Ворота Запада, арх. Ээро Сааринен (Сент-Луис, Миссури, США)

Ворота Запада, арх. Ээро Сааринен (Сент-Луис, Миссури, США)

Когда Ээро Сааринен (1910-1961) принял решение участвовать в конкурсе на лучший проект Ворот Запада в 1947 году, в его послужном списке не было крупных сооружений. Ранее он сотрудничал со своим отцом, архитектором Элиэлем Саариненом, и вместе они одержали победу в конкурсе 1945 года на сооружение Технического центра General Motors (1956) в Уоррене, Мичиган.

Ворота Запада стали первым крупным проектом Ээро. Ворота Запада в Сент-Луисе, Миссури, или Мемориал национальной экспансии им. Джефферсона, спроектирован в 1947, тогда как строительные работы завершились лишь в 1965.

Этот проект стал одновременно началом и кульминацией карьеры архитектора. Арка – символ западной экспансии американской нации, олицетворение духа первопроходцев и одновременно абстрактный космический образ. Идея возведения мемориала зародилась в 1930-е в период Великой депрессии в рамках городской реконструкции прибрежной территории. Ее озвучили гражданские активисты Сент-Луиса и члены федерального правительства.

По указу президента в 1935 году территория площадью 37 га была очищена от трущоб, однако старинное здание суда (1861) и собор (1834) были сохранены. Местные жители собрали средства на проведение архитектурного конкурса в 1947 году, и из 172 проектов была выбрана перевернутая цепная линия Сааринена. Из-за финансовых проблем проект был завершен лишь в 1965 году, а открытие состоялось в 1967. В 1987 году Воротам был присвоен статус объекта Государственного исторического наследия.

Сааринен признавался, что хотел «создать монумент, который будет играть значимую роль, став символом своего времени”… Ни обелиск, ни прямоугольный блок, ни купол не были бы здесь уместны. Здесь, на берегу реки Миссисипи, огромная арка смотрится наиболее логично». Сааринен считал арку идеальной архитектурной формой, полной символизма. Судьи на конкурсе оценили дизайн, поскольку арка обрамляла купол исторического здания суда и собора.

Эти абстрактные монументальные структуры, построенные в период Холодной войны (1948-1989), послужили модернистским ответом Запада Советскому Союзу и его многочисленным крупномасштабным монументам.

Арка, облицованная нержавеющей сталью, – самый высокий монумент в США (192 м). Канатная линия по обе стороны имеет восемь овальных кабин, вмещающих по пять пассажиров. Кабинки отходят каждые четыре минуты, поднимаясь на смотровую площадку.

Несмотря на угрозу штрафов и отзыв летного свидетельства, 10 пилотов пролетели на небольших аэропланах сквозь арку в 1966 году.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

девять − 1 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>