Яхт-офис (общественный центр яхт-клуба Клязьминское водохранилище)

Яхт-офис

Объект: общественный центр яхт-клуба
расположение: туристический комплекс «Клязьминское водохранилище»,
Мытищинский р-н, Московская обл.,
заказчик: Курорт «Пирогово»
застройщик: ООО «ТДВ-Трест»
архитектура: ООО «АМ Тотана Кузембаева». Архитекторы: Т. Кузембаев, В. Киреев, А. Хазгалеева, О. Кузембаев
конструкции: ООО «АМ Тотана Кузембаева».
Конструктор А. Мириманов
проектирование: сентябрь 2005 – март 2006
строительство: январь-июнь 2006
общая площадь
территории, кв. м: 720
площадь застройки, кв. м: 270
общая площадь здания, кв. м: 256,4
полезная площадь, кв. м: 154
этажность: 2
максимальная высота, м: 7,83

Клязьминское водохранилище. Сосновый лес, песчаные пляжи,чистые вода и воздух. В начале 1960-х годов здесь по личному указанию Никиты Хрущева был создан «профсоюзный рай» – пансионат с одной из самых развитых на тот момент инфраструктур. Почти полвека спустя наследие советской индустрии оздоровительного отдыха пришло в полный упадок и теперь уступает место градостроительному проекту совершенно нового типа. Если говорить о функции, то пансионат в его нынешнем виде можно назвать курортом, но если описывать вновь создаваемую визуальную среду, то для нее больше всего подходит слово «заповедник». Пансионат «Клязьминское водохранилище», сокращенный его нынешним владельцем до мало к чему обязывающей аббревиатуры ПКВ, на наших глазах действительно превращается в заповедный уголок, где качественная архитектура гармонично сосуществует с природой.

Для ПКВ на протяжении последних лет проектируют несколько известных российских архитекторов: Евгений Асс (автор не только отдельных построек, но и генерального плана развития территории), Александр Бродский, Михаил Лабазов. Но ключевая роль в создании нового лица пансионата принадлежит Тотану Кузембаеву. Именно он придумал установить на берегу водохранилища нарочито лапидарные гостевые домики красного цвета и столь же броский по цвету и архитектуре ресторан «Кот Дазур». В этом году по проекту Тотана Кузембаева на берегу Клязьмы построен «Яхт-офис». Кроме того, архитектор работает над образом здания здешнего гольф-клуба. На участке, отведенном под строительство «Яхт-офиса», изначально находился обыкновенный сарай, в котором хранился спортинвентарь. Позже его разобрали и заменили будкой охранника и более современной кладовкой, а спустя какое-то время новый владелец пансионата задумал пристроить к ним еще одно временное сооружение, предназначенное для раздевалок юных яхтсменов. На этом этапе Тотан Кузембаев и был приглашен на живописный берег Клязьмы.

Яхт-офис

Исходя из пожеланий заказчика получить недорогой, но функциональный объект архитектор предложил создать летний навес, объединяющий все имевшиеся постройки и позволяющий сохранить все растущие на участке деревья (кстати, регламента Асса тогда еще не существовало). Проект получился очень выразительным и одновременно экономичным – навес сделали из горбыля, вообще-то считающегося отходным материалом. Прошло еще года два, в акваторию водохранилища стали заходить яхты, и временное сооружение Кузембаева перестало удовлетворять возросшие запросы. На месте летнего навеса было решено построить капитальное сооружение, правда, для использования лишь в теплое время года. По словам архитектора, свои пожелания по новому объекту заказчик сформулировал предельно просто: «Мне нужны раздевалка на 50 человек и бар».

Причем раздевалки следовало разместить на 2-м этаже будущего «Яхт-офиса», а бар – на 1-м, и эта функциональная программа во многом определила внешний облик объекта: 1-й этаж представляет собой открытое пространство с нарочито простой барной стойкой в центре, тогда как 2-й этаж – полноценный закрытый объем, разделенный на отдельные блоки. Если представить стандартное двухэтажное здание как две поставленные друг на друга коробки, то про «Яхт-офис» Кузембаева можно сказать, что у нижней коробки архитектор намеренно «отогнул» стенки, из-за чего кажется, что верхний объем держится ни на чем. В плане здание «Яхт-офиса» имеет очень сложную конфигурацию. «Не треугольник и не ромб, а воплощение объекта неправильной формы», – шутит Тотан Кузембаев. Этой формой здание обязано деревьям, растущим на участке, – архитектор заставил «Яхт-офис» войти между ними клином.

Яхт-офис

За счет прозрачности 1-го этажа и стоек, сохранивших естественную текстуру лиственницы, создается впечатление очень органичного вхождения здания в лес. Говорить о фасадах применительно к «Яхт-офису» можно, только имея в виду его 2-й этаж, консольно нависающий над несущим каркасом. Главный фасад здания развернут параллельно берегу водохранилища – наверное, иначе и быть не могло, ведь оно предназначено для встреч людей, чья главная страсть – покорение водных просторов. При этом Тотан Кузембаев сознательно не стал увязывать облик этого объекта с яхтенной тематикой: можно было бы вместо перил натянуть тросы, вход оформить в виде капитанского мостика и выкрасить фасады в голубой цвет, но архитектор счел, что это слишком прямолинейно и потому банально. «Наш принцип – естественная простота и минимум надуманных деталей», – говорит он. Образ стремительной бригантины в результате угадывается в облике «Яхт-офиса» лишь очень отдаленно. Например, в главном фасаде, декорированном сложной изломанной решеткой, при желании можно увидеть примятый ветром парус. Такая же ассоциация возникает и при взгляде на оцинкованную металлическую кровлю, «обнимающую» здание и спускающуюся до земли вдоль бокового фасада. Самому Кузембаеву, впрочем, кажется, что кровля больше напоминает ладонь, заботливо прикрывшую «Яхт-офис», или крыло птицы. Эта конструкция обеспечивает надежную защиту деревянных конструкций от осадков. Кровля получилась именно такой благодаря еще одному настойчивому пожеланию заказчика – дерево, из которого построено здание, должно максимально долго оставаться в первозданном виде. В результате ниспадающая на землю кровля с пятого фасада плавно перетекает на четвертый, обращенный к мысу, заросшему деревьями, между которыми выстроился ряд небольших павильонов.

Яхт-офис

На самом деле это летние домики владельцев яхт, построенные по проектам все тех же Евгения Асса, Михаила Лабазова, Александра Бродского, и Тотан проявил максимум такта по отношению к чужой приватности. Наиболее же лаконичным вышел фасад, обращенный к дороге, – ровная деревянная поверхность украшена огромной надписью «Яхт-офис». Все фасады «Яхт-офиса», за исключением образованного кровлей, декорированы деревянной обрешеткой из легкой лиственничной доски. И если на дорогу и эллинги смотрят ровные поверхности, то к водохранилищу обращена затейливо изломанная плоскость. Ограждающей конструкцией 2-го этажа служит сотовый поликарбонат – матовый материал, днем совершенно не видный снаружи, что создает забавное впечатление «дырявых» стен.

Ночью же, по разработанному архитектурной мастерской проекту художественной подсветки, виден будет, наоборот, именно белый поликарбонат, на фоне которого решетки превратятся в тонкие черные линии. Выбранная облицовка фасадов оказывает решающее влияние на оформление внутреннего пространства 2-го этажа «Яхт-офиса», которое днем всегда пронизано солнечным светом, что, по замыслу архитектора, как нельзя лучше соответствует летнему настроению. Здание «Яхт-офиса», подкупающее своей естественностью и конструктивным своеобразием, опровергает набившее оскомину утверждение, что деревянные постройки непременно должны носить временный и утилитарный характер. На примере этого проекта видно, что дерево – материал не только экономичный и экологичный, но и пригодный для воплощения архитектурных фантазий. И хочется надеяться, что скоро понимание этого перешагнет границы архитектурного заповедника на Клязьминском водохранилище.

Яхт-офис

Комментарий конструктора

Александр Мириманов, конструктор «АМ Тотана Кузембаева»

Главная сложность этого объекта заключалась в том, что у него фактически нет стен. Из-за этого нам пришлось пережить целую серию конфликтов со строителями, утверждавшими, что он сложится, как карточный домик, при первом же порыве ветра или прикосновении. Стены заменены системой стоек и раскосов, которые соединены между собой с помощью металлических закладных деталей, повторяющих угол их соприкосновения, и закреплены металлическими болтами. Получившееся пространство застеклено, а переплеты спрятаны за стойками. Это сделано для того, чтобы не увеличивать сечение стоек, но в результате создается впечатление, что стекло вставлено непосредственно в них. Впрочем, это прием не новый – наша мастерская применяла его еще в проекте ресторана «Кот Дазур».

Комментарий застройщика

Василий Носов, директор ООО «ТДВ-Трест»

Признаться, мое первое впечатление от проекта было почти шоковым. Я не верил, что придуманное архитекторами здание может быть реализовано. Теперь, когда мы его все-таки построили, я делаю для себя вывод: учиться нужно всегда. Я, например, был уверен, что понимаю чертежи, но, столкнувшись с работой Тотана, понял, что курс начертательной геометрии в вузе проходил зря. По чертежам я представлял себе совсем не такой «Яхт-офис», который у нас получился в итоге. Хочу особо отметить, что кое в чем строители все-таки смогли настоять на своем. В частности, в проекте появилась стена санузлов – изначально она тоже планировалась стеклянной. Кроме того, раскосов, задающих всей конструкции жесткость, тоже вначале не было! К счастью, архитекторы пошли нам навстречу

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

5 + девятнадцать =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>