Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Veles e Vents (“Паруса и ветры”), Валенсия

Veles e Vents Архитектура

Построенное на очень простом приеме здание Veles e Vents («Паруса и ветры») признано лучшим среди построек водной тематики. Кроме того, оно стало одним из двух проектов Дэвида Чипперфильда, попавших в шорт-лист Премии Стирлинга за 2007 год. Всего список включал 6 номинантов. И хотя не оно принесло английскому зодчему первого его Стирлинга, сам автор считает его самым знаковым за всю историю собственного творчества.

объект: Veles e Vents
программа: павильон регаты на «Кубок Америки»
расположение: Валенсия, Испания
заказчик: Consorcio Valencia 2007
генеральный подрядчик: Ute Foredeck
архитектура: David Chipperfield Architects. Арх.: David Chipperfield, Marco de Battista, Mirja Giebler, Jochen Glemser, Regina Gruber, David Gutman, Melissa Johnston, Andrew Phillips
архитектурное сопровождение: b720 Arquitectos
конструкции: Boma (основное здание), Grupotec (подземный паркинг)
инженерия: Grupotec
фасады: Jansen, Isolar (светопрозрачные конструкции)
ландшафтный дизайн: Teresa Gali y Jordi Nebot, Wirtz International
архитектурный конкурс: 2005
проектирование: 2005
строительство: 2006
общая площадь здания, кв. м: 10 000
общая площадь парковки, кв. м: 15 000
общая площадь парка «Кубок Америки», кв. м: 100 000

Градостроительная справка

В регионе Валенсии проживает около 5 млн человек. Из них 800 тыс. – в самой Валенсии. У города большая история, что добавляет ему привлекательности в глазах туристов, которые могут тут не только насладиться морскими пляжами, но и изучить средневековую и ренессансную испанскую архитектуру. В последнее десятилетие к этим историческим достопримечательностям стали добавляться шедевры современной архитектуры. Много для этого сделал уроженец Валенсии Сантьяго Калатрава – здесь находится его сюрреалистичный «Город искусств и наук». Он же построил дворец искусств королевы Софии, а также спроектировал некоторые станции местного метрополитена и два моста. На сегодняшний день Валенсия – один из наиболее быстрорастущих европейских городов.

Не так давно здесь были обновлены аэропорт и железнодорожный вокзал. Последний теперь может принимать скоростные европейские поезда. Проведение регаты на «Кубок Америки», для которой построено здание, создало в городе 10 тысяч дополнительных рабочих мест и пополнило казну региона на рекордную сумму в $1,5 блн. Порт, в котором построено новое здание, расположен в южной части городской береговой линии. Надо сказать, что городу принадлежит более 400 км морского берега. На север от порта тянутся пляжи Malvarosa, вдоль которых, начиная с 2004 года, открывается все больше отелей. Рядом с зоной нового строительства есть станция метро, от которой можно добраться до аэропорта. За три года до строительства здания по проекту Дэвида Чипперфильда город объявил об амбициозном плане создания у себя лучшего порта Средиземноморья.

 

Veles e Vents («Паруса и ветры»), Валенсия

Описание объекта

В валенсийской копилке современной архитектуры прибавилось не только объектов, но и известных имен. Если почти все предыдущие постройки были связаны с именем уроженца Валенсии Сантьяго Калатравы, то теперь здесь есть здание и парк от Дэвида Чипперфильда.

Эти объекты были построены, чтобы принять 32-ю сессию одной из главнейших регат мира – «Кубка Америки». Любопытно, что кубок так назван не в честь континента, а по имени яхты, впервые его выигравшей. Впрочем, команда судна действительно была из Нью-Йорка, а победила она англичан. Случилось это около полутора веков назад, и с тех пор в ходе соревнований, проводимых раз в 4 года, а иногда реже, кубок ни разу не оказывался в Европе: в нем побеждали американцы, австралийцы, новозеландцы, но не европейцы.

История постройки началась в тот момент, когда предыдущих держателей кубка, новозеландцев, обошла команда из Швейцарии. По правилам Регаты, место проведения следующего состязания определяют победители, но соревнования обязательно должны проводиться в соленой воде. И по скольку в Швейцарии таковой в наличии нет, им пришлось совместно с устроителями провести тендер, в ходе которого право на прием регаты получила Валенсия.

На решение повлияла как благополучная экономическая обстановка, так и крайне благоприятные климатические условия – 90% солнечных дней в году, средняя годовая температура воздуха составляет +22 °C. Кроме того, важным фактором посчитали то, что именно здесь находится тренировочная база испанской команды, а всего в регионе зарегистрировано целых 38 яхт-клубов. Затем было еще одно состязание, архитектурное. И тут, обойдя 5 команд, включая студию Нувеля, FOA и GMP, приз взяло бюро Дэвида Чипперфильда.

 

Архитекторы предложили возвести четырехэтажное здание-трибуну, похожее на покосившуюся стопку разнокалиберных тарелок, съезжающих у официанта с подноса. При этом требующуюся парковку убрали под землю, разбив над ней парк со множеством тематических развлечений, детской площадкой и бетонным променадом-«хвостом». Конкурсный проект почти не претерпел изменений. Здание открыли через 11 месяцев после объявления результатов конкурса, 11 мая 2006 года, с тем, чтобы начать проведение отборочных соревнований кубка – в конечной гонке участвует лишь две яхты.

Начинать надо было срочно, поскольку после реформирования правил Регаты этапов стало больше. Это объясняется желанием организаторов привлечь большее количество фанатов. В связи с этим оказалась очень важна социальность чипперфильдовского проекта, который рассчитан не только на богатых яхтсменов, но и на простых туристов-зевак. Кстати, инициатива изначально исходила именно от архитекторов, которым не было выдано детализированное техническое задание. В результате проектировщики поделили здание по вертикали  на VIPи общественную зоны.

Первые два этажа доступны всем посетителям марины. Там организовано несколько баров, ориентированных на канал, сувенирные бутики, а также выставочное пространство с кубком Америки – старейшим спортивным трофеем в мире. Рядом выставлен и кубок Луи Вюиттона, являющийся призом на последнем этапе отборочных соревнований, предваряющих сражение за «Америку».

Верхние уровни отданы организаторам соревнований, представителям команд и прессе. Там есть собственный большой остекленный ресторан, комнаты отдыха, клубная комната, небольшой велнес-комплекс и даже солярий на крыше. Впрочем, в соответствии с концепцией проекта, все это внутреннее наполнение второстепенно. Главное – обширные открытые террасы, опоясавшие все этажи здания, кроме первого. Они занимают 60% площади здания и предназначены для того, чтобы многочисленные посетители могли наблюдать за соревнованиями. Именно тут кроется главное лукавство проекта.

Veles e Vents («Паруса и ветры»), Валенсия

Ведь яхты соревнуются в открытом море, а здание расположено даже не на специально вынесенном моле, а в глубине марины, и видны оттуда лишь небольшие точки парусов. Тому же, кто хочет увидеть все аспекты борьбы яхт, приходится смотреть на экраны или нанимать специальные лодки, подплывающие к границе зоны соревнования. Максимальный консольный вынос террас составляет 15 м. Они расположены так, чтобы обеспечивать затенение хотя бы части нижней террасы.

Плиты этажей нанизаны на четыре бетонных ствола-ноги. Два из них, расположенные по диагонали друг к другу, – большего размера и вмещают как внутренние лестницы, так и лифты. Два поменьше – лишь лестничные. При этом снаружи несущей кажется именно эта пара более тонких «ножек». Тут архитекторы  пошли уже на зрительный обман, отделав вертикали с лифтами стеклянными панелями, навешенными прямо на бетонные стены. В результате снаружи кажется, что там расположены обычные остекленные помещения.

Таким образом, в сочетании с наклоном лестничных стволов, оставшихся бетонными, авторы разрушают привычную тектонику здания и создают ощущение гораздо меньшей статичности конструкции, чем на самом деле. Будто бы оно покосилось от порыва ветра. Усиливают динамичность композиции и наклонные линии наружных лестниц, соединяющих деки открытых террас. А все вместе это выглядит как хитрый трубчатый механизм, в котором, убрав одно соединительное звено, рискуешь разрушить всю постройку. Одинаковая глянцевая отделка большей части наружных поверхностей белыми металлическими панелями заметно облегчает объем здания. На фоне моря оно уподобляется корабельным палубам, отражающим морские блики.

Вечером же эти белые плоскости оказываются идеальным экраном для лазерных проекций. Так что не удивляйтесь, обнаружив ночные снимки со зданием желтого или красного цвета. Внутри здания белый цвет также превалирует, даже специальное резиновое покрытие пола сделано белым. Впрочем, через сплошное остекление видны темные деки, отделанные бразильским деревом. Кроме того, дополнительные интерьерные акценты, позволяющие зонировать внутреннее пространство, созданы мебелью оранжевого и красного цветов.

Сейчас соревнования кубка уже завершены, и здание должно приобрести функцию обыкновенного развлекательного центра. Впрочем, у властей Валенсии в ближайших планах – строительство трека «Формулы-1» как раз вокруг новых марин. Так что деки вскорости снова станут трибунами.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал