Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Военно-исторический музей в бундесвере (арх. Даниэль Либескинд)

Военно-исторический музей в бундесвере (арх. Даниэль Либескинд) Здания культурно-просветительных и зрелищных учреждений

Целью атаки является нанести удар противнику там. где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС.

Меморандум Королевских ВВС, 13 февраля 1945 г.

Если где-то и следовало создать Военно-исторический музей бундесвера (вооруженных сил), то именно в Дрездене. Потому что именно он хранит воспоминания не просто о фашизме, о Третьем рейхе, но и историю одного из самых хладнокровных политических решений, принятых во время Второй мировой войны, историю одного из самых ужасающих ее эпизодов, когда буквально за несколько дней в результате авианалетов один из красивейших городов Германии был превращен в руины, похоронившие под собой, по приблизительным подсчетам, 135 000 мирных жителей.

Символично, что главной темой центральной экспозиции Военно-исторического музея стала даже не война, а, скорее, человек на войне, независимо от эпохи, времени и границ. «Этот проект не о вооружении и ракетах. Он о людях и их решениях, о том, как они видят этот мир», — говорит Даниэль Либескинд, чей проект начало работ по расширению расширения музея победил в конкурсе в 2001 году.

Вид на музей с высоты птичьего полета

Первоначально коллекция музея размещалась в здании арсенала, построенном в конце XIX века. С объединением Германии, в 1990 году, музей переходит в ведомство министерства обороны и получает новое название — Военно-исторический музей бундесвера Германии.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Когда Даниэль Либескинд взялся за расширение выставочных помещений в здании арсенала, построенном в 1877 году в стиле неоклассицизма, было очевидно (учитывая все более ранние его проекты и постройки), что архитектор не пойдет по пути гармоничного дополнения, мимикрирования под исторический объект. Адепт выразительных архитектурных форм, рассказывающих историю мировых событий или народов (как в случае с Еврейским музеем в Берлине), Либескинд через свои проекты исследует огромное количество социальных, философских и политических вопросов. Поэтому конструкцию пристройки в виде клина следует рассматривать не только с точки зрения архитектурной формы, но в первую очередь — с точки зрения осмысленности каждого отдельного элемента и их совокупности.

Формальная организация классического фасада, построенного по принципам строгой симметрии и гармонии в пропорциях, нарушается пятиэтажным 140-тонным клином из стекла, металла и бетона, что создает драматический образ, призывающий к размышлениям. Структура клина с игрой света и теней символизирует военную историю Германии с ее контрастами. Как архитектурная концепция, так и экспозиция музея предполагают разностороннюю интерпретацию и переосмысление привычного зрительного восприятия. В верхней части клина находится смотровая площадка, с которой открывается красивый вид на Дрезден.

Макет музея

Открытость и прозрачность новой структуры контрастирует с глухим фасадом и жесткостью старого здания арсенала. Можно интерпретировать это противопоставление с политической точки зрения, как бы противопоставляя авторитарное (тоталитарное) военное прошлое мирному демократическому настоящему (игра с «прозрачной демократией» — это, скорее, влияние американского менталитета автора).

Проект вызвал множество споров, так как с архитектурной точки зрения такой «разрыв» материи выглядит очень неестественно, словно фрагмент из другой реальности, прорвавшийся сквозь пространство и время. С другой стороны, перед нами невероятно изящный подход к философской постановке вопроса о роли войны в истории и роли человека на войне.

Исторический фасад с лепниной в зоне врезающегося клина был сохранен, но внутренние помещения — залы со сводчатыми потолками на первом этаже и колонные залы на двух верхних этажах — полностью изменились благодаря новаторским пространственным решениям Либескинда. Выставочные площади новой структуры от исторической части музея отделяют бетонные стены.

Фасад

С одной стороны, этот проект Либескинда очень логично укладывается в эволюцию его творческой манеры. В принципах организации композиции фасадов и организации внутренних пространств у проекта дрезденского Военно-исторического музея можно найти много общего с предшественниками — проектам/ мастера в Берлине, Денвере, Торонто, Манчестере, Копенгагене. С другой стороны, дрезденский музей совершенно уникален как с архитектурной точки зрения (оригинальность конструкции клина с сильно выступающей верхней частью), так и с психологической (он непосредственно связан с местом трагических событий и является своего рода историческим монументом).

Даниэль Либескинд в своих интервью говорит, что его проект дает возможность посетителям задаться вопросами: почему люди участвуют в организации насилия? что привлекает их в тоталитарных идеях? что ими движет? Потому что война и катастрофы — порождение не оружия, но людей, которые создают оружие и отправляют целые армии других людей, каким-то образом убеждая их это оружие использовать. Таким образом, проект архитектора уже не столько об истории сколько о настоящем и повседневном, так как может помочь увидеть и предотвратить насилие сегодня. Хотя конечно же, многие вопросы, поставленные в экспозиции, так и останутся без ответа.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал