Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Вилла «Великая бамбуковая стена» (арх. Кэнго Кума)

Вилла «Великая бамбуковая стена» (арх. Кэнго Кума) Архитектура

На рубеже XX–XXI веков в Китае начал разрабатываться один из самых масштабных экологических проектов в современном градостроительстве. По месту расположения он получил название «Коммуна великой стены». Участок под возведение «Коммуны» выбрали на северо-западе от Пекина, вблизи Бадалингских ворот Великой китайской стены.

На площади 8000 м² был запланирован комплекс из одиннадцати вилл, проекты которых разработали лучшие архитекторы Восточной Азии, такие как К. Кума, С. Бан, Юн Хо Чанг, Г. Чанг и другие. Двенадцатая постройка комплекса — центр общины — спроектирована южнокорейским архитектором Сын Хё Санем.

Фрагмент виллы
Фрагмент виллы

Строительство закончилось в 2002 году, когда поселок превратился в великолепный музей современной архитектуры под открытым небом. Тогда же «Коммуна великой стены» получила премию на Архитектурной биеннале в Венеции.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Основная концепция создания архитектурного ансамбля вилл подразумевала максимальное сохранение окружающей природы и оригинальных географических особенностей участка, а также использование местных строительных материалов. Эта идея вторит идеологии возведения Великой китайской стены.

Вилла, сооруженная по проекту Кумы, получила название «Великая бамбуковая стена», ведь бамбук стал основным материалом, формирующим ее облик, аскетичный интерьер и незабываемую атмосферу. Архитектор при разработке проекта в первую очередь обратил внимание на необходимость сохранения сложного ландшафта отведенного под строительство участка.

Вид на галерею и крыло со спальными комнатами
Вид на галерею и крыло со спальными комнатами

В этом, безусловно, проявилось уважение мастера к исторически сложившимся в Китае традициям создавать прекрасные сады и парки на территориях со сложными, казалось бы, неподходящими для строительства неровностями. Не вмешиваясь в оригинальную топографию участка, Кума решил максимально использовать возвышенности в качестве средства художественной выразительности. Уклоны, перепады высоты и линия холма на горизонте — все включалось в сложную игру с архитектурой и зрителем. «Нам не хотелось врезаться в естественную линию горизонта, ее нужно было обязательно сохранить. Крыша небольшой виллы лишь добавила второй уровень природным линиям», — комментировал свой проект автор.

Следование общей для всего комплекса вилл идеологии, соответствующей созданию Великой китайской стены, Кума также переосмыслил: «Основной целью проекта было добиться схожего с Великой китайской стеной восприятия. Великая Китайская стена никогда не была объектом, изолированным от окружающей среды. Она тянется почти бесконечно волнистой линией вдоль горной гряды и при этом не выглядит чужеродно на фоне природного ландшафта.

Крыло, где расположена гостиная
Крыло, где расположена гостиная

В этом состояла и наша главная задача — использовать подход детерминированности архитектуры ландшафтом и природой. Однако в прошлом Великая Китайская стена служила для разделения культур. Наша же “Великая бамбуковая стена” не разъединяет, а объединяет». Спроектированная Кумой вилла с четко выраженным горизонтальным профилем своими линиями вторит Великой китайской стене.

При выборе архитектором строительного материала определяющими стали несколько факторов. Прежде всего, бамбук имеет огромное значение как для китайской, так и для японской культуры. История свидетельствует о том, что бамбук был привезен в Японию из Китая, и до сих пор он остается символом культурного обмена между двумя странами. Кроме того, бамбук — это священное растение, и, безусловно, Кума использовал его также и в качестве символического элемента. В буддизме бамбук олицетворяет силу и гибкость.

Считается, что он способствует восстановлению баланса энергий инь и ян. Из бамбука изготавливали инструменты для каллиграфического письма, поэтому он являлся священным растением для буддийских и даосских ученых и художников, они высоко ценили и его красоту. По представлениям китайцев, бамбук входит в число «четырех благородных» растений.

Вилла «Великая бамбуковая стена»
Вилла «Великая бамбуковая стена»

Выбранный материал также помог архитектору противопоставить мощи и масштабам Великой китайской стены камерный размер и кажущуюся хрупкость виллы. Великая Китайская стена воспринимается как символ разъединения Китая и всего остального мира. Выстроенная из твердого камня и кирпича, она осознавалась как неприступная твердыня. Тонкие стебли растения, расположенные вертикально на некотором расстоянии друг от друга, создают ощущение легкости конструкции, а способность бамбуковых стен пропускать ветер и солнечные лучи говорит об отсутствии преграды между природным окружением и интерьером. То есть, по замыслу архитектора, бамбуковая вилла должна стать символом объединения.

Стволы бамбука играют не только эстетическую, но и функциональную роль, не позволяя прямым солнечным лучам проникнуть в интерьер. В комнатах виллы царят пустота и мягкий рассеянный свет. Помещения дома, где нет ничего лишнего, обставлены с большим вкусом. В результате был создан микромир, располагающий к спокойствию, созерцанию и умиротворению.

Так как интерьер виллы полностью создан из бамбуковых стержней, остро встала проблема непрочности и недолговечности используемого материала. Она была решена архитектором просто и безапелляционно: каждый бамбуковый стебель заполнен армированным бетоном. После постройки виллы «Великая бамбуковая стена» этот проект Кума был использован заказчиком еще несколько раз для возведения на выделенной территории «Коммуны». Так поступили с каждым реализованным проектом всех приглашенных архитекторов. Домам с одним названием решили давать номера, которые увеличивались по мере удаления объекта от главного входа в «Коммуну». В результате появилось восемь вилл с названием «Великая бамбуковая стена».

В каждой вилле пространство выстроено схожим образом: одну половину дома занимают кухня, столовая и гостиная. Их интерьер оформлен в духе минимализма, но в то же время содержит все условия для комфортного проживания. В другой половине расположены гостевые комнаты-спальни, в которых нет ничего лишнего, из-за чего помещения выглядят гораздо просторнее, чем они есть на самом деле.

Две половины дома связывает веранда. Это самое притягательное пространство для гостей виллы и визитная карточка всего сооружения в целом. Несмотря на то что веранду часто называют «чайной комнатой», она создана значительно более просторной, чем это положено по канонам, устанавливающим ее неизменный размер в 4,5 татами, то есть 8 м². Площадь веранды на вилле Кумы даже несколько превышает 10 м².

Столовая
Столовая

Веранда располагается на квадратной в плане площадке. Ее пол и потолок полностью выложены стволами бамбука, а легкие, почти бестелесные стены представлены скорее полунамеком, так невесомый прозрачный балдахин покрывает роскошный восточный трон. В центре пустой веранды поставлен небольшой стеклянный стол, вокруг него — японские плоские подушки для сидения (дзабутоны). Как и в традиционном японском доме, веранда «Великой бамбуковой стены» предназначена для отдыха, общения за чашкой чая и любования красотами окружающей природы с ее сезонными изменениями.

Веранда приподнята над землей, согласуясь с традицией строительства японского дома. Вокруг нее устроен «сухой сад», воспринимаемый уже как один из национальных символов культуры. «Сухие сады» впервые появились в Японии на территории дзэнских храмов приблизительно в XIV веке и с тех пор получили большое распространение. Они создаются для медитации, размышлений, отстранения от мирской суеты. Поверхность такого сада из мелкой гальки символизирует океан, а необработанные камни на ней — острова. «Сухие сады», предназначенные для созерцания, помогают видеть красоту в обыденном, разглядеть изящество в простом.

Это небольшое пространство веранды, называемое «чайной комнатой», как и ее классический прототип, дарит чувство уединения. Наблюдая величественные горные хребты, которые, кажется, продолжаются бесконечно, и находясь среди природы, прекрасной в любое время года, человек имеет возможность заглянуть в себя и открыть путь к самопознанию.

Все виллы «Коммуны великой стены» предназначены для отдыха вдали от городской суеты, они предоставляют возможность человеку побыть в тишине, любуясь красотами природы. Антиурбанистическая философия, положенная в основу концепции комплекса, приобрела огромную популярность, а для многих стала стилем жизни.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Здание вписано в сложный ландшафт так, что будто растворяется в нем.
  • Все окна защищены бамбуковыми ставнями. Когда они закрываются, вилла становится похожа на прекрасный бамбуковый лес
  • Центральную часть виллы занимает веранда, названная «чайной комнатой».
  • Стеклянное здание выстроено на стальном каркасе и полностью облицовано стволами молодого бамбука.
  • Стволы бамбука играют не только эстетическую, но и функциональную роль, не позволяя прямым солнечным лучам проникать в интерьер.
  • Тонкие стебли бамбука, расположенные на определенном расстоянии друг от друга, пропускают в интерьер мягкий рассеянный свет.
  • Крыша благодаря большому выносу окутывает постройку тенью.
  • Восточное крыло здания одноэтажное, в то время как западное имеет 2 этажа.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал