Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Высотные здания России — подборка интересных высотных зданий

Высотные здания России Архитектура

Небоскребы России уже не кажутся чем то необычным. Некоторое время назад это казалось отдаленной перспективой, а сейчас это стало реальностью.
Ряд неудачных попыток наших проектировщиков повторить архитектурные приемы прошлого века поставили их перед необходимостью выработать принципиально новый подход к решению как образной, так и конструктивной составляющих будущего здания. В данной статье публикуется подборка интересных высотных зданий России и анализируются конструктивные и инженерные решения, использованные при их строительстве.

1. Многоэтажный жилой комплекс с подземной автостоянкой и развитой инфраструктурой «Дом на Мосфильмовской»

Дом на Мосфильмовской

Расположение: Москва, ЗАО, Пырьева ул., вл. 2
Программа: жилье – 75 000 кв. м, общественная часть – 10 000 кв. м, автостоянка – подземная, трехуровневая, 976 машиномест
Заказчики:  «ДКС», ООО «Тамроф», ЗАО «ДОН-Строй Инвест»

Застройщик: ЗАО «ДОН-Строй Инвест»

Архитектура:
генеральный проектировщик – ДКС, архитектурное бюро – «Сергей Скуратов Architects», С. Некрасов, Ю. Ковалева, Т. Груздева, И. Ильин, П. Карповский
Конструкции: «ПСБ И. Шепетина»
Инженерные системы: «ППФ АК». А. Колубков
Строительная компания: ООО «Строительный трест «ДОН-Строй»
Проектирование: 2004–2006 гг.
Строительство: 2005–2011 гг.
Площадь застройки, га: 0,93
Общая площадь участка, га: 2,78
Общая площадь здания, кв. м: 191 160
Этажность: корп. А – 45, корп. Б – 7, корп. В
– 30 этажей
Максимальная высота, м: 185
Конструктивные решения:
фундамент – монолитная железобетонная плита толщиной 2,5 м. Конструктивная система – комбинированная: ядра жесткости сочетаются с внутренними несущими стенами.
В корпусе В система дополнена наружными пилонами. Перекрытия – монолитный железобетон переменной толщины (220–300 мм).
Лестницы – монолитный железобетон. Ограждающие конструкции корпусов А и Б – навесные вентилируемые панели, имитирующие натуральный камень. Корпус В будет иметь стеклянный фасад системы SCHUCO с отдельными каменными вкраплениями в зоне блока Б.

Общая композиция жилого комплекса достаточно традиционна. Сочетание двух высотных
объемов, объединенных горизонтальным блоком средней этажности, – архитектурная классика. Новаторским здесь является пластическое решение двух основных высотных корпусов, существенно влияющее на степень конструктивной сложности здания.

Каждый корпус имеет свое пространственное развитие. Так, корпус А представляет собой
многогранную башню, две стены которой параллельны, а торцы меняют конфигурацию по мере повышения этажности от скошенных под разными углами до ломаных. В результате тело башни как бы «скручивается» вдоль вертикальной оси и возникает эффект «движущейся башни». Корпус В представляет собой протяженный объем с одной скошенной уступами плоскостью. Различия наблюдаются не только в объемном решении корпусов, но и в отделке фасадов. Корпус А облицуют светлым камнем, причем размеры оконных проемов увеличиваются с повышением высоты. В наружных стенах корпуса В использованы фасадные системы с заполнением из прозрачного, полупрозрачного и матового стекла.

Основные инженерные решения:
подключение внутренних инженерных систем от городских тепловых сетей через встроенный ЦТП. В жилых корпусах – система водяного отопления из посекционных двухтрубных стояков с искусственным побуждением и автоматизированными узлами управления. В качестве нагревательных приборов планируется использовать радиаторы GLOBAL STYLE.
В жилых корпусах установлены системы приточной и вытяжной вентиляции с механическим побуждением.

Для обеспечения в теплое время года в помещениях общественного назначения температуры воздуха не выше 25,3°С предусмотрена система холодоснабжения, состоящая из холодильной станции с установками типа RTUВ-220 фирмы TRANE и системы фанкойлов.
Источником водоснабжения служит сеть городского водопровода. Двойной ввод водопровода «Ду250» обеспечивают трубы шарикографитной структуры с внутренней цементацией. Необходимый напор воды обеспечат автоматические насосные установки GRUNDFOS.

Для рационального распределения электроэнергии установлено вводно-распределительные устройства фирмы SCHNEIDER ELEKTRIK с фидерными автоматическими выключателями для отдельных зон.
В комплекс средств охраны входят системы охранной сигнализации, телевизионного видео- наблюдения, управления и контроля доступа, электропитания; средства сигнализации; кабельные сети и коммуникации. В качестве аппаратуры КТСО предусматривается использование интегрированного комплекса безопасности «Кодос» производства НПК «СоюзСпецАвтоматика». В качестве приемной станции пожарной сигнализации использована швейцарская адресно-аналоговая модульная система SecuriPro FITTICH.

2. Жилой комплекс «Аэробус»

Жилой комплекс «Аэробус». Высотные здания России

Жилой комплекс «Аэробус»
Расположение: Москва, СВАО, Кочновский пр-д, вл. 4
Программа: жилье – 291 190 кв. м, нежилые помещения – 35 960 кв. м, помещения общего назначения – 8220 кв. м
Заказчик, девелопер: холдинг «Капитал Груп»
Архитектура: ТПО «Резерв». В. Плоткин (руководитель), С. Гусарев, С. Успенский, Е. Кузнецова, А. Бутусов
Строительная компания: ANT YAPI (Турция)
Проектирование: 2004 г.
Строительство: 2004–2008 гг.
Площадь застройки, кв. м: 39 550
Общая площадь участка, га: 4,6
Общая площадь здания, кв. м: 423 830
Этажность: 31
Максимальная высота, м: 123,7
Основные конструктивные решения: монолитная железобетонная плита на естественном или свайном основании. Каркас, перекрытия, лестницы – монолитный железобетон
Основные инженерные решения: тепло- и энергообеспечение от городских сетей через собственный тепловой пункт. Система вентиляции: жилье – естественная, приточно-вытяжная с механическим побуждением; офисы – механическая приточно-вытяжная. Комплекс оборудован комплексной автоматической системой безопасности, системами «умный дом». Лифты в высотном здании – скоростные пассажирские и грузопассажирские LG с доступом пассажирского лифта в подземный паркинг

Жилой комплекс «Аэробус». Высотные здания России

Жилой комплекс представляет собой два Г-образных корпуса повышенной этажности. Этот проект с самого начала привлек к себе повышенное внимание, поскольку сооружение абсолютно не соответствует российским представлениям о высотных зданиях. Привычная уступчатая композиция сталинских высоток здесь была отвергнута в принципе. Декларированное застройщиком стремление к современным стандартам западного жилья было оформлено в решениях, напоминающих скорее современные образцы новых кварталов Шанхая или Пекина. Простая геометрия корпусов и точное, пропорциональное членение фасадов – все это должно компенсировать отказ от исторических аллюзий и привлечь современно мыслящих покупателей.

3. Жилой комплекс «Дом в Сокольниках»

Дом в Сокольниках. Высотные здания России

Дом в Сокольниках. Высотные здания России

Расположение: Москва, ВАО, Русаковская ул., вл. 37–39
Программа: жилье (446 квартир) – 54 300 кв. м, автостоянка – подземная, четырехуровневая, 684 машиноместа
Заказчик, девелопер: ЗАО «ДОН-Строй Инвест»
Архитектура: АПБ «ТРОМОС»
Генеральный подрядчик: ООО «Строительный трест «ДОН-Строй»
Проектирование: 2002–2004 гг.
Строительство: 2003–2006 гг.
Площадь застройки, кв. м: 10 790
Общая площадь участка, га: 1,2
Общая площадь здания, кв. м: 136 353
Этажность: 20–37
Максимальная высота, м: 181,8
Основные конструктивные решения:
монолитно-железобетонный каркас, наружные и внутренние стены – кирпич; отделка фасада – светлый натуральный камень, керамическая плитка, системы полуструктурного остекления
Основные инженерные решения: лифтовое оборудование SIGMA LG Elevators, изготовленное по индивидуальному заказу. Приточно-вытяжная вентиляция WOLF. Кондиционирование TRANE. Автоматическая система пожаротушения SECURITON. Собственный центральный тепловой пункт (ЦТП) с автономной системой отопления SWEP. Система резервного водоснабжения с насосами LAVARA, повышающими
давление.

Концепция жилого комплекса ориентирована на современные технологии, поэтому хай-тек предопределил не только выбор инженерных решений и отделочных материалов, но и образный строй здания. Протяженный корпус образует в плане линию, слегка закрученную по спирали. Такая конфигурация естественным образом продолжается в нарастании высоты здания к последней секции, увенчанной шпилем и завершающей общую композицию. Вертикальные членения фасада усиливают общую устремленность вверх. В таком экспрессивном решении усматриваются аналогии с современными высотными зданиями, возведенными в арабских странах, и советскими постройками периода активного покорения космоса.

4. Многоэтажный жилой комплекс «Наутилус» (проект)

ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС «НАУТИЛУС». Высотные здания России
Расположение: Санкт-Петербург, Приморский административный р-н, кв. 66А-1
Программа: жилье (273 квартиры) – 21 858,5 кв. м, помещения общественного назначения –1282,3 кв. м, автостоянка – 2114 кв. м, 56 машиномест
Заказчик, инвестор: ЗАО «Петербургстрой-Сканска»
Застройщик: ОАО «Западный скоростной диаметр»
Архитектура: ЗАО «БАНЕТ», архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья». С. Падалко, А. Виноградов, О. Шурупова при участии И. Мусанова
Конструкторы: ТОО «ПВП «Регард». Руководитель В. Купер
Инженерные системы: Ebert International GmbH (Германия)
Строительная компания: выбор – по результатам тендера
Проектирование: 2002–2005 гг.
Начало строительства: первая очередь – 2006 г.
Площадь застройки, кв. м: 3852,3
Общая площадь участка, га: 0,49
Общая площадь здания, кв. м: 25 254,8
Этажность первой очереди: 30–26
Максимальная высота, м: 99,7
Конструктивные решения: несущие монолитные железобетонные поперечные стены и безбалочные монолитные перекрытия.
Ограждающие конструкции – самонесущие стены из газобетона с облицовкой декоративным бетонным камнем «сплиттер». Фундамент – ростверко-свайный. Конструктивная схема заглубленной автомобильной стоянки – система жестко закрепленных в ростверк консольных вертикальных колонн с безбалочным монолитным железобетонным перекрытием

Комплекс расположен на берегу Финского залива и представляет собой скомпонованные вокруг овального внутреннего пространства дугообразные корпуса, объединенные стилобатной частью. В ней находятся общественные помещения, ориентированные вовне, и автостоянка. Высота здания нарастает по мере удаления от береговой линии – это обеспечивает вид на акваторию из окна любого жилого помещения обоих корпу-сов. Перепад высот между самой высокой отметкой первой очереди комплекса и самой низкой отметкой второй очереди составляет 24 этажа. Отдельные блоки периметральной застройки, расположенные по линии овала, разделены интервалами, обеспечивающими визуальную связь между внутренним пространством комплекса и его окружением. Эти разрывы также помогают снизить ветровую нагрузку на фасады.
Отделка фасадов решена на контрасте крупных вертикальных членений, образованных чередованием витражных конструкций и глухих участков стен, облицованных декоративным камнем, с горизонтальными поясами, разделяющими фасады через каждые шесть этажей.

5. Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой

Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой. Высотные здания России

Расположение: Москва, СВАО, Сельскохозяйственная ул., вл. 16, корп. 1
Программа: жилье – 18 338 кв. м, автостоянка – 4750 кв. м, 154 машиноместа
Инвестор: ООО «ИПН «Столица»
Заказчик: ООО «НК «Инжиниринг»
Архитектура: «Мастерская архитектора Бавыкина». А. Бавыкин (руководитель), М. Марек,
Л. Збарская, И. Ситаева
Конструкторы: ОАО «АрхИн». Л. Чертков, В. Федорова
Строительная компания: «Моспромстрой-Опалубка»
Проектирование: 2003–2005 гг.
Площадь застройки, га: 0,095
Общая площадь участка, га: 0,47
Общая площадь здания, кв. м: 26 650
Этажность: 35
Максимальная высота, м: 123,7
Основные конструктивные решения: поперечные несущие монолитные стены, монолитные лифтовые шахты и перекрытия.

Традиционная схема высотного здания в виде простого параллелепипеда только на первый взгляд кажется малоинтересной. Отсутствие эффектных внешних приемов смещает акцент на пропорциональное решение основного объема и оригинальную отделку фасадов.
Соотношение ширины дома и его высоты найдено здесь очень точно. Здание при средней высоте имеет традиционную для классических небоскребов легкость и устремленность вверх.
Использование внутренних несущих монолитных стен позволило добиться необходимой жесткости конструкции. Лаконичное архитектурное решение за счет правильно найденных пропорций и комбинации различных приемов отделки фасада (стеклянных витражей, стен, облицованных навесными панелями) делает этот проект актуальным, особенно учитывая планы массовой застройки отдаленных районов Москвы зданиями повышенной этажности.

6. Общественно-жилой комплекс c подземной автостоянкой

Общественно-жилой комплекс c подземной автостоянкой. Высотные здания России

Расположение: Москва, р-н Тропарево-Никулино, Вернадского пр-т, вл. 78, корп. 3А, Б, В
(2-й участок)
Программа: торговые площади – 15 217 кв. м, офисы – 4086,1 кв. м, общественная зона (в том числе мультиплекс) – 13701,1 кв. м, технические помещения – 3275,5 кв. м, жилье (538 квартир) – 58 836,3 кв. м, автостоянка – подземная, 12 082,7 кв. м, 1361 машиноместо
Заказчик, застройщик: ЗАО «УКС», ОАО «Москапстрой»
Архитектура: ООО «НАТАЛ». С. Ткаченко (руководитель), А. Орлов, Ю. Рыжкова, А. Николаев, Р. Керимов, И. Травкин, Е. Орлова, М. Орлов (ГИП); авторы предпроектных проработок – К. Шехоян, М. Чемерис, Н. Захарова, А Конюхов
Конструктор: А. Беляев
Строительная компания: ЗАО «УКС»
Проектирование: 2005–2006 гг.
Строительство: 2006–2012 гг.
Площадь застройки, кв. м: 13 500
Общая площадь участка, га: 3,3
Общая площадь здания, кв. м: 170 417,4
Этажность: 3–25–25–32
Максимальная высота, м: 120,65
Конструктивные решения: подземная и стилобатная часть – железобетонные колонны с
шагом 8,5х8,5 м. Конструктивная система жилых домов – комбинированная (монолитные железобетонные ядра жесткости в сочетании с внутренними несущими стенами). Ограждающие конструкции – эффективная стена с облицовкой.

Юго-запад Москвы в последние несколько десятилетий застраивается настолько активно, что стал своего рода полигоном для апробации новых решений жилых зданий с возрастающим количеством этажей. В планировочную структуру включаются многофункциональные комплексы, чаще всего располагающиеся в цокольной части.

Такой вариант позволяет максимально использовать площадь участка под застройку, комбинируя несколько подземных (чаще всего отданных под паркинги) уровней с надземной частью, в которой создаются торговые, культурные и офисные зоны. Жители комплекса попадают в свои дома, либо поднявшись на лифте из подземной парковки, либо с крыши стилобата, на которой расположены рекреационные пространства, подъездные пути, гостевые парковки. Что касается конструкции, в таких жилых комплексах применяются традиционные, проверенные схемы с центральными ядрами жесткости в башнях и сеткой колонн в качестве основы для более-менее свободной планировки в уровнях стилобата. Представленное архитектурное решение интересно использованием на верхних этажах внешней каркасной структуры, компенсирующей своими ажурными колоннами и балками поярусно сокращающийся объем здания. Ее назначение – визуально сделать верхнюю часть здания более легкой.

7.  Жилой комплекс «Волжские паруса»

Жилой комплекс «Волжские паруса». Высотные здания России

Расположение: Волгоград, Ворошиловский р-н, Калинина ул.
Программа: общественная зона (включая магазин, кафе, фитнес-центр, бассейн) – 744,1 кв. м, офисы и апарт-отель – 2091,1 кв. м, жилье (262 квартиры) – 26 559,3 кв. м, автостоянка – подземная, 29 65,8 кв. м, 56 машиномест
Заказчик, девелопер: ООО «Амоко Групп»
Архитектура: автор архитектурной концепции – В. Кубасов, генеральный проектировщик
– ООО «Универсалпроект». Э. Бондаренко (директор), А. Бурлай (ГАП), Л. Шмагина (ГИП),
М. Середина, М. Норкин, А. Вязьмин, В. Кудрявцев, А. Батищев, В. Тамаров, Н. Краснова,
Н. Муравьев
Конструкторы: главный конструктор – З. Шафиков
Генеральный подрядчик: ООО «Колумбус»
Проектирование: 2004–2006 гг.
Строительство: 2004–2007 гг.
Площадь застройки, кв. м: 6856
Общая площадь здания, кв. м: 51 479
Этажность: 27–32
Максимальная высота, м: 118
Конструктивные решения: монолитный железобетонный каркас. Лестницы – монолитные железобетонные. Наружные стены – кирпичные с утеплителем и вентилируемыми фасадами. Конструкции «парусов» представляют собой изогнутые вертикальные металлические фермы.
Фундаменты блоков А и Б и стилобатной части – свайные с монолитными железобетонными ростверками. Фундамент автостоянки – монолитная железобетонная плита с опорой на грунт

Основные инженерные решения:
Источник теплоснабжения здания – пристроенная котельная. Система отопления жилой
части здания – поквартирная, двухзонная c приборами учета тепла. В жилой части предусмотрена естественная вытяжная вентиляция с крышными вентиляторами, работающими в летний период для предотвращения опрокидывания тяги. В общественном блоке предусмотрена механическая приточно-вытяжная вентиляция, совмещенная с кондиционированием. Приточное оборудование – центральные кондиционеры.

Система противопожарного водопровода двухзонная: с 1-го по 10-й этажи используется давление городской сети водопровода, а для верхних этажей напор воды обеспечат специальные насосы.
Электроэнергией жилой комплекс будет обеспечен с помощью собственной трансформаторной подстанции (напряжение – 0,4 кВ).

Расположение комплекса на берегу Волги и характерное название предопределили архитектурное решение проекта. Два корпуса, не сильно различающихся по высоте, своими силуэтами напоминают паруса: торцевые стены зданий имеют слегка выгнутые грани, а плоскости фасадов, выходящие в сторону реки, несколько заглублены и представляют собой чередование больших и малых полукруглых эркеров. Окна во всю их ширину сменяются сплошным остеклением на верхних этажах, где находятся двухсветные квартиры. Из интересных моментов можно отметить также нетрадиционно решенный мост-связку между корпусами, где устроен зимний сад. Этот элемент не несет конструктивной нагрузки, а играет исключительно композиционную роль. Конструктивная схема комплекса, сочетающая внутренние несущие стены с колоннами, позволила сделать большинство квартир со свободной планировкой.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал