Туристско-информационный центр в районе Асакуса, Токио

Туристско-информационный центр в районе Асакуса, Токио

Изучение истории, функции, «духа» конкретного места перед созданием проекта Кэнго Кума считает обязательным этапом работы, ведь оно дает ключ к интеграции архитектуры со средой и позволяет не нарушить баланс, избежать конфликта с окружающим пространством — сложившимися городскими районами и природой. Одним из ярких примеров проведения анализа контекста во время предпроектных исследований стал Туристско-информационный центр в Токио.

В современном оживленном районе Асакуса, где был выделен участок под строительство, до сих пор сохранены бесценные следы древней истории японской столицы. Например, совсем рядом с Туристическим центром находятся нижние ворота, ведущие в древний буддийский монастырь Сэнсё-дзи, который был основан еще в VI веке и является старейшим в городе.

Здание центра в пространстве города

Здание центра в пространстве города

В довоенный период в Асакусе сформировалась уникальная местная культура, что позволяет и сейчас считать его одним из наиболее самобытных районов Токио.

Знаменитый японский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Ясунари Кавабата охарактеризовал культуру Асакусы как «плодородную смесь прошлого и настоящего, где элитарная традиция сочетается с народной».

Современный район Асакуса совмещает на своих улицах древние памятники архитектуры с новейшими сооружениями, как совмещает функции культурного, развлекательного, торгового и делового районов города. Тонкое понимание значения этого района позволило архитектору выполнить проект сооружения, которое как будто воплощает в себе «дух» места. Совершенно логично, что в результате именно Кума выиграл конкурс на проект Туристско-информационного центра в районе Асакуса, представив исключительно японское умение создавать архитектуру, тонко и точно соответствующую контексту. Постройка оказывает сильное визуальное воздействие на городскую среду, но не подавляет ее.

Туристско-информационный центр в районе Асакуса

Туристско-информационный центр в районе Асакуса

Башня Кумы занимает угол квартала площадью 326 м². Архитектор спроектировал сооружение со сложной геометрической структурой, образованной пересечением различных плоскостей. Месторасположение здания позволило создать интересные перспективы с асимметричной композицией, которые открываются с любой точки зрения на объект. Постройка показывает совершенно новые художественные возможности многоуровневой архитектуры. Вертикальная ориентация здания нивелируется, так как глаз зрителя вынужден скользить по фасадам не снизу вверх, а в горизонтальном направлении, наблюдая за геометрическими характеристиками, уникальными для каждого этажа.

Задача, поставленная перед архитектором, заключалась в необходимости объединить в одном объекте туристический информационный центр, конференц-зал, многофункциональный зал и выставочное пространство. Горизонтальные срезы визуально разделяют башню центра на 8 этажей, у каждого из которых — своя функция и четко определенная роль. Сквозь первый и второй этажи проходит атриум, позволяющий ощутить сложность пространства и его глубину.

Интерьер первого и второго этажей

Интерьер первого и второго этажей

Лестницы, переводящие посетителей с этажа на этаж, представляют собой сложную траекторию, продвигаясь по которой можно почувствовать наклоны крыш на разных этажах. На лестничной площадке между двумя первыми этажами архитектор создал деревянную платформу как место отдыха и общения. Эта зона привлекает посетителей не только свободным Wi-Fi, но и возможностью отстраненно рассматривать картины обыденной жизни японцев.

То есть в данном случае была сделана не обычная смотровая площадка, а место для спокойного и уединенного созерцания вихря проносящейся мимо суеты. Именно с этого уровня открывается прямая линия видимости на знаменитые ворота Каминаримон буддийского монастыря Сэнсё-дзи — главного места паломничества в районе. Перед глазами наблюдателя предстает ежедневно повторяющаяся пестрая картина: мимо проходят люди, спешат рикши, проносятся автомобили.

Внутреннее пространство Туристско-информационного центра разворачивается по диагонали, так как скошенная крыша на каждом этаже создает разную высотность в рамках даже одного помещения. По мнению архитектора, таким образом достигается больший объем пространства в каждом зале, что было бы невозможно при выборе единой средней высоты для каждого яруса.

Интерьер центра

Интерьер центра

На шестом этаже благодаря наклонной крыше удалось образовать террасное пространство, которое прекрасно подходит для размещения в нем театра и кинотеатра. Оно также используется для конференций и других заседаний. На последнем, восьмом, этаже здания расположены небольшое кафе и смотровая площадка, ставшая важным моментом в строительстве и центром притяжения для посетителей. С нее открывается панорама восточной части города, расположенной за рекой Сумида, а также вид на главную и самую высокую телебашню страны — Токио Скай Tree высотой 634 м, одну из главных достопримечательностей современной Японии.

Визуально на фасаде центра легко выделить разновеликие стыки между ярусами, в них архитектор искусно скрыл все технические службы и системы. Благодаря такой инженерной находке актовый зал, многофункциональные зоны, выставочные и другие пространства здания оказались разгруженными и предназначенными только для функционального использования. Это конструктивно-художественное решение, определившее облик фасада, стало композиционной основой сооружения.

Деревянные жалюзи на стеклянных фасадах имеют разные оттенки, так как изготовлены из различных пород. Именно они создают неповторимый ритм вертикальных членений фасада. На каждом этаже он свой. Более плотное или более разреженное расположение пластин жалюзи зависит от степени необходимой конфиденциальности того или иного помещения центра. Оттенок деревянной облицовки каждого этажа, определяемый породой используемого дерева, согласован с цветовой палитрой в интерьере.

Открытая веранда на восьмом этаже

Открытая веранда на восьмом этаже

В оформлении интерьеров Туристско-информационного центра архитектор показал тонкое мастерство. При отделке помещений активно применялись деревянные панели. Использовалось дерево разных пород, оно тщательно обрабатывалось, но, согласно эстетическим представлениям, существующим в культуре Японии уже на протяжении многих веков, не окрашивалось. Изысканным выглядит сопоставление различных оттенков древесины, выявление и подчеркивание красоты ее фактуры. Мягкий рассеянный свет, проникающий в интерьер, визуально увеличивает внутреннее пространство.

При строительстве центра использованы металл, стекло и дерево. Однако именно древесина стала материалом, определяющим облик фасадов, напоминающим о традиционном строительстве в Японии. Здание центра выглядит как стопка небольших деревянных одноэтажных домиков с ломаными крышами, стоящих друг на друге. Внимательный взгляд сразу соотнесет каждый ярус башни центра с мачия — традиционным деревянным домом, получившим распространение в японских городах. В таких домах жили купцы, ремесленники, в них устраивались торговые лавки.

Мачия строились в один или два этажа, покрывались крышей из обожженной черепицы. Одной из главных характерных деталей домов мачия являются деревянные решетчатые окна, а также решетчатые панели, размещенные на фасаде. Рисунок решеток в каждом таком доме уникален. Даже этот штрих мастер сумел перенести на современную архитектуру центра, акцентировав на нем внимание и сделав одним из главных достоинств художественного образа всей постройки.

Не только во внешнем облике, но и в дизайне интерьеров Туристско-информационного центра нашла отражение традиционная японская эстетика простоты и неприукрашенности. Так Кэнго Кума в ярком современном здании, используя передовые технологии, очень тонко передал традиции деревянного строительства своей страны, продемонстрировав не только декоративность архитектурных элементов, но также их целесообразность и практичность как главные качества, характеризующие взаимосвязь красоты и пользы в культуре страны.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • На восьмом этаже размещены кафе и смотровая площадка.
  • Смотровая площадка на уровне 35 метров позволяет увидеть панораму восточной части Токио.
  • Пластины жалюзи на каждом этаже размещены с разным интервалом.
  • На каждом этаже для облицовки фасадов использовались разные породы дерева.
  • В стыках между ярусами скрыты все технические службы и системы.
  • Восьмиэтажное здание выглядит как стопка небольших деревянных домиков.
  • Стеклянные фасады обшиты деревянными панелями, расположенными вертикально на расстоянии друг от друга, выполняющими функции жалюзи.
  • Скошенная крыша создает разную высотность даже на одном этаже.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

девять + шестнадцать =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>