Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Виллы в Праге (арх. А. Лоос)

Виллы в Праге (арх. А. Лоос) Архитектура

Пражский дом инженера-строителя Франтишека Мюллера и его жены Милады (1928–1930) — бесспорный шедевр и вершина творчества Лооса. Несмотря на столь позднюю дату постройки виллы, мастер остается верен собственному стилю без оглядки на архитектурную практику европейских и американских коллег. Однако отсутствие новых строительных материалов и технологий нисколько не умаляет достоинства потрясающего здания, где «RAUMPLAN» Лооса уже не просто совершенен, а поистине гениален.

Экстерьером и планировочным решением пражская вилла Мюллера близка дому Моллера в Вене, но, по утверждению зодчего, «пространственное взаимодействие и жесткую пространственную экономию мне лучше всего удалось реализовать в доме Мюллера».

Вилла Мюллера. Вид на западный и северный фасады
Вилла Мюллера. Вид на западный и северный фасады

В связи с ухудшением здоровья мастера в разработке проекта и контроле за его осуществлением также принимал участие чешский архитектор Карел Лгота.

Вилла расположена на холме в западной части пригорода Праги. Идея возведения в этом месте огромной и многоэтажной виллы встречает активное сопротивление местных жителей и муниципальных властей. И только благодаря связям Мюллера в сфере строительного бизнеса, а также оригинальной конструкции здания находчивый Лоос обходит законодательство, и проект принимают без существенных изменений.

Северный фасад виллы обращен к Пражскому граду, а с юга и юговостока ее территория примыкает к участкам небольших частных домов. От северного входа во владение по склону спускаются зеленые террасы, а к главному южному входу с улицы ведут калитка и ворота для въезда в гараж. Здание максимально смещено к западной границе участка, что позволило обустроить с востока приватную садовую зону. Западный фасад, примыкая к кирпичной ограде, ориентирован на публичное пространство. Параллельно со строительством виллы за оградой проложили широкую лестницу в несколько маршей для общественного прохода.

Вилла Мюллера
Вилла Мюллера

Композиция здания выстроена на резких контрастах объемов и плоскостей, чей ступенчатый силуэт зрительно и конструктивно подчинен особенности рельефа. Фактически это два сдвинутых куба размерами 12×12×12, выравненных по северо-восточной оси. Смещение одного из них по горизонтали в северо-восточном направлении составляет 5,5 м, а по вертикали — четверть своего размера. Геометрия фасадных плоскостей направлена у Лооса на то, чтобы через воспроизведение большего в меньшем добиться целостности восприятия постройки.

Плоскость северного фасада представляет собой почти квадрат. Над тремя прямоугольными окнами нависает балкон, а с земли к северному фасаду примыкает высокая терраса с тем же соотношением сторон, что и у балкона. Тождество пропорций устанавливает визуальную связь этих форм и позволяет террасе охватить в ширину большую часть фасадной плоскости.

Фрагмент южного фасада

Южный фасад на первый взгляд кажется абсолютно симметричным. Ось симметрии подчеркивают два небольших вертикальных окна над центральным горизонтальным проемом южного входа виллы. Но далее идеальную симметрию разрушает отсутствие парного окна в правом верхнем углу фасада. Выбирая между принципами соблюдения строгой симметрии и конфигурацией, где каждой детской комнате предназначено только одно окно, Лоос выбирает второе. В противном случае наличие двух окон изменило бы статус персональной комнаты, нарушив строгую иерархию, при которой несколько оконных проемов могли иметь лишь общие для всей семьи помещения.

Восточный фасад виллы Мюллера наиболее репрезентативен, а потому вполне может считаться главным. Он обращен к открытому пространству газона и доступен для обзора на расстоянии с любого угла. Аналогично венскому дому Моллера из куба выдвинут объем столовой, образуя на фасадной плоскости прямоугольный в плане эркер с «лежачим» окном. Над эркером устроена терраса, тонко согласованная с балконом северного фасада через геометрию форм и продублированный размер окон-дверей. Эркер как композиционная доминанта в какой-то мере является таковой и для внутреннего пространства дома.

Вынос части площади столовой в единственную приватную зону приусадебного участка однозначно указывает на предельную степень важности функции этого помещения как центра дома. Однако количество окон и размер расположенного рядом Большого салона наглядно утверждают его приоритет.

Фрагмент крыши-террасы
Фрагмент крыши-террасы

Площади помещений и оконных проемов виллы Мюллера строго подчинены функции. Общие комнаты, Большой салон, столовая и спальня имеют самые крупные окна. Интересно, что наиболее интимному помещению — спальне хозяев — Лоос таким образом отводит репрезентативную роль. Проходные помещения — будуар, библиотека и комната для гостей — наделены проемами средних размеров. Смежные компартименты — туалетные, ванные и кладовые — располагают маленькими окнами. Исключением становятся две гардеробные и кухня, где эти соответствия явно нарушены.

 

На вилле Мюллера зодчий разрабатывает сложную схему прохода к помещениям, накладывая друг на друга две лестничные системы. Отнесенная к южному фасаду сквозная лестница непрерывно соединяет все этажи от подвала до крыши-террасы, а каскадные спуски и подъемы, согласно пространственному плану, обеспечивают доступ на каждый уровень разновысотных комнат. Лоос соединяет марши вертикальной лестницы путем продления ее отдельных участков вглубь здания с последующим их разворотом в обратную сторону на разных уровнях и этажах. Это способствует быстрому передвижению по дому в любом направлении, без возвращения на центральную лестницу, а главное, создает ощущение необычного и очень уютного пространства.

Обязательная для Лооса крыша-терраса с запада и востока обрамлена высоким парапетом, имеющим с восточной стороны вырез в виде прямоугольного оконного проема. Такое оригинальное решение не только обусловлено стилистикой постройки, но и функционально оправданно. Это позволяет максимально расширить обзор непосредственно с крыши и из выходящих на нее комнат, а также повысить степень освещенности помещений и угловой зоны террасы. Прерывая парапеты, зодчий оставляет одну треть террасы открытой. Помимо практических соображений он визуально указывает на ее принадлежность, скорее, южному фасаду, нежели северному. Подтверждением тому служит и внутренняя организация подъема на крышу, возможного только по конечному отрезку сквозной лестницы южного фасада, тогда как доступ к комнатам на всех этажах имеет и альтернативный путь ближе к северной части дома.

Фрагмент сквозной центральной лестницы

Изумительные интерьеры виллы Мюллера признаны настоящим произведением искусства. Потрясенный фантастическим дизайном внутренних пространств и современностью архитектуры этого здания известный чешский адвокат обратился к Лоосу с заказом на аналогичный проект, благодаря чему в Праге появляется вилла Иосифа Винтернитца (1932). Разумеется, зодчий не собирался возводить копию виллы Мюллера, и потому вилла Винтернитца становится лишь аллюзией к ней. Сравнивая эти постройки, нетрудно заметить, что за счет трехступенчатого абриса компактных объемов и значительного количества застекленных проемов на фоне небольших фасадных плоскостей вилла Винтернитца выглядит менее тяжеловесно. Тонкие металлические перила ограждения двух нижних террас и гармоничное завершение верхней части постройки добавляют ей изящества.

Судьба двух пражских вилл и их хозяев во многом схожа. Франтишек Мюллер погиб в котельной собственного дома при невыясненных обстоятельствах, а Иосиф Винтернитц закончил свою жизнь в концлагере. После Второй мировой войны виллы на долгие годы заняли коммунисты, и только в начале 90-х годов двадцатого столетия по закону о реституции здания были возвращены наследникам. Дочь Франтишека и Милады Мюллер Ева Матернова в 1995 году продает дом муниципалитету Праги, и после длительной реставрации его открывают как музей. Вилла Иосифа Винтернитца по сей день принадлежит частным владельцам.

Среди всех построек Лооса дух модернизма зримо присутствует в эстетике вилл Мюллера и Винтернитца, но в общеевропейском контексте развития архитектуры этого времени зодчий упорно игнорирует современные тенденции и в конструктивном, и в художественном аспектах. Он принципиально отказывается от использования стального или железобетонного каркаса, что исключает работу с крупномасштабной формой на базе конструктивных каркасных элементов, проектирование большепролетных перекрытий и объемного ленточного остекления. Лоос по-прежнему не стремится к «дематериализации» стены и графичности фасадов, а, скорее, выявляет массу статичных объемов.

Взывая к чистоте поверхностей, он фактически нисколько не дистанцирован от мастеров эклектики, старательно украшавших эти же плоскости. Очищая здания от архаичного и кичливого декора, он наделяет определенной семантикой лишь тонкую оболочку. Притом подчеркнутая геометризация архитектурных форм, апология простоты, пуризм, ориентир на функцию помещений и их рациональное использование сближают последние работы мастера с творчеством функционалистов 1920-х годов. По признанию Ле Корбюзье, с появлением Адольфа Лооса «… закончился сентиментальный период… Лоос вычистил под нашими ногами почву, и это было генеральной чисткой — тщательной и философски логичной».

Архитектурные и конструктивные особенности Виллы Мюллера:

  • Неглубокий вырез угла по всей вертикали — оригинальная деталь южного фасада.
  • Отсутствие одного окна нарушает симметрию южного фасада.
  • Вилла Мюллера имеет соотношение сторон 3:2.
  • Вилла имеет два противоположных входа — южный и северный.
  • Вырез прямоугольника из плоскости парапета имитирует «лежачее» панорамное окно без остекления.
  • С крыши-террасы открывается потрясающий вид на Пражский град.
  • Восточный фасад, обращенный к приватной садовой зоне, Лоос проектирует как наиболее репрезентативный, наделив эту плоскость самыми эффектными элементами.
  • Размер дверей-окон террасы восточного фасада аналогичен размеру проема для выхода на балкон с северной стороны виллы.
  • Лоос трансформирует массивную коробку, вырезая или выдвигая из нее объемные части.
Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал