэропорта для того, чтобы запустить сложный механизм по реализации проекта нового пассажирского терминала.
Возможно, если бы не недавнее 300-летие, с такой помпой отмеченное и привлекшее к городу внимание всех ведущих мировых СМИ, Петербург и его архитектура не задумались бы об облике своего нового аэропорта. Из числа местных архитекторов нашли бы команду, имеющую опыт проектирования аэровокзалов, и новый терминал решил бы главную проблему нынешнего – нехватки квадратных метров на душу пассажира. Но после юбилея и череды уже состоявшихся громких интернациональных конкурсов в Петербурге считается просто неприличным поручать проектирование знакового объекта местным зодчим, не выставив его предварительно на международный архитектурный рынок. За разработкой концепции обновления петербургских небесных врат руководство ФГУП «Пулково» обратилось в авторитетную немецкую компанию Hochtief AirPort, являющуюся одним из крупнейших в Европе инвесторов в строительство аэропортов и специализирующуюся на разработке стратегических планов их развития. Немцы всесторонне проанализировали текущее состояние аэропорта, нынешние и прогнозируемые показатели пассажиропотоков и обобщили все насущные потребности Пулково в подробном техническом задании.
В частности, в ходе реконструкции необходимо в два с лишним раза увеличить число регистрационных стоек (сейчас их 43, нужно 98) и стоянок для воздушных судов (есть 43, нужно 100), с 4 до 18 увеличить число телетрапов, а минимальное время транзита сократить с 2,5 часа до 1. При этом все изменения не должны отражаться на текущей работе комплекса и уж тем более препятствовать ей – это одно из ключевых условий проведения предстоящих работ. Вот почему было принято решение о том, что сначала в Пулково будет построен новый терминал, который словно магнит притянет к себе основной пассажиропоток, а уж затем реконструированы существующие. Концепция долгосрочного развития аэропорта также включала в себя строительство различных объектов инфраструктуры, гостиницы и офисного центра.
Первой фазой реализации концепции стал закрытый архитектурный конкурс. К участию в нем были приглашены четыре опытнейших бюро: gmp (Германия), Grimshaw (Великобритания), SOM (США) и «Земцов, Кондиайн и партнеры» (Россия). Любопытно, что кандидаты на участие в состязании отбирались именно по факту наличия в их портфолио реализованных проектов международных аэропортов. Исключение составила лишь российская команда «Земцов, Кондиайн и партнеры» – аэровокзалов еще не строили, но проектировали не раз. Архитекторам предстояло решить сразу несколько задач. Во-первых, заложить планировочную основу для дальнейшего развития аэропорта с учетом существующих зданий.
Во-вторых, разработать собственно проекты реконструкции существующего терминала и нового здания, чье объемно-пространственное решение должно стать визитной карточкой города на Неве. При этом новый объект и уже существующие терминалы должны быть заключены в единый объем. В-третьих, архитекторам было поручено разработать генеральный план развития территории с размещением на ней гостиницы, крытого паркинга и открытых стоянок и продумать архитектурно-планировочные решения каждого из этих объектов. Ну и наконец, завершающим аккордом масштабной работы должен был стать проект благоустройства всех территорий обновленного аэропорта – с таким расчетом, чтобы по завершении последнего этапа реконструкции (в 2025 году) в Пулково не осталось неухоженных участков.
Сам конкурс проходил в два этапа. В начале лета этого года из четырех проектов были выбраны два финалиста: ими стали работы архитекторов Grimshaw и SOM. Эти бюро продолжили дальнейшую разработку концепций и 13 сентября представительное жюри, в состав которого входили губернатор города Валентина Матвиенко, глава Минэкономразвития РФ Герман Греф и министр транспорта Игорь Левитин, вынесло свой окончательный вердикт: строить новые северо-западные ворота страны будут англичане. Именно они, по мнению жюри, смогли предложить оптимальную схему организации обслуживания пассажиров, а также концепцию реконструкции, способную обеспечить бесперебойную работу существующего терминала на весь период проведения работ. Кроме того, в решении жюри указывалось, что Grimshaw лучше других учли «существующий архитектурный облик города, использовав его знаковые элементы в своем решении».
Впрочем, очевидно, что общая концепция сооружения определилась еще на стадии отбора финалистов. Так что на финишной прямой соперники бились преимущественно за инвестиционную и эстетическую привлекательность своих проектов. При этом и наблюдатели, и члены жюри отметили, что предыдущий этап не прошел для конкурсантов даром: произошло взаимопроникновение идей и конкурсные макеты получились на редкость похожими друг на друга. Тем не менее обнаружились и отличия. Вариант, представленный американцами, предполагал более прихотливые формы, построенные на довольно красиво очерченных криволинейных поверхностях. Британцы предпочли более строгую геометрию, обогащенную подчеркнуто декоративным решением навесов и потолков. Как признался журналистам сам Николас Гримшоу, блеск «золота», с одной стороны, ассоциируется с историческим Петербургом, а с другой – поможет в зимнюю пору собрать лучи низкого питерского солнца. Камнем преткновения стала коммерческая зона, точнее говоря, ее размещение. Архитекторы SOM спланировали ее таким образом, что пассажирам, желающим предаться шопингу и другим невинным развлечениям, пришлось бы бесконечно ходить взад-вперед. Подобное расположение вызвало скепсис еще на предыдущем этапе конкурса. А проектировщики Grimshaw разрубили гордиев узел, расположив коммерческие заведения поодаль, однако по ходу следования пассажиров. Видимо, это решение и стало гирькой, окончательно склонившей чашу весов в пользу британцев.
Правда, интрига сохранялась до последней минуты, и только после официального оглашения итогов на непроницаемом лице победителя появилась улыбка. Уступившие ему представители SOM без комментариев покинули помещение. Теперь Grimshaw предстоит в сжатые сроки откорректировать проект в соответствии с замечаниями жюри.