Здание Волго-Вятский банк Сбербанка РФ

Здание Волго-Вятский банк Сбербанка РФ

Объект: административное здание Волго- Вятского банка Сбербанка РФ
Расположение: Нижний Новгород, Варварская ул., д. 11
Заказчик, застройщик: Волго-Вятский банк Сбербанка РФ
Архитектура: ООО «Творческая мастерская архитектора Быкова» (Д. Слепов, В. Быков, А. Сазонов, О. Клещева)
Конструкции: ООО «СС-Проект» (ГИП А. Зонов, конструкторы: А. Костенко, В. Жестков)
Генподрядчик: ОАО «Строительно-финансовая ассоциация»
Подрядчики: возведение ж/б каркаса – ОАО «Плазма», наружная отделка –  ОАО «Строительно-финансовая ассоциация», ООО «Акрукс»
Проектирование: апрель 2002 г. – май 2003 г.
Строительство: июнь 2003 г. – октябрь 2005 г.
Площадь территории, кв. м: 2650
Площадь застройки, кв. м: 1393
Общая площадь здания, кв. м: 7766
Полезная площадь, кв. м: 6477
Паркинг: подземный, 30 машиномест
Этажность: 2–8
Максимальная высота, м: 34,8

История строительства на этом участке началась задолго допоявления «Галереи» и развивалась по сценарию последовательного улучшения. Не уникальный случай для Нижнего Новгорода. В советское время сначала ставили громоздкую коробку, а потом прикидывали, как привести в чувство улицу. Так было, когда Александр Харитонов и Евгений Пестов придумали «Каскад» – композицию из кубиков, прорывающихся сквозь «плотину» высокой стены на улице Горького. Так мастерская Быкова превращала панельный долгострой на Октябрьской в добротный банк. И хотя задачи перед архитекторами каждый раз стояли разные, общими становились принципы построения новой композиции. Требовалось организовать переход от помпезности к «человеческому» масштабу, масштабу исторической застройки.

«Каскад» здесь упомянут не случайно. Коллеги советовали Быкову решить новый объем с переменной этажностью, чтобы на небольшом участке улицы перейти от высокого Волго-Вятского банка к трехэтажному банку «Уралсиб», разместившемуся в особняке. Но если «Каскад» расположен на просторном месте, то для постановки подобного скульптурного объема на Варварской возможности нет. Улица неширокая, количество визуальных точек ограничено окружающей застройкой.

Рассматривать пристройку можно только с перекрестка (уже за Октябрьской площадью) или из окон здания типографии на противоположной стороне улицы. Очевидно, что композиция может быть рассчитана на скольжение взгляда вдоль улицы, то есть находиться в пределах плоскости. Соответственно, параметры этой плоскости задаются уже другими обстоятельствами, в частности потребностями заказчика или требованиями по инсоляции.

Итак, архитекторам оставалось отсечь все лишнее, чтобы получить негромоздкий, соизмеримый с окружением, функциональный и эстетически привлекательный архитектурный объект.

Игра на фасадах началась с прорисовки взаимосвязей: восьмиэтажный объем пристройки («сетка в рамке») – основной корпус банка, шестиэтажная плоскость (стеклянные прямоугольники, сложенные из квадратов) – типография напротив, двухэтажная галерея (витраж с мелким членением) – особняк. Застекленная галерея выносится на 6 м от фасада – на линию застройки улицы, но так, чтобы не закрыть вход в «Уралсиб». Шестиэтажная часть отступает от того же соседнего банковского особняка, чтобы соблюсти пожарные нормативы.

Дальнейшая лепка формы связана с определением внутренних планировочных узлов. Появляются прорези, глухие и прозрачные элементы. Вертикальные разрывы обозначают коммуникации – коридоры, лестничные клетки – и пытаются прервать единое движение композиции.

Это движение начинается слева направо еще во дворе: ленты окон убегают к углу от белой «скрепки» на всю высоту здания, «держащей» разноцветные плоскости фасада. Преодолев щели и густую зелень уже на боковом фасаде, горизонтали обретают легкость и плотность, сбивая и унося вправо вертикальный фрагмент белой рамы. Похоже, будто эти энергичные полосы увлекли с собой откуда-то со двора, слева и стеклянную плоскость. Она перекрыла фасад восьмиэтажной части так, что квадратным окнам пришлось перепрыгнуть в кессоны на торце старого здания.

Архитектура нового банковского здания

Направление движения подчеркивают детали в левой верхней части пристройки. При скольжении 7-го этажа образовалась терраса с прозрачным остовом стен. Сдвинувшаяся белая оболочка обнажила угол последних этажей… С любой стороны композиция выглядит так, что ее левая часть тяжелее правой. Коррективы вносит лишь солнечный свет, превращая многоэтажный витраж главного фасада в бесплотный мираж. Именно солнце добавляет зданию образную составляющую. Свет, отраженный от окон напротив, льется золотым потоком прямо с террасы 7-го этажа вниз.

Здание, ориентированное практически на север, диктует свой сценарий встречи с солнцем. Первый акт (описанный выше) – провокация удивления: действительно, откуда на затененной улице столько света?

Второй акт – восторг по поводу появления солнца в шестиметровой щели между зданиями. Когда же солнца нет, настроение поддерживает цвет. Общую холодную гамму разбавляют отдельные всполохи коричнево-красного. Если зеленый мрамор появился на цоколе закономерно, подчеркнув фирменный цвет Сбербанка, то терракота добавила контраста и тонуса.

Элементы фасадных членений несут и функциональную нагрузку. Например, та белая «скрепка» на дворовом фасаде – это шахта дымоудаления из гаража. Узкая прорезь на красной плоскости – окна конференц-зала. Отдельный выступ в левой части здания, закрытый зеленым керамогранитом на всю высоту, – санитарно-технический узел, изолированный от других помещений. Массивные лоджии во дворе – прямоугольная и квадратные коробочки, вылупившиеся из плоскости, – предусмотрены для установки наружных блоков кондиционеров серверного зала.

Сочетание принципов открытости и закрытости характерно именно для банковских зданий. Только посвященный – со специальным магнитным ключом, по отдельному маршруту – беспрепятственно проходит по этажам, которые, вопреки простоте плана, соединяются в загадочный лабиринт. А обыкновенному посетителю достаточно шагнуть за дверь с надписью «банкомат» и упереться в нужное окошечко. И регулярно испытывать почтение к репрезентативному виду банка: гранит, мрамор,
стекло…
Внутри здания – стандартный евроремонт без особых красот. Упор сделан на качество коммуникаций и комфорт: хорошие лифты, мониторинг каждого помещения по микроклимату. В холодную зиму 2006 года в новом здании отлаживали систему отопления и радовались, что система кондиционирования с наружным блоком на крыше работает при очень низких температурах.

Схема проезда: Здание Волго-Вятский банк Сбербанка РФ:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

18 − 7 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>