Уиллис-тауэр (Willis Tower, “Сирс тауэр” до 2009 г.), Чикаго, США

Уиллис-тауэр (Willis Tower, "Сирс тауэр" до 2009 г.), Чикаго, США

Словами и музыкой сложно передать, что в моем понимании значит это сооружение.

БРЮС ДЖ. ГРЭМ

Высочаишее здание Чикаго в настоящее время является самым высоким зданием Северного полушария, выше которого только башни Петронас в Куала-Лумпуре. Тем не менее. Уиллис-тауэр считается самым высокоэтажным зданием в мире, в отличие от башен Петронас, достигающих рекордной высоты за счет своих антенн.

Строительство Уиллис-тауэр, которое полностью завершилось в 1974 году, осуществлялось в рамках «войны за высоту», которая шла главным образом между Нью-Йорком и Чикаго (никто тогда не допускал и мысли о том, что мировой рекорд высоты может перейти к какому-нибудь азиатскому городу, хотя «Скидмор, Оуингз энд Меррилл» вели работы и в том регионе).

Над ее сооружением работали архитектор Брюс дж. Грэм (1925-2010) и инженер Фазлур Хан (1929-1982) из чикагского офиса компании Skidmore, Owings & Merrill (SOM). Перуанец по происхождению, Грэм пришел в SOM в 1951 году, а в 1960 стал партнером. Он играл ведущую роль во многих коммерческих проектах чикагского подразделения компании, от Инленд-Стил-Билдинг (1958) до Центра Джона Хэнкока (1970), а также удостоенной награды Великолепной мили (1983). Среди известных зарубежных проектов – здание на 135 Бишопсгейт и Эпполд Стрит (оба 1988) и деловой квартал Кэнэри-Уорф (1985), все в Лондоне.

Грэм играл ведущую роль в SOM, получая и реализуя проекты; Хан был гением инженерного мастерства, претворяющим в жизнь замыслы Грэма. Родом из Бангладеш, он появился в S0M в 1955 году и стал знаменитым благодаря концепции «связанных труб» в небоскребах, в которых структурой, несущей нагрузку, является периметр сооружения, а не его ядро. Такая система была впервые использована в чикагской башне жилых апартаментов ДеВитт Честнат (1965). «Пучок труб» можно увидеть в Великолепной миле и Онтери-Центре в Чикаго (1986), которые стали последним проектом архитектора, начатым в 1979 году.

Общие данные

  • Объект: Небоскреб Уиллис-тауэр
  • Месторасположение: Чикаго, США
  • Проект: Брюс Грэм из “Скидмор Оуингс энд Мэрилл”
  • Высота: 442 м
  • Материалы: сталь, алюминий и стекло
  • Год постройки: 1974

Уиллис-тауэр (Willis Tower, "Сирс тауэр" до 2009 г.), Чикаго, США

Небоскреб явился ответом на появление башен-близнецов и очередным подтверждением преимущества города-производителя над городом-финансистом. Сегодня Уиллис-тауэр является визитной карточкой архитектурного Чикаго. После того как первые в мире небоскребы появились в центральном районе Чикаго, именуемом «Петлей», башни самого оригинального дизайна включая двойняшек Марина-Сити, усеченную пирамиду Джон-Хэнкок-Центра, Аон-Центр и Лейк-Пойнт-Тауэр с их необычными объемами, стали вырастать на прилегающих к нему территориях В результате возник городской район, состоящий из зданий весьма неординарного вида над которыми беспрекословно доминирует Уиллис-тауэр (на 98 м выше Джон-Хэнкок-Центра и на 93 м – Аон-Центра), превратившийся в знаковую архитектурную фигуру.

В ясные дни со смотровой площадки небоскреба окружающая местность просматривается на расстояние до 65-80 км, а это значит, что отсюда можно увидеть земли сразу четырех штатов: Иллинойса, Индианы, Висконсина и Мичигана.

Здание было построено для торговой корпорации «Сирс и Робак», руководители которой хотели объединить под одной крышей 10 000 своих сотрудников и 6000 квартиросъемщиков.

Чтобы здание оставалось высоким и при этом сохранялась возможность максимального доступа естественного света в офисные помещения, оно было спроектировано по совершенно новому принципу, основанному на давно известной концепции распределения объемов.

На фундаменте здания установлены девять колонн, которые по мере подъема уходят в корпус, и лишь две из них достигают вершины здания. Вместе они образуют некую разновидность современного асимметричного зиккурата.

Конструкция базируется на группе автономных труб (каждый модуль достигает длины 23 м с каждой стороны, а расстояние между колоннами равняется 4,5 м), которые идеально поглощают как вертикальные, так и горизонтальные, возникающие вследствие давления ветра, нагрузки. Квадратное в плане основание поднимается до 50-го этажа. Семь колонн, расположенных по одной диагонали, поднимаются симметрично до 66 этажа, пять колонн, расположенных крестообразно, также симметрично поднимаются до 90-го этажа, и только две боковые колонны, имеющие в плане четырехугольную форму, достигают 108-го этажа Над этим уровнем поднимаются две антенны.

По горизонтали тянутся полосы офисных этажей, 100 м длиной каждый, отличающиеся разнообразным дизайном фасада и отмечающие границы объемов. Лифты располагаются на технических этажах. Только некоторые из лифтов обслуживают здание по всей его вертикали — от основания до верхней смотровой площадки: другие обслуживают определенные уровни, с которых можно перейти на другие лифты (всегда имеющие другое расположение), обслуживающие следующий ряд этажей. На четырех верхних этажах под смотровой площадкой располагаются четыре вентиляционные системы.

Уиллис-тауэр (Willis Tower, "Сирс тауэр" до 2009 г.), Чикаго, США

Архитекторы этого здания также проектировали Джон-Хэнкок-Центр (“Большой Джон”), — оба этих сооружения отличаются наличием «воображаемых» конструктивных элементов, в осязаемой пластике которых находят выражение статическая, технологическая и распределительная системы. Для Луиса Салливана принципиальное значение имела конструкция небоскреба, суживающегося кверху, и здесь она достигалась посредством создания структуры, функционирующей, наподобие огромной «этажерки», поставленной на землю, и способной противостоять напору ветра. Такая устойчивость обеспечивалась за счет полых структур, встроенных в комплекты четырех вертикальных колонн. Постепенное уменьшение объемов шло симметрично центральной оси здания и его фронтальным и диагональным осям.

Уиллис-тауэр (бывш. Сирс-Тауэр) — одно из главных детищей компании «Скидмор, Оуингз энд Меррилл». Эта компания представляет собой высокоорганизованную архитектурную группу, способную работать с использованием самых передовых технологий. В 1952 году группа разработала проект Левер-Хауса в Нью-Йорке, послуживший образцом для американских небоскребов 1950-1960-х годов. Копия этого стеклянного четырехгранника с «висящей» стеной в 1965 году появилась в Чикаго (Сивик-Центр — Муниципальный центр). В 1998 году компания разработала проект шанхайской Башни Мао, или «технологической пагоды».

Хан и Грэм ранее уже проектировали сооружение с конструкцией из «связанных труб» -чикагский Центр Джона Хэнкока. Сирс-Тауэр состоит из девяти труб – девяти зданий, подпирающих друг друга на рекордной высоте. Каждая из труб имеет открытую планировку. Планировалось строительство еще шести труб под гостиничные номера, но этот проект остался нереализованным.

Всемирный торговый центр в Нью-Йорке (1972; разрушен) по проекту Минору Ямасаки был самым высоким сооружением в мире до возведения башни Сирс-Тауэр. Нью-Йоркский Всемирный торговый центр 1, или Башня Свободы (2014) авторства Даниэля Либескинда и Дэвида Чайлдза из компании S0M ныне является самым высоким небоскребом в Соединенных Штатах, его высота достигает 541 м.

В основе концепции «пучка труб», в котором каждая труба имеет разную высоту, лежит образ открытой пачки сигарет. Цветная башня, облицованная алюминием, со стальным каркасом насчитывает 108 этажей, достигая в высоту 442 м. Девять несимметричных труб образуют квадрат у основания длиной 69 м с каждой стороны. На 33-34 и 66-67 этажах имеется двухэтажное пространство, отведенное под смотровые балконы.

Архитектурные особенности

  • Две огромные антенны венчают крышу высочайшего чикагского небоскреба, поднимающегося на 442 м над уровнем земли. Окружающие Уиллис-тауэр высотки кажутся рядом с ним маленькими.
  • Уиллис-тауэр возносится над всем Чикаго, в небе которого высоко парят башни самого необычного дизайна. Но даже их превосходит этот небоскреб, превратившийся в знаковую архитектурную фигуру и видимую точку отсчета для целого города.
  • 3 мая 1973 года над крышей Уиллис-тауэр в честь «завершения строительства его каркаса» были подняты флаги Чикаго и Соединенных Штатов.
  • В здании ежедневно работает до 10 тысяч служащих.
  • Небоскреб напоминает современный ассиметричный зиккурат.
  • На первом этаже здания широкие лестничные пролеты пересекают атриум с огромными окнами. Ежедневно здесь проходят около 25 000 человек.
  • Со смотровом площадки на крыше небоскреба открываются восхитительные виды Чикаго.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

пять × один =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>