Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Железнодорожные вокзалы в Хельсинки и Выборге

Железнодорожные вокзалы в Хельсинки и Выборге

Железнодорожный вокзал в Хельсинки считается одной из стилевых вершин в развитии финского национального романтизма и основной финской работой Сааринена. Здание получило широкую международную известность как выдающееся произведение архитектурного искусства.

В 1862 году первая в Финляндии железная дорога связала Гельсингфорс (Хельсинки) с Тавастгусом (Хяяменлинной), а в 1870 году была проложена линия на Санкт-Петербург. Вокзалы в Гельсингфорсе и Выборге стали уникальными сооружениями этого типа среди созданных в начале ХХ века.

Вид на вокзал с высоты птичьего полета. Хельсинки, Финляндия
Вид на вокзал с высоты птичьего полета. Хельсинки, Финляндия

Конкурс на проект железнодорожного вокзала в Хельсинки, объявленный в декабре 1904 года, был очень важным в масштабе всей страны. В творчестве Сааринена проект наметил собой переход от национального романтизма, ограниченного в возможностях для решения задач ХХ века, к «монументальному» рационализму.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Здесь стоит вспомнить Банк Скандинавских стран, построенный «ГЛС» в 1904 году, который отличался строгой тектоничностью форм и стал предтечей переходного периода.

Гельсингфорсский вокзал строился с 1905 по 1914 год. В его основу лег конкурсный вариант, разработанный в апреле 1904 года архитектурным «архитектурным трио» и получивший первую премию. В состав жюри входили такие известные зодчие, как С. Грипеньерг, Г. Нюстрём и Х. Линдберг. С резкой критикой национального романтизма в момент дискуссий 1904 года о результатах конкурса выступил сторонник рационализма архитектор С. Фростерус. «Орнамент с мифологизированными тварями и средневековые цитаты вряд ли могли служить символами многообещающей современности, сделавшей ставку на пар и электричество», — писал он.

Железнодорожный вокзал в Хельсинки
Железнодорожный вокзал в Хельсинки

Таким образом, уже через четыре года после триумфального успеха финского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 году национальный романтизм стал сдавать позиции в пользу методов, разрабатываемых представителями более рациональных архитектурных направлений. Финских зодчих в проектах сооружений подобного рода от австрийских, французских, немецких, бельгийских архитекторов стало привлекать одно качество — рациональность.

Частичной переработкой первоначального замысла и его реализацией Сааринен занимался уже самостоятельно. Несмотря на чрезвычайную занятость, он нашел возможность предпринять путешествие (вместе с Лоей) по Европе с целью знакомства с железнодорожными вокзалами, для этого же посетил и Шотландию. Сравнение хельсинкского вокзала с вокзалами во Франкфурте (Эггерт&Фауст, 1888), Карлсруэ (Кюриэль&Мозер, 1905), Мюнхене (Г. Биллинг, 1907) говорит о том, что его проект испытал определенное влияние европейских вокзалов, а также железнодорожного вокзала в Чикаго Салливена (1893). А в решении интерьеров и других крупных общественных зданий, например вестибюля, — отеля Königswart Ольбриха (1902).

Хельсинкский вокзал — тупикового типа, основные корпуса собраны в П-образный блок, раскрытый в сторону путей и монолитным массивом выступающий на привокзальную площадь, которая «обтекает» здание с трех сторон. Обеспечена четкая организация функциональных процессов, монументальные корпуса мастерски свободно связаны между собой и композиционно объединены мощной вертикалью часовой башни с оригинальным завершением, огромные полуциркульные порталы выявляют входы для пассажиров.

Фрагмент фасада. Левый фланг главного фасада
Фрагмент фасада. Левый фланг главного фасада

Рациональность и продуманность функционального решения, блестящее использование новых строительных конструкций для создания открытого перетекающего пространства в интерьерах сочетались с нордическим образом фасадов и пластической трактовкой неоромантических форм. Это оказалось возможным благодаря большепролетным конструкциям, огромным витражным проемам и характерным приемам, выработанным в национальном романтизме.

О приеме контрастного сочетания «вертикали» (башенного объема) и «горизонтали» (массива здания) как излюбленном приеме Сааринина, добившегося в его варьирования настоящей виртуозности, уже говорилось ранее. Лисовский заметил, что творчество Сааринена, как и других мастеров финского модерна, отличалось еще одним своеобразным приемом, ставшим «визитной карточкой» национально-романтического стиля. Он заключается в моделировке криволинейных форм: они (формы) очерчиваются, как правило, полуокружностью, геометрические параметры которой и позволяют наполнить эту форму ощущением спокойной и уверенной в себе силы.

В то же время подобной форме нельзя отказать в природной динамике. Сочетание таких качеств придает произведениям национального романтизма особенную эмоциональную напряженность, которая и делает эти произведения современными историческому времени. Центральный и боковые перспективные порталы романского типа, а также тема декоративной отделки интерьеров вокзала представляют собой огромные полуциркульные арки. На главном фасаде они фланкированы парными фигурами гигантов с шарами-светильниками в руках, созданными Э. Викстрёмом, или фонарями на металлических стойках. Аллегорические фигуры изваяний, являясь единственным «украшением» здания, возвышают и романтизируют облик современного транспортного сооружения, производственного в своей сути.

Несмотря на сложность структуры громадного вокзала, он наделен художественной цельностью. Специфическому эмоциональному впечатлению способствовали цвет (от розоватых до коричневых оттенков) и фактура облицовочного гранита, усиливающего «суровость» в образной характеристике сооружения. Но главное то, что романтическая образная тема вокзала сливается со строгостью классицизирующих нот, характерных уже для 1910-х годов, что выражено в четком и динамичном строе вертикальных членений протяженных фасадов вокзала, соответствующих опорам железобетонного каркаса.

Интерьер дополнительного входного вестибюля
Интерьер дополнительного входного вестибюля

Хельсинкский вокзал был в основном закончен в 1914 году, вступил в строй после Первой мировой войны. Еще несколько лет понадобилось, чтобы завершить отделку и оборудование пассажирских залов и других многочисленных помещений, включая апартаменты, предназначавшиеся для членов царской фамилии и высокопоставленных чиновников. Согласно замыслу автора проекта такие интерьеры украшали произведения изобразительного искусства.

Вокзал играет исключительную градостроительную роль в структуре Хельсинки, а также стал символом столицы и всей нации.

Значительно меньший по объему вокзал в Выборге, построенный в 1913 году, спроектирован по аналогичным, но более простым композиционным принципам, и функционально-планировочное решение было совершенно другим. На разработку проекта в 1904 году тоже был объявлен конкурс, победителем которого стал Элиель Сааринен. Таким образом, задуман выборгский вокзал был практически одновременно с хельсинкским. Строительством, длившимся с 1910 по 1913 год, Сааринен руководил вместе с Гезеллиусом.

В объемном решении сооружения архитектор опять использовал арочный портал, ставший своего рода «знаком стиля». Портал выделяет главный вход и отражает форму коробового свода основного пассажирского зала. В проекте предусматривалась асимметрично расположенная часовая башня, но она не была возведена. Главный вход фланкировали парными пилонами, завершенными четырьмя гранитными скульптурами медведей (скульптор Э. Гюльден). Красный гранит облицовки стен сообщал зданию необходимую для нордического облика суровую ноту. Для своего времени оно стало самым значительным сооружением города.

После войны на месте вокзала, возведенного в начале ХХ века и разрушенного при отступлении советских войск в августе 1941 года, построили новое здание по проекту советских архитекторов, в котором тема романского портала прозвучала как реминисценция саариненской архитектуры. Стоящий рядом с ним небольшой корпус вспомогательного назначения служит напоминанием о еще одном потерянном нами произведении «финляндского стиля».

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Портал главного входа романского типа.
  • Асимметричная композиция здания — свободное сочетание объемов.
  • Парные фигуры гигантов с шарами-светильниками в руках.
  • Четкий строй вертикальных членений, соответствующих железобетонному каркасу.
  • Тема «вертикализма» в архитектурной разработке фасадов.
  • Часовая башня — характерный для Сааринена прием пластичной обработки «тела» башни и ее верхушки.
  • Облицовочный гранит способствует впечатлению цельности сооружения.
  • Боковой портал прямоугольной формы.
Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал