Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Вальтер Гропиус — жизнь и творчество

Глобальные потрясения, которые принесла Вторая мировая война и которые до сих пор не до конца преодолены, создают огромный интерес к истории и искусству Третьего рейха, а также предшествующей эпохи — Германской империи и Веймарской республики. Немецкие нацисты считали себя творцами наиболее развитой цивилизации, в то время как их противники и тем более жертвы признавались носителями варварской и дегенеративной культуры, которая подлежала уничтожению. Среди представителей этого «враждебного» искусства нередко оказывались и сами немцы, как мы увидим.

Имя немецкого и американского архитектора рубежа XIX и XX веков Вальтера Гропиуса (нем. Walter Adolph Georg Gropius, 18 мая 1883, Берлин — 5 июля 1969, Бостон) стоит рядом с именами таких крупных фигур начала XX века, как Ван де Вельде, Мис ван дер Роэ, Герман Мутезиус, Ле Корбюзье.

С именем Гропиуса неизменно ассоциируется знаменитая немецкая школа «Баухауз», название которой закрепилось за многими организациями по всему миру. Со школой прежде всего связывают минималистичный архитектурный стиль, хотя история развития «Баухауза» значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. В длинной, насыщенной самыми невероятными поворотами жизни Вальтера Гропиуса «Баухауз» занял лишь период (с 1918 по 1926 год). Затем последовали американский этап, но основы творческого мышления всегда базировались на немецких истоках.

Рождение

Вальтер Адольф Георг Гропиус родился 18 мая 1883 года в Берлине и был третьим сыном в семье Вальтера Гропиуса, советника по вопросам строительства в Германской империи. Мать Манон Гропиус, урожденная Огюст Полин Шарнвебер, происходила из знатной семьи, во владения которой входило поместье недалеко от Берлина. По линии отца несколько поколений Гропиусов были связаны с искусством, хотя бы даже и косвенно. Вальтер Гропиус, наследник развитого и крепкого клана, с твердой опорой в искусстве, впитал потомственную тягу к архитектуре и с успехом ее реализовал, став одним из самых знаменитых зодчих начала и середины XX века.

В 1903 году Вальтер Гропиус поступил учиться на архитектора в Мюнхенскую гимназию. Проучившись в ней два года, он отправился в поездку по Испании, где особое внимание уделил каталонским памятникам и изучению керамического ремесла. Есть сведения, что несколько раз он лично встречался с Антонио Гауди.

В 1906-1907 годах Вальтер продолжил обучение в Высшей технической школе в Шарлоттенбурге, затем отразился в Берлин. С 1907 года Гропиус приступил к работе в мастерской Петера Беренса, где вместе с ним трудились и другие известные архитекторы: Людвиг Мне ван дер Роэ и Ле Корбюзье. Именно тогда благодаря наставнику Гропиус познакомился с новыми течениями в архитектуре, с промышленным дизайном и с теми возможностями, которые открывались благодаря технологиям.

В архитектуре того времени начался важнейший период, когда стало возможным воплотить практически любые фантазии, начерченные на бумаге; открывается мир невиданных форм и экспериментов, которые : тыне не подчиняются прежней стоечно-балочной и арочной системам с их строгими законами и распределением силы тяжести. Югендстиль, поздний классицизм его отголоски в «Веркбунде» стремительно уходят в прошлое. Гропиус работал с Беренсом более трех лет,  проектируя, главным образом, промышленные объекты для фирмы «АЭГ».

Берлин. Турбинный завод. Вальтер Гропиус. AEG-Turbinenwerk in Berlin-Moabit

Еще в рамках «Веркбунда» высказывались идеи стандартизации, но они были отвергнуты Анри Ван де Вельде и Беренсом с тем обоснованием, что это постепенно приведет к деградации архитектурных замыслов и чрезмерному подражательству, отсутствию творческого и авторского начал в проектах. Гропиус вернулся к этой идее, когда проектировал рабочие жилища, которые представил «АЭГ» в 1909 году.

Самостоятельная карьера

В 1910 году Гропиус начал самостоятельную деятельность в качестве дизайнера и архитектора. Перед этим он отправился в поездку по Италии, Франции, Англии и Дании, где изучал образцы новой архитектурной мысли.

Вернувшись, Гропиус резко изменил свою профессиональную жизнь — ушел из мастерской Беренса. Но он не сразу оказался в архитектурном русле и некоторое время работал как дизайнер. Для промышленного производства Вальтер проектировал образцы автомобильных кузовов, локомотивов, тепловозов, а для отделки жилищ — серийную мебель и обои. Совместно с Адольфом Мейером, столяром, краснодеревщиком и архитектором, Вальтер открыл собственное бюро. Главной его целью провозглашалось воплощение в жизнь новаторского архитектурного стиля.

Даммершток. Общий вид жилого дома

Одновременно он активно публиковался в ежегодных журналах «Веркбунда», выступал с докладами на различных архитектурных конференциях. Главные его теории касались разработки нового заводского комплекса со всеми его промышленными требованиями. Новизна заключалась в попытке создать рационально организованное пространство с удобными интерьерами, которые могли бы стимулировать работу и облагораживать механический труд.

В 1913 году Гропиус опубликовал статью под названием «Развитие индустриального строительства», в которую были включены десятки фотографий фабрик и зерновых подъемников в Северной Америке. Мощная теоретическая база текста Гропиуса оказала влияние на многих европейских модернистов, включая Ле Корбюзье и Эриха Мендельсона, которые обращались к труду Гропиуса и не раз использовали подготовленные им иллюстрации в дальнейшем.

Сотрудничество Гропиуса и Мейера

Вскоре в руках Вальтера оказался крупный заказ, ставший первым значительным его произведением в архитектурной области. Совместно с Адольфом Мейером Гропиус спроектировал здание обувной фабрики «Фагус» в Альфельд-на-Лайне.Обувная фабрика "Фагус"

В этом здании выразил себя во всей полноте тот стиль, который будет в дальнейшем ассоциироваться с именем Гропиуса и со школой «Баухауз»: здания состояли в основном из стекла и стали, строительные средства выбирались наиболее экономичными.

Для выставки Немецкого союза ремесленных предприятий, которая проходила в 1914 году в Кёльне, архитекторы построили «Образцовую фабрику». Ее комплекс состоял из трех корпусов: административного, гаража и собственно самой фабрики. Особенно интересным оказался проект административного здания: две спирально закрученные лестничные башни из железобетона были заключены в остекленные цилиндры. Позднее, в 1920-е годы, такой же прием использовал Эрих Мендельсон при проектировании универсальных магазинов.

Служба в армии

Карьера Гропиуса, развивавшаяся столь быстрыми темпами, прервалась в 1914 году из-за Первой мировой войны. Его, как резервиста, призвали на службу старшим сержантом. Вальтер воевал на Западном фронте, где был ранен и находился на краю гибели, впоследствии получил награду Железный крест («…когда она еще что-то значила», — замечал сам Гропиус).

Война сильно повлияла на мировоззрение Вальтера и отразитесь на его дальнейших архитектурных идеях. Впрочем, это риторическое наблюдение, так как после войны изменился весь мир. В архитектуре появилось еще боль-глее тяготение к простым формам.

В Германии устанавливается Веймарская республика (1919-1933 годы). За ее сравнительно короткий срок существования в стране произошли большие перемены: от послевоенной дегрессии и галопирующей инфляции государство вышло к периоду подъема во всех сферах жизни. Однако эти «золотые двадцатые» (1924-1929 годы) закончились агонией и распадом Республики, быстрым приходом к власти национал-социалистов. Судьба Гропиуса и развитие школы «Баухауз» непосредственно связаны с циклами политической жизни Веймарской республики.

Солнечный дом. Вальтер Гропиус

Семейная жизнь

После войны в 1915 году Вальтер женился на Альме Малер (1879-1964), вдове знаменитого австрийского композитора Густава Малера. Их роман начался еще при жизни ее первого мужа, но брак с молодым Гропиусом она заключила только после смерти Густава, а также после еще двух романов — с художниками Климтом и Кокошкой.

В 1916 году у Вальтера и Альмы родилась дочь, которую назвали Манон — в честь бабушки по линии Гропиусов. В 1935 году, в возрасте 18 лет, Манон умерла от полиомиелита, композитор Албан Берг посвятил ей («памяти ангела») свой концерт для виолончели. Брак Гропиусов распался задолго до этого печального события — в 1920 году (к этому времени у Альмы уже был роман с ее следующим мужем — Францем Верфелем). Гропиус же в 1923 году женился на Ильзе Франк, с которой оставался неразлучен до конца своих дней в 1969 году. (Ильза пережила мужа и умерла в 1983 году, в Лексингтоне, штат Массачусетс.)

Школа «Баухауз»

В ряде архитектурных явлений в Германии начала XX века важное место заняла школа «Баухауз» (так же называется и стиль, пропагандировавшийся в школе), созданная Анри Ван де Вельдом и возглавленная, по его рекомендации, молодым берлинским архитектором Вальтером Гропиусом, только вернувшимся с войны.

Здание школы Баухауз

Во многом творческие принципы баухауза сложились под влиянием предшествующих и современных ему направлений в архитектуре — югендстиля (модерн с немецким акцентом) и стиля «Веркбунда» («промышленного союза»). Они были ориентированы на «демократичность в архитектуре, «заботу о человеке», объединение ремесленных навыков с техническими возможностями, упрощение и «функционализм».

В конце XIX — начале XX века разобщенность машинных технологий и ремесленничества, противоречие между промышленной архитектурой и кустарной, между ускоренными темпами строительства и стремлением придать любому изделию художественность, эстетичность представляли собой в архитектуре одну большую проблему.

О ее решении размышляли в одиночку такие мастера, как, например, Уильям Моррис (Англия); одиноким пророком утопии машинного века оставался Ле Корбюзье. Но в Германии эту задачу взялись крупные организации, над ней бились коллективы художников и архитекторов, работавшие, разумеется, более эффективно.

Реконструированная директорская комната В. Гропиуса в здании «Баухауза». Веймар, Германия

Ведущей среди таких организаций оказалась школа «Веркбунд» (1907-1938 годы), которая просуществовала дольше, чем Баухауз». Вальтер Гропиус был последователем  идей Веркбунда и развил их в своей школе. Сам Вальтер Гропиус писал о стиле баухауз следующее: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным,  дешевым и красивым».

Еще в период существования «Баухауза» высказывалось мнение, что провозглашенные идеи о слиянии машинного и ручного производства — утопичны, это впоследствии привело к уходу Гропиуса из школы, однако он оставался на посту директора дольше, чем все руководители после него.

Всего в развитии «Баухауза» выделяют от трех до пяти стадий. Вальтер Гропиус был первым директором школы с 1919 по 1928 год, после него этот пост занял Ханнес Мейер, а в 1930 году — Людвиг Мис ван дер Роэ. Они — основные руководители, но помимо них в разные годы «Баухазом» управляли: И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлем-мер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штельцль.

Школа «Баухауз» появилась в Веймаре в 1918 году, ее торжественное открытие состоялось 25 апреля 1919 года. Новая междисциплинарная гимназия искусств возникла в результате объединения Саксонско-Веймарских Высших школ изобразительных и прикладных искусств. Гропиус, приняв на себя руководство, сильно изменил прежний преподавательский состав. Междисциплинарный характер выражался в том, что помимо архитекторов в «Баухауз» привлекались также и мастера живописи: Василий Кандинский, Поль Клее, Ласло Мохой-Надь. Гропиус не скрывал восхищения перед авангардной, конструктивистской и абстрактной стилистикой их работ и намеренно отгородил школу от влияний экспрессионистов. Вступительный курс Вальтер поручил вести молодому художнику Иоганну Иттену. Также школа выпускала одноименный журнал и серию баухауз-книг.

Гропиус воодушевленно принялся за работу, провозглашая торжество ремесленничества и в то же время — технократизм (первая фаза «Баухауза»): «Искусство и техника — новое единство! Техника не нуждается в искусстве, но искусство очень нуждается в технике — пример тому архитектура!» Конечно, это была утопическая идея, и к 1922 году она себя исчерпала, перестроившись на более конструктивистский и общедоступный лад.

Первый Международный конгресс прогрессивного искусства (Дюссельдорф, 1922 год) пришел к выводу, что «честные ремесленники» и создаваемые ими «кривые» произведения, а имелся в виду, прежде всего, «Баухауз» Гропиуса, — «очень буржуазны». Предметы «ручной работы» может себе позволить только состоятельный человек, а «небуржуазным», общедоступным может быть только машинное искусство. С 1922 года курс был сменен в сторону «великой архитектуры как дела всего народа» (вторая фаза). Под «всем народом» имелся в виду рабочий класс, то есть «новые интеллектуалы» неразвитые уровни народа, поднимающиеся из глубин . Именно в них Гропиус видел главных потребителей новой архитектуры.

Концепция строительных кубиков

В 1922 году, конкурируя с новыми идеями организации частного пространства Ле Корбюзье, которые он воплотил в доме «Ситроен», Гропиус предложил на суд общественности концепцию «строительных кубиков». Она представляла собой стандартизированный набор из компартиментов со свободным совмещением в пространстве и взаимозаменяемыми функциями. В комбинации они выстраивались в единую жилую ячейку вокруг центрального помещения.

Такие постройки благодаря своей гибкости должны были оказаться востребованными самыми разными слоями общества. Гропиус со своими студентами начал проектировать поселок для «Баухауза» по этому образцу в местности Ам Хорн на краю Веймарского парка, но инфляция и надвигающийся экономический кризис не позволили его закончить. Был построен только дом-эталон с планировкой помещений вокруг высокого холла в центре.

м

Третья фаза развития «Баухауза» началась в 1924 году и получила название «функционалистической». Марсель Брейер так охарактеризовал эту новую направленность: «Теперь мы ориентируемся не на мотивы, но на функции». Переход от одной фазы к другой оказался стушеванным из-за конфликта училища с властями Саксонии и усилением националистического крыла в Веймаре.

Новые политические веяния вступали в конфликт с направленностью «Баухауза», пока еще ненамеренно, но все же тяготеющей к коммунистическим утопиям.

Переезд в Дессау

В 1925 году веймарские власти перестали субсидировать школу, и заведение переехало в динамичный промышленный Дессау. Это продлило существование «Баухауза» еще на восемь лет. Гропиус нашел спонсора для переезда школы — X. Юнкерса, которого он заинтересовал проектом стальных домов для авиазавода «Юнкере и К°» (правда, это строительство не было осуществлено). Новый период ознаменовался обнадеживающим и масштабным строительством комплекса зданий специально для «Баухауза» (проект Гропиуса, выполнен в 1925-1926 годах). Этот проект стал своего рода архитектурным манифестом организации, годы в Дессау потом назвали «золотыми».

Гропиус за это время формулирует идею интернациональной архитектуры: «Стремление достичь единой картины мира, характеризующей наше время, предполагает требование освободить творчество от индивидуальной ограниченности и поднять его до объективной значимости…», отказываясь, по сути, от своих исходных ожиданий и концепций по развитию авторского начала в век машинного производства.

Это был плодотворный период деятельности «Баухауза». Модульные и сборные принципы строительства были опробованы под руководством самого Гропиуса при строительстве поселков Тертен и Даммершток, жилого квартала в берлинском районе Сименсштадт, в проекте «Береговая застройка озера Ванзе» в Берлине. Также предлагались смелые идеи высотных крупнопанельных зданий: дом М. Брейера. Тотальный театр» В. Гропиуса и другие.

Здание для архива «Баухауза». Внутренний двор

В 1924 году, в разгар перестроечного для «Баухауза» периода, Гропиус построил дом для своего друга, профессора физики Йенского университета Феликса Ауэрбаха, еврея по происхождению (возможно, это послужило лишним поводом для будущих обвинений в адрес «Баухауза», который нацисты прозвали рассадником «еврейского марксизма»). Это одна из шести частных  построек архитектора. В ней он реализовал экспериментальную идею «Baukastenprinzip» (с нем. — «модульный принцип»), который подразумевал стандартизацию объемов и их максимально возможную вариативность.

Дом Ауэрбаха стал наиболее важным образцом эпохи Neues Bauen (с нем. — «новое строительство»), а также единственным произведением Гропиуса, в котором использовались живописные средства для отделки интерьера: все стены и окна были украшены в соответствии с эскизами Альфреда-Арндта, одного из членов «Баухауза».

Уход из школы «Баухауз»

После ухода Гропиуса из школы из-за концептуальных разногласий с другими участниками и желания вести самостоятельную архитектурную деятельность заведение возглавил Ханнес Мейер. Началась четвертая — «производственная» фаза развития «Баухауза» (1928-1930 годы). Политический радикализм нового директора создал неприятную славу школы в Дессау, что закончилось ее выселением. Даже новый руководитель Людвиг Мис ван дер Роэ и переезд «Баухауза» в здание бывшей телефонной фабрики в Берлине не спасли школу от распада. В 1932 году началась травля, и в следующем году нацистское правительство полностью упразднило школу.

Жилой дом. Т. Цукеркандль. Йена, Германия

В 1934 году Гропиус с помощью своего товарища, английского архитектора Максвелла Фрая, уехал в Италию под предлогом участия в пропагандистском кинофестивале, после которого эмигрировал в Великобританию.

Переезд в США

Какое-то время он жил и работал в английском архитектурном бюро «Исокон». Затем, в феврале 1937 года, Гропиус вместе с женой перебрался в Кембридж в США. В это время их 12-летняя дочь заканчивала учебный год в Англии и только потом приехала к родителям. В 1938 году Гропиус построил новый дом для воссоединившейся семьи в Линкольне (штат Массачусетс). Вокруг возводящегося в духе баухауза здания постоянно толпилась публика. И хотя «никто ничего подобного не видел на сотни километров вокруг», его стилистика вполне вписывалась в местные традиции современной архитектуры, которые уходили корнями в 80-е годы XIX века (Чикагская школа).

Вальтер быстро освоился на новом месте. Еще в 1937 году, в Англии, его пригласили на пост преподавателя архитектуры в Гарвардский университет. В США иные по сравнению с Европой правила: здесь необязательно было заявлять о себе крупным архитектурным проектом, чтобы получить место в университете, поэтому педагогика имела специфический и скорее теоретический, чем практический характер. Неудивительно, что Гропиус начал быстро делать яркие успехи в этой области и завоевывать авторитет: его опыт был уже весьма богат. Он оставался на преподавательском посту до ухода на пенсию в 1952 году.

Группа «Объединенные архитекторы»

Помимо этого в 1946 году Вальтер Гропиус основал группу «Объединенные архитекторы», воплощая в жизнь свою извечную мечту: собрать команду людей, сплоченную большой общей идеей. В коллектив вошли молодые сотрудники Гарварда: Норман К. Флетчер, Джин Б. Флетчер, Джон К. Харкнесс, Сара П Харкнесс, Роберт С. Макмиллан и другие. Фирма успешно существовала не одно десятилетие, пока не банкротилась в 1995 году.

В США значительные заказы получали только мощные коллективы, а маленькие архитектурные бюро выживали, как могли. Гропиус не раз терпел поражение в различных конкурсах, прежде чем ему повезло: через свою новую фирму он получил заказ на проектирование Аспирантского корпуса Гарвардского университета в Кембридже, который был построен очень быстро — в 1949-1950 годах.

Гропиус и его протеже еще по «Баухаузу» Марсель Беенер вместе преподавали в Гарварде. До своего профессионального разрыва они успели поработать над несколькими заказами, в том числе над домом Алана Франка в Питтсбурге и комплексом для Алюминиевого террасированного городка в Новом Кенсингтоне, в штате Пенсильвания. В целом большое количество архитекторов, эмигрировавших в Америку в те годы, — все, как правило, с высоким уровнем образования и уникальными навыками, — внесли колоссальный вклад в развитие архитектуры страны, обогатив стилистику новейшими течениями. Существует даже мнение, что это помогло преодолеть кризис и застой, возникшие в искусстве Америки в начале 30-х годов, когда были неясны дальнейшие перспективы развития.

Здание посольства США. Афины, Греция

Хотя в свои 70 лет Вальтер жаловался на то, что «ему нечего строить», в конце жизни заказы и награды на него так и сыпались. В 1957 году Гропиус ненадолго вернулся в Берлин, где спроектировал девятиэтажный жилой квартал в районе Ганзы в рамках строительной выставки «Интербау». В конце своей карьеры Вальтер стал также членом комитета в Институте технологий Массачусетса. В 1963 году он был удостоен звания почетного доктора Свободного университета Берлина, в 1967 году — назначен членом Национальной академии дизайна, в следующем году получил звание полного академика.

Вальтер Гропиус умер 6 июля 1969 года в Бостоне в возрасте 86 лет. Ему диагностировали воспаление гланд, которое вызвало осложнение. В результате легкие отказали, и Гропиус скончался от нехватки кислорода, успев на прощание сказать о себе: «Я старая упрямая птичка». В начале 90-х годов XX века в окрестностях Берлина был построен район в честь Вальтера, который назвали Гропиусштадт. Этому великому архитектору посвящено множество публикаций и даже целый архив, с полнейшей информацией обо всех его постройках, осуществленных и оставшихся на бумаге.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал