Вилла Капра (Виченца, Италия)

Вилла Ротонда. Виченца

Основные факты:

  • ДАТА: 1566-1571 годы
  • СТИЛЬ: Итальянское Высокое Возрождение
  • МАТЕРИАЛЫ: Кирпич и штукатурка
  • АРХИТЕКТОР: Андреа Палладио
  • Вилла стала моделью для многих загородных особняков Англии и Америки XVII века

Из многих вилл, которые создал Андреа Палладио в период высокого Возрождения в Италии, самой известной и впечатляющей можно считать виллу Капра.

В 1566 году началось строительство этого дома для монсеньора Паоло Альмерико. Устав от папского двора Пия IV, Альмерико вернулся в Виченцу и попросил Палладио создать для него загородное имение.

Палладио творил в стиле классицизма, и вилла Капра – самое показательное его творение. Геометрические формы – квадраты, круги и прямоугольники – соединяются там точно по математическим формулам, о которых архитектор писал в своем труде 1850 года «Iquattro libri delV architettura» («Четыре книги об архитектуре»).

Вилла Капра

Вилла кубической формы увенчана куполом, главный зал в ней круглый, отсюда происходит второе ее название – вилла Ротонда. Вокруг зала со всех четырех сторон располагаются прямоугольные комнаты с портиками в виде лоджий.

Комната с видом

Вилла Капра создана как бельведер, как место, откуда открываются приятные виды. Ее построили на краю города, на холме у реки, окруженном виноградниками и фруктовыми садами. Из портиков и круглого центрального зала виден почти пасторальный пейзаж.

Портики поддерживают ионические колонны, от них вниз идут широкие лестницы, украшенные скульптурами Лоренцо Вичентино. Со всех сторон открывается восхитительный вид. Сама вилла симметрична, но на холме она стоит несимметрично, поэтому каждая лоджия выходит на свою часть пейзажа.

Палладио описал интерьер в своих Quattro libri: «Под полом [лоджий] и по бокам от зала находятся жилые комнаты с удобствами для семьи. Круглый зал в середине, свет в него попадает сверху…

Над [сводчатыми] большими комнатами есть место, где можно ходить вокруг зала, шириной в 15 с половиной футов [4,7 метра]». Вилла и сегодня такая же.

Но на плане виллы в Quattro libri купол над центральным залом изображен высоким, а крыша – крутой, тогда как в самом здании крыша четырехскатная, а купол невысокий.

Скорее всего, это работа помощника Палладио, Винченцо Скамоцци. Он достраивал виллу после смерти Палладио. Лантерна на куполе тоже появилась позже. Английский архитектор Иниго Джонс, большой поклонник работ Палладио, в 1614 году побывал на вилле.

Он заметил, что окулюс купола, или «открытый глаз» – круглое отверстие в центре купола, такое же, как в Пантеоне – смотрит прямо в небо, и прикрыт только сеткой, как Палладио и планировал. Зал, в 1581 году пышно украшенный лепниной и фресками работы Агостино Рубини, Руджиеро Баскапе и Доменико Фонтана, по проекту Палладио должен был быть спокойным и неярким.

Небольшая и прекрасная

Виллу Капра можно назвать великой, но она вовсе не большая. Построена она довольно просто, в основном из оштукатуренного кирпича. Камень использовался только для того, чтобы сделать основные украшения – например, по углам опорной конструкции, чтобы добиться четкой и резкой формы. Остальная опорная конструкция, опять же, строилась из оштукатуренного кирпича.

Вилла на холме повернута на 45 градусов к югу, и во все комнаты может попадать солнечный свет.

Вилла на холме повернута на 45 градусов к югу, и во все комнаты может попадать солнечный свет.

Но, несмотря на простую форму и материалы, вилла Капра получилась утонченной и классически гармоничной, она прекрасно сочетается с пейзажем вокруг. Поэтому ее копируют чаще, чем все остальные строения Палладио – эта модель снова и снова повторялась в больших особняках на природе, в Англии и Америке XVIII века.

КЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

Андреа Палладио (1 508—1 580) учился на каменщика’и скульптора, но стал первым профессиональным архитектором в западном мире – и единственным, в чью честь потомки назвали архитектурный подход и стиль.

Палладианизм основан на трех убеждениях: что желательно и возможно найти единый язык архитектурных форм, что корни этого языка надо искать в архитектуре Древнего Рима, и что, умело применяя эти принципы и формы, можно создать красоту. Красота, польза и долговечность были для Палладио основными ориентирами, и он создавал абсолютно симметричные и пропорциональные строения, наполненные светом и покоем.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

два × 5 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>