Туберкулезный санаторий в Паймио, арх. Алвар Аалто

Туберкулезный санаторий в Паймио, арх. Алвар Аалто

Санаторий в Паймио — самая известная постройка начала 30-х годов XX века в Финляндии, сразу снискавшая международное признание. Санаторий и последовавшая за ним библиотека в Виипури сыграли принципиальную роль в творческой судьбе Аалто, сделав его имя известным за пределами Финляндии. Эти сооружения и сегодня восхищают четкостью реализации функционалистской концепции, смелостью форм, композиционной цельностью и ясным порядком.

Аалто участвовал в конкурсе на проектирование туберкулезного санатория, объявленном в рамках масштабной государственной программы строительства здравниц в каждой провинции Финляндии в связи с широким распространением туберкулеза (конкурсный проект 1928 года, 1-я премия). В здании санатория, возведенном в 1929-1933 годах, прослеживается навеянная Ле Корбюзье архитектурная тема, как и в здании издательства газеты «Турун саномат». Санаторий назвали «комплексным социальным произведением искусства», так как проектирование высочайшего профессионального уровня впервые было осуществлено для простых людей.

Комплекс санатория состоит из блоков контрастных очертаний, развернутых веером в соответствии с условиями инсоляции и живописным ландщафтом. Архитектор значительно расширил зрительное восприятие объекта, отказавшись от прямого угла, добился тесной связи комплекса с ландшафтом, хотя он и контрастирует с мягким лесным пейзажем.

Туберкулезный санаторий в Паймио, арх. Алвар Аалто

Взаиморасположение и ориентация корпусов четко следуют их функциям. Комплекс включает три основные зоны: в первой вдоль застекленной галереи размещаются больничные палаты и холлы, обращенные окнами на юг; во второй — процедурное отделение, операционные и администрация; в третьей — помещения для обслуживающего персонала и технические. Все зоны связаны между собой центральным вестибюлем с лифтами и лестницами.

Палатные отделения ориентированы в сторону леса. К каждому из них поэтажно примыкает солярий. Плоская кровля также используется в качестве солярия на 120 человек, она ассоциируется с палубой океанского лайнера, проплывающего по зеленым «волнам».

Основной планировочной единицей является палата на двух человек, имеющая естественную инсоляцию. Аалто отказался от механической вентиляции, так как, по его мнению, естественное поступление свежего воздуха способствует выздоровлению пациентов. В связи с этим были сделаны окна особой конструкции: поступавший с улицы воздух постепенно нагревался между двойными рамами и попадал в палату. Проект содержит смелые для своего времени решения: это конструкция шестиэтажного солярия в виде консольных плит, поддерживаемых одним рядом железобетонных пилонов.

Санаторий в Паймио, отличающийся органичной планировкой и конструктивной изобретательностью, стал программным произведением так называемого белого периода в творчестве архитектора, в рамках которого складывался образ «северной» архитектуры.

Туберкулезный санаторий в Паймио, арх. Алвар Аалто

В своей известной статье «Гуманизация архитектуры» (1940) Аалто делился соображениями относительно опыта проектирования объекта: «Чтобы узнать, как человек реагирует на те или иные формы и конструкции, очень полезно “проверять” их на особо чувствительных людях, например больных. Подобные эксперименты проводились в связи со строительством туберкулезного санатория в Паймио и в основном охватывали две группы факторов: 1) ощущения человека в предназначенном для него помещении; 2) изоляция человека от большой группы людей. …Исследование ощущения индивидуума в его жилище проводилось в экспериментальных помещениях и касалось формы этих помещений, окраски, естественного и искусственного освещения, отопительной системы, звуко-изоляции и т. д. Обычная комната — это комната для человека, живущего в вертикальном положении; больничная палата — это комната для человека, чья жизнь определяется горизонтальным положением, и окраска такой комнаты, ее освещение, система отопления и т. п. должны учитывать это обстоятельство. На практике это означает, что потолок должен быть темнее стен… искусственный свет не должен исходить как обычно из светильника на потолке — основной его источник за пределами поля зрения больного. Что же касается отопления, то в больничной палате следует использовать потолочные радиаторы…» В таком ключе автор подробнейшим образом проанализировал все элементы оборудования больничной палаты, чтобы напомнить: «архитектурные методы — всегда комбинация технических, физических и психологических элементов, они никогда не основываются на учете какого-либо одного конкретного фактора».

Во время работы над комплексной средой здравницы у супругов Аалто накопился опыт в сфере дизайна мебели, как стандартной, так и уникальной. Сотрудничество Аалто с Отто Корхоненом, техническим директором фабрики мебели и строительных материалов в Турку, специалистом в области технологии фанеры и гнутого дерева, началось с Дома крестьянина в юго-западной Финляндии. Вместе с Корхоненом архитектор разрабатывал модели стульев для серийного производства. Созданная им мебель из гнутоклееных элементов была революционным открытием, противостоящим стерильной металлической мебели функционализма. Интерьеры санатория в Паймио и библиотеки в Виипури стали существенным шагом в проектировании стандартных моделей, часть которых остается в серийном производстве по сей день.

Туберкулезный санаторий в Паймио стал самым рационалистическим проектом в творчестве Аалто. Это сооружение, как заметил 3. Гидион, «консолидировало веру финнов в потенциальные возможности функционализма», оно подытожило 12-летние искания архитектора. Здание пансионата примечательно еще и тем, что полностью, включая интерьеры, сохранилось — все осталось именно таким, каким было задумано и воплощено около века назад.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

13 − 13 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>